162
Расследование"ЛЯГУШОНКА" В КОРОБЧОНКЕне горят фонари заднего хода/ В первую очередь проверьте выключатель, установленный на коробке передач.Максим САЧКОВ Срок службы выключателя фонарей заднего хода, известного в народе как "лягушка" (реже "вэкашка" от обозначения ВК на корпусе), должен быть не меньше, чем у самого автомобиля. Однако большинство "лягушек" умирает намного раньше. Четыре несчастных представителя автомобильной фауны попали в руки следователей ЗР. Первая пара выведена во Владимире на производственном объединении "Точмаш", другая с клеймом ОАО "Автокомплект" - родом из Башкирии. Извечная проблема выключателей димирцы удивились: отказы, согласно заводской статистике, встречаются нечасто. Между тем выяснилось, что этой проблемой обеспокоен не кто-нибудь, а Горьковский автозавод. С его подачи новые выключатели для "волг", которые "Точмаш" выпустит в скором будущем, закрыты специальным резиновым колпачком. А почитателей "жигулей" и "нив" пока порадовать нечем. Впрочем, две владимирские "лягушки", попавшие к нам, не дожили до окисления контактов, отказав куда раньше. Симптомы следующие: белые фонари на непорядок и повод задуматься производителям и выключателей, и коробок передач. Но агрегаты без последствий переварили непонятные соринки... а выключатели, не выдержав, приказали долго жить. Башкирские "лягушки" отличились негерметичными корпусами: пластмасса легко прокручивалась в металлическом основании. Через неплотности на внутренние контакты попадали масло и грязь, и выключатель переставал работать (фото 2, б). На "Автокомплекте" заверили, что проблема решена еще три года назад: тогда пересмотрели технологию сборки, немного изменили конструкцию металлической части, стали строже контролировать качество. Не хочется думать о бесполезности этих мер - посчитаем, что нам попали старые "лягушки" или подделки.Слева направо: две владимирские "лягушки" ВК-148 и ВК-148Б-М, башкирская ВК-148.Причины неисправностей: а - попадание посторонних частиц ("Точмаш"); 6 - негерметичный корпус ("Автокомплект").беззащитные контакты. До сих пор ни один производитель не попытался оградить их от убийственной влаги и соли. Пластинки окисляются, контакт в соединениях пропадает, фонари гаснут. Правда, в 1998 году владимирские селекционеры вывели новую породу "лягушек" (фото 1, в середине). Контакты модернизированных выключателей закрыты пластмассой. Такая защита спасает от механического воздействия; окислительные процессы все равно идут полным ходом. Услышав о массовости дефекта, вла1 62 12/2000 ЗРкорме автомобиля горели не только при движении назад, но и вперед. Причину выяснили сразу после вызволения выключателей из коробок передач. Шарик, контактирующий со штоком вилки включения задней передачи, крепко залип в корпусе и замкнул контакты. Чтобы понять, почему он навсегда замер, произвели вскрытие. Паралич вызвали инородные частицы, попавшие внутрь "лягушек" вместе с маслом (фото 2, а). Значит, причина крылась в смазке либо грязь попала при сборке. Конечно, этоИ все же странно получается. Автолюбители сетуют на ненадежные детали, выключатели выходят из строя, а заводы уверяют нас в обратном. Видимо, большинству читателей журнала и сотрудникам редакции просто не везет - из великого множества качественных деталей им достаются... негодные. Остается надеяться, что усилиями владимирского и башкирского заводов "лягушки" станут, как в сказке, царевнами...