124
125
МЫ И АВТОМОБИЛЬПровинцияМУРМАНСК, ЧТО НА ПУТИВ самом северном из областных центров России заканчивается автомобильная дорога и начинается Северный морской путь.Игорь МОРЖАРЕТТО Вначале об одной истории, случившейся более тридцати лет назад. В Мурманской области, на 90% расположенной севернее Полярного круга, зима со всеми положенными атрибутами продолжается девять-десять месяцев, а лето - всего месяц-другой. Но зато оно бывает таким!.. В этом году, например, почти весь июль, когда в Москве шли дожди и температура поднималась не выше 17°С, в Мурманске держалась рекордная для этих мест жара под 40! После работы буквально весь город выбирался к воде (а озер и речушек даже в центре несчетное количество), загорал, купался до глубокой ночи... Да какой ночи, если в это время солнце круглые сутки не уходит за горизонт! Так вот именно в похожее время некогда пожаловал сюда с официальным визитом Никита Хрущев. "И это - север?!" возмутился генсек, изнывая от жары. И отменил все северные льготы и надбавки... ХОЧЕШЬ МАШИНУ ЕЗЖАЙ В ЗАПОЛЯРЬЕ Спустя несколько лет надбавки и льготы северянам все-таки восстановили, и Мурманская область снова обрела былую привлекательность. Ну и что до того, что зимой здесь частенько ртуть замерзает в термометре, что постоянно дуют лютые ветра, что под ногами - вечная мерзлота... Главное - здесь люди зарабатывали денег в два-три раза больше, чем на Большой земле, можно сказать, без очереди покупали автомобиль, а отработав десять-двадцать лет, получали квартиру где-нибудь на теплой Полтавщине... Словом, от желающих приехать сюда на работу в советские времена отбою не было. А мурманчанин считался где-нибудь в Калуге завидным женихом... - Сегодня экономическая ситуация у нас в области далеко не безоблачная, считает первый вице-губернатор Сергей Некитаев, долги составляют около 2 млрд. руб. при том, что вся доходная часть бюджета - 2,6 млрд. руб. в год. Увы, не можем мы пока похвастать и крупными инвестиционными проектами. Продолжается отток населения, причем трудоспособного - в области уже проживает меньше 1 млн. человек. Зато пенсионеры выехать никуда не могут - нет средств. ДОРОГА НА... ВЛАДИВОСТОК И все же в городе-герое Мурманске, где большая часть кораблей годами стоит у причала в напрасном ожидании ремонта, а половина предприятий закрыта, сегодня ударными темпами строится мост через Кольский залив, который соединит Заводской район с центром города. Подобного моста в таких широтах, между прочим, в мире нигде нет: общая длина - 2,5 км. Только вот зачем мост региону, из которого народ бежит? - Сейчас кое-кто считает, что можно было сэкономить деньги, не затевать эту стройку, - говорит Сергей Некитаев. Но давайте посмотрим чуть-чуть вперед. В прибрежных водах открыты гигантские месторождения газа, начинается промышленная разведка, уже планируется строительство газоперерабатывающего заво-Новый мост через Кольский залив.да. Все это неминуемо вызовет всплеск деловой активности в регионе. Мало того, что мост нужен городу и области, видеть его построенным очень хочет... правительство соседней Норвегии. Оно - за активное деловое сотрудничество с Мурманской областью. Когда после кризиса 1998 года в Москве закрылось представительство крупнейшего норвежского банка, оно открылось... в Мурманске. И новый мост, по замыслу норвежских и мурманских властей, в ближайшее время (а его ввод намечен на 2001 год) станет частью автострады от границы до областного центра. Кстати, сама дорога, как и новый комплекс КПП "Борисоглебское", строятся частично на норвежские кроны. - Старая дорога с грунтовым покрытием была открыта для проезда иностранцев1Mitatiiii ИЗ ЛИССАБОНтивных водных артерий нового тысячелетия. Это пока ее используют только для "внутренних" нужд (руду из Норильска везут, грузы и продовольствие по прибрежным городам и поселкам развозят), а лет через десять, по оценкам экспертов, Севморпуть будет ежегодно пропускать до 15 млн. тонн грузов в год - из Европы в Азию и обратно (для крупнотоннажных грузов это будет выгоднее, чем дорога по суше!). А теперь вспомним - полгода назад сдан в эксплуатацию супермост через пролив в Дании, и Евросоюз торжественно объявил о вступлении в строй единой автотрассы от