136
137
138
139
140
141
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИСложности начались еще до поездки, с поисков карты предстоящего путешествия. В Москве есть любые: России, Америки и Республики Кот-д'Ивуар. Нет только лунной поверхности и Казахстана. Решили довериться дорожному атласу еще СССР, а главная надежда на язык. Доведет и до Киева, и до Иссык-Куля. А из закупленных'См. ЗР, 1999. Ni 10:2000, W» 9.продуктов голубцы оказались совершенно несъедобными. В "Святогоре" за неделю до старта лопнули и осыпались в картер дистанционные шайбы в коробке передач. Пришлось менять синхронизаторы и побитые шестерни, вместе с главной парой. Ремонт (своими силами!) обошелся в четыре с половиной тысячи рублей. Цены на эти железки непомерно раздуты. "Орбита" получила наконец новый кузов. Что больше настораживало, чем радовало - как-то скажется эта замена в долгой дороге? "Шестерка" обзавелась очередным, третьим по счету редуктором заднего моста. Замена их через 20 тыс. км стала уже зловещей традицией. Тронулись в путь затемно. В густом предрассветном тумане на пересечении МКАД и Боровского шоссе, поперек двух13612/аооо ЭР полос брошена старенькая "копейка". Ни знака, ни фонарей, ни одной живой души! В двух шагах ярко светятся окна поста ГИБДД. Блюстители, похоже, коротают время в ожидании "поклевки". Мы-то разъехались, а вот успеет ли отвернуть хорошо груженный "дальнобой"? До Челябинска дорога накатана, а потому прошла на одном дыхании без особых происшествий. Только новенький спидометр "Орбиты" отказал уже через 300 км. Не беда - идем в колонне ис рациями. Троицк. Таможня. Торговля наклейками "RUS" втридорога. Искусно организованная бестолковость и суетливая беготня. Бумажки, печати, бланки, купюры... Обозленные, уставшие. замороченные водители и холодно-безразличные клерки. Бесконечные объявления, заполнения, регистрации - и деньги, деньги, деньги... Российские таможенники берут по 15 рублей с машины за регистрацию на выезд и "рекомендуют" оплатить по две страховки. Одну - для казахстанской стороны (91 руб.), другую - прикормившейся здесь Военно-страховой компании для российской (30 руб.). Забегая вперед, заметим, что эту 30-рублевую страховку у нас не спросили ни в России, ни в Казахстане. И чего это государевы люди так активно способствуют торговле? Казахстанские таможенники вообще не разговаривают, пока не загонишь машину на стоянку. Само собой, платную, по 8 рублей в час. Оставив в кассе еще по 120 рублей с машины за "Обязательство" (мол, машину не продам - не брошу) и потеряв два часа без малого, мы въехали в суверенный Казахстан. ("Оружия, боеприпасов нет? Проезжайте" - и равнодушный взгляд в пространство, мимо распахнутого багажника.) Бывшая союзная республика встретила раздавленной дорогой. щедро усыпанной по обочинам пшеницей. Ею кормятся воробьи, грачи, суслики и местные жители с метелками и ведрами. А вокруг бесконечная степь - чахлая, выжженная неистовым летним солнцем. Гладкий асфальт, где смело можно "топить" под "сотню", вдруг обрывается выбоиной во всю ширину дороги. Или переходит в глубокие колеи. А на серых буграх - отчетливые борозды, оставленные низколетящими иномарками. Особенно опасно ночью - можно запросто влететь в такую ловушку и покалечить машину. Поэтому немедленно снижаем скорость, лишь только в свете фар покажутся следы чьих-то запоздалых торможений. Это гораздо лучший ориентир, чем слепые предупреждающие знаки "Неровная дорога", развешанные совершенно бессистемно. Кстати, других знаков замечено не было. Оказывается, прямоугольные идут на лопаты для зерна и снега, а из круглых получаются отличные крышки для бочек. Треугольные же в хозяйстве без надобности, поэтому дехкане их не жалуют. Похоже, дорога эта не знала ремонта еще со времен Батыя. Ночевали возле дороги, неподалеку от деревушки с революционным названием Кронштадт. Поужинали, чем Бог послал, из припасов, натянули ватные штаны, телогрейки, закутались в одеяла - и по машинам. Собачий холод и пронизывающий, злой ветер. Одно утешение: нет комаров. Утро. Снова в путь. Северный Казахстан - это уходящие за горизонт поля и огромные элеваторы, а из транспорта - какие-то гоночные (скорость под 60!) импортные комбайны с жаткой во всю ширину дороги - успевай только уворачиваться. У селения Жаксы дорога сменилась путем. Проехать по нему под силу лишь джигиту на верблюде