34
35
ИСПЫТАНИЯТест"САМАРА"К тюнингу (говоря по-русски - доводке) отечественных автомобилей журнал обращается регулярно. Рассказ обычно идет о механике: моторах, коробках, подвесках и прочем. Но быстрый автомобиль - это полдела. Сегодня коснемся комфорта и озаботимся снижением шума.Анатолий КАРПЕНКОВ. Игорь ТВЕРДУНОВ%гт>гшлА а* ш%ожнаиболее эффективен при низких частотах шума. "Виброфол" работает в более широком диапазоне, показывал лучшие результаты в области средних звуковых частот. Задача виброизоляции - изменить частоту колебаний тех деталей кузова, на которые наклеен материал. Дело в том, что та или иная панель кузова, вибрируя с определенной частотой, служит своеобразной мембраной, издающей звук. Так что виброизоляция не глушит шум, а борется с его источником. Обратим внимание: виброизоляционный материал наиболее эффективен, пока он в два-три раза толще металла кузова. Более толстый должным образом уже не работает. Шумопоглощающие материалы - тоже самоклеящиеся: "Шумизол-15К СТ" и "Шумизол-15К ПЭТ" - специальные поролоны с покрытием, соответственно, из стек-УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ Дано: стандартный автомобиль ВАЗ-21093 с впрысковым полуторалитровым двигателем, комплект вибро- и шумоизоляционных материалов фирмы "Росэкопласт". Требуется: снизить уровень шума. Задача не столь проста, как кажется на первый взгляд. Борьба с шумом в автомобиле посредством специальных материалов по сути своей пассивный метод. Результат наверняка будет относительно скромным - "Мерседес" из "Самары" не сделаешь. Ведь основная борьба с шумом ведется на этапе создания автомобиля, и если уж машина "получилась" шумной, то без серьезного вмешательства в конструкцию вылечить ее трудно. В нашем случае подопытный автомобиль - далеко не самый громкий, по отечественным, конечно, меркам. Сможем ли что-то улучшить?ИЗОЛИРОВАТЬ И ПОГЛОЩАТЬ В работе использовали вибро- и шумоизоляционные материалы пяти типов. С вибрацией боролись "Виброизол-2.0" и "Виброфол-2.0". Оба покрытия самоклеящиеся, второе, кроме того, со специальной предохраняющей фольгой. "Виброизол"С34ЛЕДУЕТ РАЗДЕЛЯТЬ звукоизоляционные и звукопоглощающие покрытия. Первые служат для того, чтобы не пропускать звук из одного помещения в другое, изолируемое. Вторые| - поглощают звук источника.12/2000 ЗР лоткани и полимерной пленки. Шумоизолирующий материал "Пенокол-5.0" - полимер, не впитывающий влаги. Схема установки комплекта шумоизоляции приведена на рисунке. Предварительно с автомобиля сняли 14,6 кг стандартной шумоизоляции. Масса заново установленных шумо- и виброгасящих накладок - около 21 кг. Технология работы такова: на поверхность сначала наклеивается пластина из виброгасящего материала, а поверх нее - соответствующая шумоизоляция. Напри-рогасителя от влаги. Полимер, напомним, не впитывает воду. Появилась шумоизоляция там, где завод ее не устанавливает: на панелях и обивках дверей, полу багажника, задней панели, моторном щите, панели приборов. 