120
121
МЫ И АВТОМОБИЛЬРазмышляя над статистикойБОЙСЯ "ШЕСТЕРКИПортрет среднестатистического аварийщика представили нам очередные сводки дорожно-транспортных происшествий.Игорь МОРЖАРЕТТО В самом деле, а как он выглядит, этот аварийщик? Может быть, в облике 'беспредельщика" на "Мерседесе", облаченного в супермодный пиджак ис золотыми цепями, или небритого пьяненького сельского механизатора за рулем раздолбанного "газика"? Чтобы попробовать установить истину, мы обратились к статистическим данным ГУ ГИБДД России, ГИБДД Москвы и НИИ автомобильного транспорта Минтранса РФ. МИФ ПЕРВЫЙ Ежегодно у нас регистрируют около 160 тысяч дорожно-транспортных происшествий (440 - каждый день), в которых больше 180 тыс. человек получают ранения. Почти 30 000 (если быть абсолютно точным - 29718) в прошлом году погибло в ДТП. Причины не так очевидны, как может показаться. Уже стало общим местом ругательски ругать плохие дороги в России: мол, даже дорогами их назвать нельзя, одни направления. Все это так, но вот строгая наука статистика утверждает: доля ДТП, когда регистрируют неудовлетворительные дорожные условия, практически не меняется и остается на уровне 11-15% (из них больше половины - 52% - низкое сцепное качество покрытия, а по 12% - неровное покрытие и недостаточное освещение). Но к большинству всех ДТП плохие дороги никакого отношения не имеют: они происходят в городах и населенных пунктах (72,9%), где покрытие хорошего качества, причем на прямых участках ис хорошей видимостью (93,5%). Впрочем, местом аварий на загородных дорогах тоже преимущественно бывают прямые участки (88,7%). Для сравнения: ДТП на перекрестках случаются в 6,7% случаев, на долю мостов и эстакад приходится всего 1,7%, а железнодорожных переездов и тоннелей и того меньше - 0,4% и 0,01% соответственно. МИФ ВТОРОЙ Россия - страна северная и естественно полагать, что больше всего аварий случается зимой. На самом деле пик аварийности у нас традиционно приходится на август - период массовых отпусков и сбора урожая (может, этот самый урожай сразу перерабатывается в самодельные крепкие напитки и тут же потребляется?). А реже всего ДТП происходят в феврале (в среднем в 2-2,5 раза меньше, чем в августе). Кстати, эти цифры - средние по России: в столице, где автотранспорт редко ставят< f c1 20 12/2000 ЗР В ПЯТНИЦУ!на зимний "прикол", сезонность ДТП не так заметна (правда, небольшой всплеск традиционно приходится на октябрь). Самый опасный день недели, понятное дело, пятница - впереди выходные, можно чуть и расслабиться. Так и расслабляемся из года в год. Самый безопасный, соответственно, воскресенье (ДТП в этот день происходит обычно на 25-30% меньше, чем в пятницу, - народ, видимо, собирается, готовится к новой трудовой неделе). Легко догадаться, почему пик аварийности в течение суток приходится на ранний вечер, с 18 до 20 часов - с работы домой поспешаем. В результате многие попадают вовсе не домой, а на больничную койку. Тем не менее самые тяжелые последствия обычно имеют ДТП, которые произошли глубокой ночью - с 3 до 6 часов утра. Хотя дороги в это время почти пустые. ПОЧЕМУ И КАК При нашей общенациональной любви к быстрой езде (безо всяких внутренних ограничений) на первом месте по видам ДТП стоит наезд на пешехода (47,9%), затем идут столкновения с себе подобными, тоже воображающими, что они шумахеры (24,7%), и наезды на препятствие или мирно стоящую у обочины машину (8,8%). Что же до причин ДТП, то в 75% (!) случаев виноват водитель, нарушивший правила. Немало случаев, когда причиной аварии становятся перебегающие улицу в неустановленном месте пешеходы (в каждом шестом случае - нетрезвые). А вот автомобили наши, судя по статистике, мы ругаем зря: технические неисправности в качестве причин аварий случаются довольно редко - только в каждом пятидесятом ДТП (при этом в 36% случаев отказывали тормоза, в 26% - фары, в 16% подвели шины ив 13% - рулевое управление). Ответы на вопрос, как именно мы правила нарушаем, следует, видимо, искать в особенностях национальной психологии: впитанное, кажется, с молоком матери неуважение к законам и правилам плюс пресловутая любовь к крепким напиткам и быстрой езде. Итак, наши водители совершают ДТП, нарушая следующие пункты правил: превышение скорости (38,2%), отсутствие водительских прав (24,0%), управление автомобилем в нетрезвом состоянии (19,8%), нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу (18%).'•т.ЛшшвщшшSrfДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Кто больше всего нарушает? Ответить на этот вопрос оказалось весьма сложно. В органах ГИБДД почему-то такой статистики не ведут, а в страховых компаниях она проходит под грифом "Для служебного пользования". Видимо, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов. По неофициальным же источникам, наиболее "аварийноопасным" считается возраст от 20 до 25 лет. Среди мужчин, естественно. Женщины в компании аварийщиков представлены мало. Пока их много меньше за рулем, чем мужчин, к тому же они значительно осторожней и осмотрительней. (По данным германского автоклуба АДАЦ, "идеальный водитель" - это работающая женщина от 40 до 50 лет!) Среди "авторов" ДТП представлены абсолютно все возрастные и социальные группы, все национальности, населяющие Россию. И все же, в основном, нарушители - жители городов. Туманом покрыты и данные о наиболее аварийных моделях. Причины те же (нет статистики) плюс различия в автопарках наших регионов. В Приморье, к примеру, где практически 90% автомобилей - подержанные праворульные иномарки, на первом месте, естественно, "Тойота" (как самая массовая модель). В среднем же по стране печальное лидерство держат "шестерки" (по той же причине массовости), практически в затылок им дышат "девятки". Но, если посмотреть дневную сводку происшествий в Главном управлении ГИБДД МВД РФ, каких только машин там не обнаружишь! От антикварных "москвичей-401" до "супернавороченных" "лексусов"! Так какова же мораль из всего сказанного? Будьте на дороге предельно внимательны и осторожны. Особенно, когда вечером в пятницу на прямом участке шоссе вам навстречу несется белая (самый распространенный цвет!) "шестерка", а за рулем ее добрый молодец лет этак двадцати пяти да еще слегка "под градусом" (ну что станет с кружки-другой пива?)... А может быть, это - вы?.. D ЗР 12/2000 121