лошадь ноги переломает! Пришлось уходить на север, на Кокчетав крюк в три с половиной сотни километров. А тут еще дала течь канистра, испортив солидную часть продуктов. После Кокчетава вместо зерна на дороге - капуста, изредка попадаются встречные машины. А однажды на обочине даже увидели дорожную полицию. В 15-градусную теплынь блюстители сидели в древнем "Пассате", зато в новеньких, с иголочки полушубках и дорогого каракуля шапках с кокардами. Местная экзотика... Полюбовались. Столица Казахстана - Астана (бывший Целиноград) проплыла мимо как мираж. Запомнился только тонкий голос муллы, грустящий с минарета о чем-то своем, наболевшем, огромные, во всю стену десятиэтажек, портреты горячо любимого Назарбаева и помпезные правительстЗР 12/2000137 вом ряду, прикрываясь автобусом, а где и просто объезжали пост по степи. Дорожные инспекторы на Востоке велеречивы и доброжелательны. Машину останавливают разбойничьим свистом - пальцы в рот. У некоторых в арсенале жезлы. Милицейских свистков не употребляют. Тормознув машину, широко улыбаются, пожимая руку, и лезут обниматься, "обувая", тем не менее, по полной программе. Вместо уставного приветствия звучит"Здорово! Как жизнь? Как здоровье? Дети?". Восток дело тонкое. До того привык к этому, что, вернувшись в Россию, первому же гаишнику протянул руку и рассказал, что здоров, бодр и весел, а жизнь бьет ключом. Инспектор молча полез в планшет за трубкой контроля трезвости. А потом был короткий пятисоткилометровый рывок до теплого Иссык-Куля. На песчаном, со снежком, берегу не повавенные здания, совершенно чуждые заштатному провинциальному городку. На огромном Балхаше побыли лишь полдня. Холодно, промозгло. Пока запасались водой, рассеянный командор Арбузов, заглянув в колодец, уронил в него кепку. Вызволить ее помогла оперативно пойманная кошка (вот она, русская смекалка!). Животное, опущенное на веревкев колодец, с перепугу цеплялось когтями за все, что попадается. Наведением на цель руководил наш механик Петр, бывший крановщик. Былой опыт пригодился так кошкой кепку и вытащили. Обменяли десять литров бензина на арбузы. Плутоватый торговец подсунул несколько подмороженных, пришлось выбросить. Смотреть надо было лучше... А через 400 км на горизонте появились горы. ...Тянь-Шань вздымается стеной над плоской, как стол, степью. Вот она. долгожданная цель! Но сначала - красавица Алма-Ата. И - экологические посты на всех дорогах к ней. С гордостью заявляем: ни разу не заплатили незаконный, однако искусно вымогаемый сбор! Где пробивались с боем и скандалом, где прятались в ле-Команда «За рулем»: Педантичный Володя Арбузов по прозвищу Сусанин-Тямь-Шанский, ворчливый Олег Лисовой, невозмутимый Влад Ключников, и неунывающий Петр Торичный.13812/2000 ЗР Краткий походный словарикощутимо выше (минимальный около 150 рублей) и взимать их на Лавке-см. достархана. Ввлмуздак - мороженое. месте запрещено - только через сберкассу. С конфискацией Велик- рыба (не путать со способом приготовления!). "прав" и последующим обменом их на квитанцию об оплате. Ввтыр - пешеход. Покрышке - наружная часть колеса. Применяется на ТС. Негодная Валюте - рубли, доллары, сомы, тенге. В больших магазинах и на лежит вдоль шоссе на случай зимней поломки на пустынной до заправках принимается валюта только той страны, в которой вы роге. Используется как подогревающее (см. топливо) и сигнальнаходитесь. Или доллары. В качестве взяток приветствуется люное средство в пустынной степи. бая. Селем - приветствие. Взятке - вид оплаты услуг госслужащих. Стимулируется законами,Чвйхвив - пункт приема пищи. В заведении подают бешбармак, актами, приказами, укладом жизни. Например, постановление ашлам-фу, сорпа, хычины, коктал (не путать с коктейлем, это вооб оплате дорожных штрафов через сберкассу. Ясно, что никто все не напиток, а запеченная рыба!), лагман, манты, сарсы, а не сможет оплатить штраф ночью или в выходной, или в пустыне. также борщ, пельмени и котлеты по-киевски. Из напитков кумыс, Взятка зачастую ниже официальной платы и зависит от времени сок и пиво. В чайхане - чай. Но перед едой, а не после. суток, настроения, степени опьянения водителя и инспектора, а Топливо - нечто способное подогреть (керосин, мазут, дрова, китакже от умения торговаться. Негласная минимальная отметка - зяк, самогон). В автомобилях: газ, бензин, солярка, спирт (пос500 тенге (100 