170
171
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙВрожденный дефектТОРМОЗНАЯ ЛИХОРАДКАС этим знакомо большинство владельцев отечественных автомобилей: нажмешь на педаль тормоза, а она вибрирует... В чем причина такой "напасти" и как от нее избавиться?Валентин ГРИГОРЬЕВ В руководствах по техническому обслуживанию автомобилей обычно приводят перечень возможных неисправностей тормозов, в том числе и такую: писк или вибрация тормозов. Явления, в общем-то, сходные то и другое на тему "колебания". Но любой физик скажет, в чем здесь разница. Высокочастотные колебания - порядка 1000 герц и выше (воспринимаемые как писк, свист) это разновидность автоколебаний, возникающих "внутри" системы (например, на стыке колодки и тормозного диска), в результате изменения условий трения и деформации материала колодки. Хорошо известный пример: прижмите палец к мокрому стеклу и проведите "дорожку". Палец будет вибрировать, хотя стекло гладкое. Что происходит? Прижавшись к стеклу, "материал" в движении упруго напрягается, напряжения увеличиваются - до того момента, когда в пятне контакта произойдет срыв: проскользнув на долю миллиметра, "материал" частично восстанавливает исходные свойства. Скольжение прекращается - и снова нарастает напряжение, пока не последует новый срыв... Эти циклы повторяются с определенной частотой - и вы чувствуете вибрацию. Подобным "моделям" нет числа! Скрип шин при торможении, скрип дверных петель, скрип ремня по изношенному шкиву... Почему мы начали с этого вида колебаний? Потому что водители нередко путают одни эффекты с другими. Когда колодка, касаясь диска, издает "свист" высокого тона - это автоколебания. Заметьте: поверхность диска при этом может быть идеальной. Педаль не трясет! На деле же эта поверхность обычно весьма далека от идеала! Если обмерить диск, вызывающий откровенную тряску педали тормоза, а то и руля, можно обнаружить, что диск почему-то "повело" - рабочие поверхности уже не плоские, а напоминают одну из фигур, показанных на рис. 1. На малых, "пешеходных" скоростях колодки худо-бедно еще успевают "отследить" искривленную рабочую поверхность, на более высоких процесс торможения резко ухудшается. Диск стремится "разогнать" колодки и буквально бьет по ним - контакт становится крайне неравномерным. Такое "горе-торможение" вызывает вибрацию педалей и руля. Кстати (вниманию новичков!), при этом резко падает эффективность тормозов, удлиняется тормозной путь, машину уводит в сторону того колеса, которое тормозит лучше. Короче говоря, сами по себе неприятные вибрации не главное, важнее их последствия. Конечно, ничего идеального в технике не бывает. Поэтому и на осевое биение рабочей части диска существует допуск -0,15мм. Если диск отвечает этому требованию, эффективность тормозов вполне достаточна80 '5,, 40 •0.01RIдаже при максимальной скорости автомобиля, а вибрации педали незаметны. Но такое состояние диска сохраняется не всегда. Если в новом диске ("после станка") остались значительные внутренние напряжения, то при солидном нагреве в результате торможения он начнет коробиться, приобретая все большее осевое биение. Мы ощущаем эти неприятности по вибрации педали тормоза. Конечно, искривлению диска способствует его перегрев при торможении. Кое-кто ухитряется ездить с неработающими задними тормозами, из-за чего вся нагрузка ложится на передние - так, что в сумерки диск... светится! Тут уж трудно ожидать от него стабильности формы. (Этой беде чаще подвержены невентилируемые диски.) Как поступить владельцу? Первое, что ему приходит в голову, - это замена диска. Но давайте-ка разберемся: замена - дело само по себе накладное. А главное, никто не может гарантировать, что новый диск вскоре тоже не затрясет! Поэтому многие мастера предпочитают другое: тормозной диск, окончательно стабилизировавшийся после многочисленных торможений и вызванного ими нагрева, протачивают, устраняя биение. Важно лишь, чтобы хватило толщины диска - для автомобилей ВАЗ-2108 и последующих она должна быть не меньше 10,8 или 17.8 мм (соответственно для невентилируемого и вентилируемого вариантов). Некоторые CTOA для этой цели применяют специальную оснастку - обычно это министанок, включающий в себя электропривод для вращения ступицы с диском (непосредственно на автомобиле) и резцовую головку, закрепляемую вместо суппорта тормоза. Но если вы можете воспользоваться услугами знакомого токаря (незнакомый может запросить за работу столько, что новый обойдется дешевле), то с покупкой дорогостоящей (часто иностранного производства) оснастки можно и повременить. Токарь изготовит оправку и проточит на ней диск, как показано на рис. 1. Конечно, тормоза придется частично разобрать, диск демонтировать. При этом не забудьте отметить его положение на ступице, чтобы при сборке установить в соответствии с этими метками. (В противном случае могут возникнуть проблемы биения, вызванные уже сложением погрешностей обеих деталей.) Не следует снимать лишний металл! Как только следы резца образуют замкнутые окружности, обработка закончена.6.3 25- ,. (. )1.25, .4x45°тSо CJ iri (В сЗ су SS2.