Португалии до Норвегии. Так что, выходит, Мурманск скоро может стать ключевым перевалочным пунктом на пути из Лиссабона во Владивосток и Токио... ТАКСИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ФУРАЖКИ Типичная сцена в мурманском торговом (рыбном и т. д.) порту лет двадцать назад (в стране - помните? - "развитой социализм"). Из полугодового плавания возвращается торговое судно (траулер, плавбаза...). У пирса выстроились все имеющиеся в городе такси. С трапа сходит первый моряк. Подкатывает одна машина, водитель распахивает дверь. Моряк небрежно швыряет свою фуражку на сиденье. Такси отъезжает, водитель лишних вопросов не задает, маршрут известен давно: в ресторан "Полярные зори". Вторая машина повезет китель, третья - сумку и лишь на четвертой устроится сам "морской волк". И тут на трапе появляется следующий... Так по неписаной традиции гуляли мурманские моряки, вернувшиеся домой после полугодового (а то и больше!) рейса. Сейчас рассказы о загулах отошли в область легенд, да и "волги"-такси на улицах города давно сменили "омеги" и "пассаты". Мурманск все-таки крупнейший морской порт, и моряки навезли сюда (и не только сюда, а йв Россию вообще) порядочно иномарок. растаможенных по "льготной" схеме. Рассказывают, иные суда бросили рыбу и гребешок ловить, целиком переключившись на доставку из Германии и Голландии подержанных иномарок. За последние пять лет количество личного автотранспорта в области увеличилось в 2,5 раза! Любимая машина любого мурманчанина. конечно же, "Пассат" (видимо, многим знакомо название ветра). И первый фирменный сервис, который появился в городе, занимался ремонтом "фольксвагенов". Потом открыли свои сервисные станции "Опель" и "Тойота"; две мастерские специализируются на ремонте впрысковых двигателей. О запчастях позаботились соседифинны: у них сегодня с мурманчанами несколько СП, готовых доставить буквально за несколько часов любую деталь. В Финляндии же местный автобусный парк в свое время закупил партию подержанных городских автобусов "Сису" и "Вольво". - Наши, как всегда, при этом попытались сэкономить, - рассказал Андрей, водитель "Сису". - Купили совсем древние машины, 15-летние, зато дешево. В ремонт за два года вложили уже больше! А вот наши соседи из Североморска, те умнее. В Норвегии, оказывается, по закону городские автобусы нельзя использовать больше восьми лет, и весь Киркинес забит пусть и подержанными, но отличными машинами - их пригоняют сюда для продажи североморцам. Местные автолюбители и мелкие предприниматели, которые до прошлого года, казалось, и слышать об изделиях отечественного автопрома не хотели, после отмены льгот для моряков (это произошло в январе 2000 года) снова повернулись к "жигулям" и "волгам". Они, конечно, не так комфортны, как иномарки, но - дешевле и вполне приемлемы на здешних зимних дорогах. Среди "новых мурманчан" более всего популярна в нынешнем сезоне вазовская "десятка", а местные предприниматели теперь возят товары из Питера и Финляндии на "газелях". Так что жизнь идет несмотря на то, что лето здесь всего месяц, от силы - полтора, а остальное время года - зима.в дневное время и только четыре раза в неделю {вдоль нее расположено несколько военных городков), - продолжает вице-губернатор. - Норвежцы просили, чтобы проезд был возможен в течение всей недели. Мы согласились, но при условии, что они помогут дорогу спрямить и реконструировать. Наши соседи уже вложили 15 млн. норвежских крон, сейчас обсуждаем очередной этап проекта. Новая дорога придаст импульс нашим деловым отношениям. Кстати, глядя на норвежцев, "зашевелились" и финны: больше 5 млн. евро выделили на реконструкцию грунтовой дороги, что ведет от КПП "Лотта" на границе к Мурманску. Интерес иностранцев к заполярной области, конечно, не случаен. В последние годы здесь открыты несколько крупнейших месторождений газа, нефти, цветных и редкоземельных металлов. А будут дороги - не сегодня-завтра здесь может начаться настоящий промышленный бум. Западные бизнесмены умеют просчитать свою выгоду на перспективу... Не забывают они ио том, что от единственного на северо-западе России незамерзающего порта Мурманск начинается Северный морской путь - одна из самых перспекЛето было жаркимЗР12/2000125