руб.). ледний исключительно за пределами России по уважительным Аестархвев-см. чайхана. национальным причинам). В Казахстане и Киргизии на 15-20% доДжигит - батыр, управляющий ТС. роже, чем в России, причем доступен не всегда и не везде. "92-й" еще надо поискать, а с "95-м" и выше вообще проблемы - продаИммиграционная полиция - госслужба, работники которой обязаны отслеживать перемещение иностранцев в своей стране и соют только в больших городах и не каждый день. блюдение ими местных законов и обычаев. Любят проверять доТранспортное средство (ТС) - экипаж, снабженный (как правил кументы на ТС и регистрацию (каждый иностранец обязан зарелесами и способный перемещаться в пространстве без постогистрироваться в отделении полиции в течение трех суток). Не ронней помощи. В Казахстане много стареньких иномарок и маконфликтны (см. взятка). ло новых российских машин, а особой любовью пользуется лоМулле - служитель культа. шадь - верховая, вьючная и запряженная в повозку (телегу). В Мирза - (мудрец) рекомендуемое обращение к полицейскому. Киргизии одно из основных ТС - ишак с арбой либо без нее. Способно уменьшить размер взятки. type - ТС в составе тягача и тележки (прицепа, полуприцепа). В качестве тягача используется ишак, лошадь либо грузовик. В КирОтопител* ("венке") - устройство для подогрева автомобиля. В "Святогоре" работает на максимуме, и все равно тепло плохо гизии нередки фуры чудовищной, около 5 метров, высоты, переподается на ноги. Правая нога босого водителя (стиль у него тавозящие хлопок. Водители боятся малейших уклонов дороги и покой!) красная от жары, а левая - синяя от холода. В "Орбите" ноэтому едут строго по осевой. Но все равно переворачиваются. гам жарко, а стекло обмерзает, как ни двигай рычажки. Чтобы не Достаточно легкого порыва ветра, и огромный парус прицепа разбирать "торпедо" в чистом поле, попросту заткнули тряпкой ложится на бок. Горе тому, кто в этот момент обгонял автопоезд с нижний воздуховод- помогло. И только в "шестерке" уютно. Приподветренной стороны! митивная система подает столько тепла, сколько пожелаешь. И Эколог - человек с большой дороги с жезлом и кокардой. С ним, туда, куда захочется. как в сказке: направо пойдешь - машину потеряешь, налево "права". Правила дорежем» движения (ПДА) - свод законов, регулирующих А прямо - "кирпич"! Свято уверен, что каждый автомодвижение ТС. В каждой стране они свои. В Англии, к примеру, вобиль отравляет природу и его лично ровно на 460 тенге. В борьбе обще левостороннее движение. ПДД Казахстана мало отличаза чистоту родного края может лечь на дорогу перед машиной. Но ются от российских (текст сумели найти лишь на казахском, поквитанцию об уплате не даст. Потому что радеет за собратьевтому скрупулезно разобраться не удалось). Разве что штрафы экологов. Пропускает через пост и на других условиях (см. взятка). Русский проект ляешься. Но купаться надо - когда еще сюда попадешь! Петруха скинул ватник, свитер, стянул штаны ис криком "Эх, мать!" ухнул в воду. За ним, после недолгого раздумья, остальные. Киргиз верхом на ишаке смотрел с удивлением, цокал языком. Разговорились. И аксакал поведал, что есть короткая дорога до Алма-Аты. Не пятьсот, а сто километров. Прямо через горы. "Совсем новий". И он только что по ней проехал. "А мы проедем?" Киргиз долго смотрел на машины, еще больше - на нас. И молвил: "Проедете!". Не рискнуть было просто нельзя. Машины подготовленные, водители опытные. Вперед! Горы. Острый холод разреженного воздуха, бесконечная первая передача, разогретые, теряющие мощность (и норовящие заглохнуть) с каждым метром высоты моторы, жара в салонах от включенных на всю мощь "печек". Из выхлопных труб - черный чад, не хватает воздуха. Вместо дороги полоса, усеянная камнями и неподъемными глыбами. Слева откос, справа пропасть. Перегрелась "Орбита" - отказало реле вентилятора, а на "шестерке" заклинил термостат. Все машины закипели - наверху кипяток холоднее, а теплоотвод в разреженный воздух меньше. И все же мы добрались до самых облаков. И потрогали их руками. И поднялись еще выше. На отметку 3800 метров над уровнем моря. Людьми овладело какое-то веселое опьянение. Хотелось карабкаться дальше. И карабкались отчаянно и зло, расчищая дорогу перед машинами, пока не уперлась она в козью тропу. Пришлось разворачиваться - двигаться дальше можно было разве что с помощью команды, затащившей