200
201
своими. иламиМЫ ДЕЛАЕМ ТАККОЛЕСА ВСТАНУТ ПО УКАЗКЕОптический стенд для регулировки углов установки углов можно сделать в гараже, как поступил наш читатель из Нижегородской области.Сергей ИВАНЬКО Мне давно хотелось применить какой-нибудь более точный, чем по веревочке, способ проверки схождения и развала колес, но только недавно, с появлением лазерных указок (дети используют их как фонарики), нашел подходящее решение. Схема его представлена на рис. 1. (Она близка к используемой в оптических стендах на СТО.) Чтобы "оживить" схему, нужен ровный, более или менее горизонтальный пол в гараже, а также несколько приспособлений. Первое - экран с излучателем (рис. 2). Его крепят на подставке или на вить из стандартных колесных, ввернув в их головки шпильки. Еще одно приспособление - центрирующие экраны 2 (рис. 5). Разумеется, конструкцию всех элементов можно усовершенствовать, сделать их более удобными. Все зависит от возможностей изготовления и частоты пользования. Прежде чем приниматься за работу, полезно подковаться в теории. В этом поможет брошюра Росс Твега "Ремонт "жигулей" Трансмиссия и ходовая часть" (Изд. "За рулем" 1998). Там же приведены табличные данные, используемые для регулировок. Горизонтальность опорных площадок достаточна в разумных пределах, лишь бы нагрузка не перераспределилась заметно с одного колеса на другое. Чтобы передние колеса при контроле углов легко поворачивались, я ставлю каждое на две металлические пластины, между которыми заложена смазка. Порядок работы таков. Устанавливаем экраны на выбранном расстоянии от опорных площадок. Поверхности экранов должны быть параллельны продольно-вертикальной плоскости автомобиля, горизонтальная средняя линия на экране - параллельна горизонтальной плоскости. В противном случае в измеренных величинах углов появятся ошибки (особенно угла продольного наклона оси поворота а, так как его показания снимаются на краях экрана). При стационарной установке (на стене, например) на экран можно нанести поля допустимых отклонений луча, соответствующие измеряемым углам: по ним вы быстрее и легче сориентируетесь, не прибегая к повторным измерениям. Ставим центрирующие экраны на центры опорных площадок (см. рис. 5). Включаем излучатели-указки и поочередно регулируем лучи так, чтобы каждый из них Рис. 3. Отражатель: 1 - основапроходил через отние; 2 - зеркало верстия в центри(приклеено универсальным клеем). рующих экранах иРис. 1. Схема измерения углов установки колес: 1 - экран с излучателем; 2 - зеркала-отражатели; 3 - установочные пластины.стене гаража. В последнем случае надо предусмотреть регулировку положения лазерной указки, закрепив ее, например, на гибком держателе (рис. 2, б). Расстояние от левого и правого экрана до отражателей может быть разным, что учитывается при вычислениях. Чем больше расстояние, тем крупнее будут измеряемые величины на экране, а следовательно, точность. Вместо миниатюрных штатных элементов питания указки дешевле использовать внешний источник постоянного тока напряжением 4,5 В (например, батарейки для карманного фонаря). Второе приспособление (рис. 3) устанавливаем на колесо - это зеркало, отражающее на экран луч указки. Болты крепления 1 (рис. 4) можно изгото200 12/2000 ЗР8 Вертикальная средняя линия Горизонтальная средняя линияfв-ЛTtl1• ••••••>Рис. 2. Экран с излучателем (а иб - варианты крепления указки): 1 - подставка; 2 - излучатель (лазерная указка); 3 - узел крепления экрана; 4 - экран. Рис. 4. Крепление отражателя: 1 - болт 2 - гайка; 3 - регулировочная пластина 4 - отражатель.падал на противоположный экран с излучателем. Устанавливаем автомобиль передними колесами на опорные площадки и закрепляем отражатели, поочередно меняя штатные болты крепления диска колеса на специальные. Измеряем расстояние / от поверхностей зеркал отражателей до центров экрана. Поднимаем одно из передних колес и включаем излучатель. Прокручиваем колесо: на экране отраженный луч описывает окружность. Устанавливаем луч в верхней точке окружности. Отпускаем немного переднюю регулировочную гайку верхнего по положению болта и притягиваем пластину с зеркалом задней регулировочной гайкой. Повторяем эту операцию до тех пор, пока луч при вращении колеса не "замрет" в точке. Значит, поверхность зеркала параллельна плоскости вращения колес. Опускаем колесо с отрегулированным отражателем, поднимаем другое колесо и так же регулируем отражатель на нем. Прожимаем подвеску, нажав несколько раз на переднюю часть автомобиля, прокатываем его немного вперед-назад и вновь устанавливаем на опорные площадки. Измеряем угол развала р\ для чего поворачиваем колесо рулем так, чтобы луч падал на вертикальную среднюю линию или рядом. Отклонение луча от этой линии соответствует углу развалапо эксплуатации указывают как разность расстояний между передними и задними краями дисков передних колес, вычисляем отклонение по формуле: b = 2CX//D, где Сх - схождение, / - расстояние от отражателя до экрана, D - диаметр диска колеса (для "Жигулей" - 360 мм), коэффициент 2 - два угла - падения и отражения. Например, при /=1 м схождение в допуске (2-5 мм), если отклонение луча вперед от вертикальной средней линии лежит в пределах от 11 до 278 мм. Схождение регулируем изменением длины обеих рулевых тяг, стараясь сохранить их примерное равенство. Теперь определим угол продольного наклона оси поворота (а) - кастер. Поворачиваем колесо так, чтобы луч оказался на левой или правой границе экрана. Измеряем отклонение луча от горизонтальной средней линии. То же проделываем, повернув колесо в противоположную сторону (луч на другой граниколес. Развал положительный, если луч це экрана). Если отклонения оказались отразился ниже горизонтальной средпо одну сторону от средней линии, из ней линии, и отрицательный, если выше. большего нужно вычесть меньшее, если Величину угла вычисляйте по формуле по разные стороны, их нужно сложить. sin р = а/2/, где а - отклонение луча от Угол вычисляется по формуле: tga = c/s, горизонтальной средней линии, / - расгде с - сумма или разность отклонений, стояние от поверхности отражателя до s - ширина экрана (400 мм). Например, экрана, коэффициент 2 - два угла - падля "жигулей" без нагрузки угол задан в дения и отражения. Для "Жигулей" без пределах 3°30'±30', что соответствует нагрузки угол должен находиться в превеличине с = 244 мм ±3,5 мм. При регуделах 0°5'±20', что для величины /=1 м лировке помните, что углы продольного соответствует отклонению на экране: наклона оси поворота у обоих колес должны быть равными. а = 2-0,00145-1000 = 2,9 (±11,6) мм. Для контроля схождения колес (Сх) Эффективность способа подтверустанавливаем их так, чтобы на одном из ждена измерениями на стенде СТО и экранов луч падал на вертикальную результатами эксплуатации нескольких среднюю линию, а на втором экране измашин: на дороге они ведут себя как померяем отклонение (Ь) от нее. Поскольложено. износ шин - равномерный. ку величину схождения в руководствах •Рис. 5. Настройка излучателей: 1 - экран с излучателем; 2 - центрирующий экран; 3 - установочные пластины (см. рис. 1,3). ЗР 12/2000 201