К 5X ОГУсо58_ _я ' _ !ШиР||SаБ— >45» 2025,.2- 45 2 pa жи4J~ 3 г-Я1 2 |^ 1 1 сч" щ 1"СЧПокоробившись, диск может приобрести самые различные формы.Оправка и диск, установленный на нее: 1-патрон станка; 2 - оправка; 3 - болт штатный (4 шт.); 4-диск.17012/2000 ЗР на правах рекламыНаконец-то есть на что оперетьсяАВТОЛЮБИТЕЛЯМ РОССИИ!Специалисты Воронежского предприятия «АвтоН». в недалеком прошлом участники создания водородного ракетного двигателя к космической системе «Энергия-Буран», «.илдлли уникальную шаровую опору для автомобилей семейства ВАЗ , а опытные испытатели Волжского автомобильного завода провели ее многократные испытания. Предприятие «АвтоН» на рынке шаровых опор не новичок. В течение 8 лет на предприятии разработано 3 варианта конструкции шаровых опор и реализовано около 5 млн. штук. Становление «АвтоНа» на рынке автозапчастей начиналось с шаровой опоры, которая у автолюбителей известна как «усиленная». Второй вариант — так называемая «завалъцованная» шаровая опора. Владимир Неднков Директор предприятия «АвтоН» Третий вариант — новая шаровая опора на основе изобретения «Универсальный шаровой шарнир Недикова» ( У ШШН ) , патент №2121613 от 10.11.98 г., в котором воплощено 17 новых изобретений. 13 промышленных образцов, защищенных патентами РФ . и 5 ноу-хау.Основные преимущества новой шаровой опоры ( У ШШН ) :— УШШН обеспечивает надежную и безотказную работу без изменения функциональных характеристик в течение .мобого ресурса, установленного для автомобилей, что гарантируется уникальной конструкцией, высокой технологичностью и стабильностью качества; — моменты качания и вращения пальца в корпусе 0.1 — 0.3 кг м при гарантированной величине осевого и радиального зазоров, что обеспечивает минимальные потери на трение в шарнирах, значительно снижает нагрузки на рычаги, систему рулевого управления и другие элементы конструкции автомобиля, положительно влияет на комфортабельность, а также позволяет использовать УШШНв современных многорычажных подвесках автомобилей высокого класса; — 1 00 % герметичность за счет применения цельноштампованного корпуса, в котором отсутствуют разъемные соединения, а также нового защитного чехла, конструкция и материал которого обеспечивают его надежную работу при высоких и низких температурах, воздействии абразива и агрессивных сред; — оригинальная конструкция УШШН гарантирует надежную работу шарнира в экстремальных условиях эксплуатации автомобиля, имеет высокие демпферные свойства, что обеспечивает восприятие значительных ударных нагрузок без повреждения шарнира и снижает их влияние на подвеску автомобиля; — высокая коррозионная стойкость — достигается использованием глубокого термодиффузионного цинкования, эффективность которого значительно выше применяемого в настоящее время гальванического цинкования. Вышеизложенные преимущества позволили заключить контракт сАО «АвтоВАЗ» на поставку данных шаровых опор на самые современные автомобили высокой проходимости ВАЗ 2123 (новые «Нивы»). Таким образом, у ВАЗа появился первый поставщик шаровых опор собственной разработки в лице Воррнежского «АвтоНа». ^•> : **-"--'%»^ ^Н '*, Pi11II1 является шарниром нового поколения и безусловно получит У> широкое распространение в мировом автомобилестроении. \, - ^ *-^.г. Тольятти, АО «АвтоВАЗ» Н.В. Ляченков — первый вице-президент П.М. Прусов — главный'1!рнструктор В.И. Губа — начальник управления щюектироваиля Автомобилей Н.Г. Зуб — заместитель начальника управления проектирования аетомобуглей, В.В. Бойченко — начальник отде.ЭТодовой част* Приглашаем в 2001 г. на сравнительные испытания шар ровьгх шых опор отечественных и зapy6eжньк/пpc»йфyштeлeн.., /^/i2*«**»ъчх'**. '«*, ***,г. Воронеж, Предприятие «АвтоН» В.П. Недиков — директор В.Д. Колобков — главный инжерерАдрес для оптовых покупателей: 394026, г. Воронеж, ул. Солнечная. ЪУи^ Тел. (0732) 78-&-96,16-11-66.14-97-9** л Факс (0732) 78-56-1» +Производственныйн—ЖМШкорпусиШШШШвШофис "''пр&Дцдоиятия«АвтоН№щ"**<ЧvA-.ъ