здоровенный "Ленд-Ровер" на вершину Эльбруса. Внизу, в поселке, навалилась смертельная усталость. Ночью наткнулись на пансионат и решили переночевать на настоящих железных кроватях. Увы, заведение оказалось под замком. Договорились со сторожем, который согласился пустить на постой за 500 рублей, а после коротких торгов снизил до 150 (плюс пять банок голубцов). И было раскупорено шампанское, и был подсчет потерь. На "Святогоре" застучали обе передние стойки, погнулась поперечная тяга заднего моста, побито днище. "Орбите" замяли трубу глушителя, правая стойка забрякала вовсе немилосердно. А поутру, подлатав все, что можно, поспешили домой: надвигалась непогода. На перевал обрушилась метель. За#*- ч ; л >>-Втпомнились аварии на скользкой дороге, покрытое наледью лобовое стекло, согнувшиеся ветви деревьев, алые яблоки в снегу и помидорные поля - красное на белом. Длинная обратная дорога не изобиловала событиями. Те же холодные ночи и бесконечные километры. Встретили кошку, узнавшую нас и пулей улетевшую в степь. И тех самых торговцев арбузами, что продали нам порченый товар. О, сладость мести! - обменяли на дыни дырявую канистру. Чинили понемногу машины и убегали от непогоды, идущей по пятам. Радовались первым березкам, пусть чахлым и низкорослым, но родным. Ехали через Кокчетав, Петропавловск - так удобней и дорога лучше. Россия встретила трехцветным флагом, непролазной грязью, теплом и поборами. Таможня стребовала по червонцу за въезд на Родину. Не пускают нас домой бесплатно. Не заслужили. На дорогах (какими они кажутся ухоженными после Казахстана!) жизнь. Вереницы машин. Заправки. Мотели. Придорожное кафе с многозначительным названием "Вдали от жен". И настоящий густой лес. А никакая не степь. Дома... Итак, подобьем бабки. Пробежав больше 10 тыс. км далеко не гладких до рог. ни одна из машин не встала. У "Орб ты" выгорела прокладка "штанов". На С при замене кузова их притянули самокон трящимися гайками с капроновыми вкла дышами! Пластик расплавился и вытек крепление ослабло. На крыше машины по тертость до металла - сюрприз трансп тировки. Вылетела четвертая передач "Орбита" - выгодное приобретение для того, кто предпочитает домашнему уюту и ненаглядной супруге гаражное братство. Любителю собирать, разбирать, копаться в проводах и железках, крутить гайки и улучшать несовершенное поле деятельности с такой машиной гарантирова-ш но на много лет вперед. Редкая езда будет праздником! Пусть нет на заднем стекле ни "дворника", ни обогревателя - в холод и грязь можно не выезжать, целее будет! Пусть неустойчива "Орбита" в поворотах, пусть скользит по "гребенке". Не "Феррари" поди - проедем помедленней, машину побережем. Зато как лихо едет она по бездорожью и лезет в горки! Вот что значит короткая база. "Шестерка", наоборот, машина для лентяя: "сел-поехал". И она, конечно, ломается. Стала вылетать первая передача. Новедь все познается в сравнении... Пересев в ВАЗ с ИЖа, просто умиляешься аккуратности и опрятности. Все работает, стрелки показывают, лампочки мигают, выключатели исправно щелкают. Бежит по дороге плотно, слитно, без расхлябанности и дребезга. Ощущение добротности и надежности - вот что дарит "шестерка" хозяину. Именно она (мы не сомневаемся) принесет ив будущем меньше всего хлопот. В "Святогоре" в который раз потекли сальники приводов, сгорел регулятор напряжения, отказал вольтметр. Извечныйдребезг "торпедо", нечеткие переключения передач, целый ворох мелких неисправностей, вылезающих одна за другой назойливым ручейком, можно простить за отменную курсовую устойчивость и просторный салон. Действительно всепогодный автомобиль, самый удобный для длительных путешествий - в нем устаешь меньше, чем в других. Да и серьезных капиталовложений он до сих пор не потребовал. Если не считать перебранной коробки передач. "Серебро" и "золото" поделим между "Святогором" и "шестеркой", заметив в скобках, что для многолетней эксплуатации предпочтительней ВАЗ, а для дальних путешествий - "Москвич". "Бронза" традиционно достается "Орбите". По возвращении в Москву на одометре "шестерки"значилось 55081 км, "Святогора" - 54 335 км, "Орбиты" - 44 026 км (сказался длительный простой в ожидании ремонта). о ИТОГИ В ЦИФРАХ 1= Пробег, Расход Средний расход, км бензина, л л/100км "Святогор" 10641 878 8.25 < "Орбита" 10629 832 7,83 ВАЗ-2106 10638 765 7,19Оr^iu L^LLiu^,\|