40 ДОЛЛАРОВ ЗА ДЕЦИБЕЛ Результаты замеров по стандартной методике (табл. 1, 2) показывают снижение уровня внутреннего шума на 2, а внешнего - на 1 дБА. Не так мало, если вспомнить, что дБА - величина лога-Наша справка ВУК - воспринимаемые человеческим ухом волны давления в диапазоне частот 20-20 000 Гц. Минимальный порог слышимости для здорового человеческого уха - волна с амплитудой 20 мкПа, максимальная воспринимаемая амплитуда почти в миллион раз больше. Поэтому использование в акустике единицы измерения давления (Па) привело бы к слишком длинной шкале и оперированию большими числами. Чтобы избавиться от этой проблемы, принята логарифмическая единица измерения дБ (децибел). За 0 дБ принят порог слышимости - 20 мкПа. Увеличению звукового давления в 10 раз соответствует увеличение в логарифмическом масштабе на 20 дБ. Применение логарифмической шкалы позволяет сузить диапазон от 20 мкПа - 20 Па до 0-120 дБ. Еще одно преимущество логарифмической шкалы в том, что она более точно соответствует восприятию человеческим ухом изменения громкости звука. Изменение громкости на 1 дБ наименьший предел, улавливаемый человеком.ЗТаблица 3 УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕГО ШУМА .;дБА| пои постоянных скооостях Состояние Точка Точка автомобиля измерения 1 измерения 2ШШШЖ Ш передача. 60Стандарт 66.3 Доп. шумоизоляция 66.1 • • Ж IV передача. 80 км ч Стандарт 715 Доп. шумоизоляция 70,1йЯ165.4 65.1 ШШШш 70.8 71,4• • К IV передача. 100 км'ч ЩИ1 Стандарт 71.0 71.4 Доп. шумоизоляция 70.4 70,1• НV передача. 80 кмч ЯННВиброфол-2,0 Пеноколл-5,0 Виброизол-2,0Таблица 1 (интенсивней разгон на 1 передаче с045 до 0.9 №юы ~ ~ ^ ~ - ^ ^ Точки измерения Точка Точка Состояние автомобига ^ - ^ Стандартное винивши шуиоизогяия ' Передник пассажир. " Заячий пассажир. V 77.0 75.3 2" 75.0 74.0 Дополнительная шумоизоляция СтандартноеВиброизол-2,0, Шумоизол-15К-СТ Виброфол-2,0, Пеноколл-5,0. Шумоизол- 15К-ПЭТ Виброфол-2,0, Пеноколл-5,0, Шумоизол-15К-СТТаблица?Стандарт 67J 69J_ Доп шумоизоляция 66.8 67.8 ШШШЖ V передача, 100 кнч ШШШ Стандарт 7Z2 71J_ Доп. шумоизоляция 72,6 70.3 • • К V передача. 520 км/Ч ЯВИ Стандарт 752 ]3&_ Дог шумоизоляция 73.0 72,7 Холостой ход, автомобиль неподвижен Стандарт 50.0 50.1 Доп. шумоизоляция 49.0 48.3(разгони а мерном участке с начальной скорости 50 км/ч) Состояние автомобиля Точка измерения Слева Спразз Слева Справа Разгон на II передаче Разгон на III передаче 73.5 73,5 73.4 73,3 Окончательный результат 75.4 74.476077.3 75.0 75.4мер. капот "дублируют" поролоном. покрытым стеклотканью для защиты его от воздействия агрессивной среды и высоких температур. На полу салона укладывают третий, полимерный материал в качестве дополнительной изоляции и для защиты поролонового виб-рифмическая (см. нашу справку). Расширенные измерения (табл. 3) показали, в каком направлении совершенствовать шумоизоляционный комплект. На скорости 100 км/ч в зоне переднего пассажира шум несколько возрос - отчетливо прослушивается двигатель. Здесьлучше помог бы более тяжелый шумоизоляционный материал на нетканой основе, аналогичный тому, что устанавливают на заводе. А в общем автомобиль стал немного тише, субъективно это хорошо заметно. Стоит ли игра свеч? Комплект шумоизоляцииобошелся нам в 80 долл. (без торговых "накруток"). Работа по установке несложная, но кропотливая и небыстрая. Можно обратиться к специалистам, но сколько за эту работу возьмут и как сделают - вопрос. Цена за установку в Москве "плавает" от 70 до 150 долл. Разумно совместить установку шумоизоляции с другой работой, требующей разборки салона (антикоррозионной обработкой, "маляркой"). Ну, а для тех, кто мечтает сделать из любимого авто "конфетку", выходные. проведенные в гараже, - дело обычное.•ЗР 12/2000 35