94
95
КОМПАНИИ И РЫНКИ /АВТОКОМПОНЕНТЫПЯТНАДЦАТЬ СМЕЛЫХИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВО КОМПЛЕКТУЮЩИХТЕКСТ/ ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ РИСУНОК / НИКОЛАЙ РАЧКОВайте нам хорошие комплектующие, и мы сделаем автомобиль что надо!» Сколько раз мы слышали такое от наших автопроизводителей. Конечно, компоненты отличного качества можно покупать за границей, но это дорого. А что взамен? Масштабная модернизация наших заводов, выпускающих комплектующие? Здесь тоже все упирается в деньги - их просто нет. А как насчет иностранных инвесторов? Готовы ли они вкладывать в это дело свои кровные? В ближайшие годы аналитики прогнозируют чрезвычайно благоприятную ситуацию на рынке автокомпонентов в России. Их прогноз основан не на песке. По данным Минэкономразвития РФ, годовой объем продаж легковых автомобилей в России с нынешних 1,4 млн. штук возрастет к 2005годудо 2 млн. При этом рост спроса, скажем, на качественные покрышки, будет предопределен изменением самой структуры продаж - к 2005годудоля автомобилей стоимостью от 5 до 10 тыс. долл. достигнет 40% от всех продаваемых в России легковушек. Во все это можно поверить. Но почему же в отрасли действует пока только 15 проектов с участием иностранных компаний? Для начала назовем их.Дванная гражданином Сингапура (к тому времени ей уже принадлежал украинский шинный завод «Росава»). Сегодня под контролем «Амтела» Красноярский и Кировский шинные заводы, и к 2002 году она планирует выпускать на своих российских и украинских предприятиях до 8 млн. легковых и1 млн. грузовых шин в год (сегодня 5,5 и 0,6 млн. соответственно). По мнению менеджеров «Амтел», неплохая рентабельность ее «шинных» проектов обеспечена мощной финансовой и сырьевой базой компании.СП «Матадор-Омскшина». Совместный проект сибирской «Омскшины» и словацкого «Матадора». Производство начато в Омске в 1996году.Вклад словаков - оборудование и технологии. К 2000 году выпуск шин достиг 1 млн. штук. В 2001 году предполагается перейти к непрерывному производству и увеличить объемы еще на 20%. Продукция СП идет на конвейер АвтоВАЗа и на экспорт. Менеджеры проекта считают, что вложения в СП себя полностью оправдали (особенно возросла отдача после кризиса 1998 года).ЗАО «Аутолив». Проект начал действовать в городе Дубне под Москвой в 1996 году и на 100% принадлежит шведскому концерну «Аутолив». Специализация - ремни безопасности. Российский «Аутолив» поставляет их на конвейеры ГАЗа и ВАЗа. По прогнозам фирмы, емкость российского рынка автомобильных ремней вскоре достигнет 3 млн. штук в год. Инвестиции в проект между тем все еще не оправдались. «Зачинатели» ожидали более быстрой окупаемости. «Аутолив» готов выпускать в России еще и подушки безопасности, ес«Амтел». Вслед за «Матадором» в Росли убедится, что спрос оправдает затрасию пришла компания «Амтел», осноты на их производство.ООО «Лир». «Лир корпорейшн» открыл производство автомобильных сидений в России в 1998 году в Нижнем (тогда ФИАТ совместно с ГАЗом готовил сборку итальянских легковушек). Инвестиции «Лир» - 5 млн. долл. Мощность производства - 480 комплектов сидений для легковушек и 1100 комплектов для легких грузовиков типа «Газель» - «Соболь» в сутки. Сейчас «Лир» готовится поставлять сиденья «КрымАвтоГАЗу» (сборочный завод ГАЗа на Украине) и ЗАО «Форд-Всеволожск». «Придя сегодня в Россию, мы обгоним всех наших западных конкурентов», - уверены в «Лир». Недавно «Лир» совместно с «Аутолив» объявил о намерении построить в Нижегородской области завод комплектующих для ГАЗа в 2003-2004 гг. ЗАО «Бранорос». Совместное предприятие АО «Брано труп» (Чехия) и ОАО «ГАЗ» создано в 1999году.Специализация - механические замки для «Соболя» и «Газели» и электронные интегрированные замки для ГАЗ-3111. Объем - 10 тыс. комплектов в месяц (4,5 млн. руб. в денежном выражении). Сейчас «Бранорос» ведет переговоры о поставках другим предприятиям: АвтоВАЗу, КамАЗу, УАЗу и ЗАО «Форд-Всеволожск». «БОР». В 1997 году бельгийская «Главербел» приобрела долю крупнейшего производителя стекла в России ОАО «Борский стекольный завод». Бор доминирует на российском рынке в своем секторе и намерен расширять ассортимент - в планах на 2001 год поставка тонированного стекла на конвейеры ГАЗа и ВАЗа, освоение новых видов стекол для иномарок. Инвестиции «Главербел» в завод пока прибыли не приносят, поскольку крупных вложений потребовала модернизация оборудования (54 млн. долл.).и 2115 (в перспективе - также для ВАЗ2118 и 2119 «Калина») и на тахографах. Проект в целом прибыльный, однако покрыты еще не все затраты, связанные с началом производства. «ОСВАР-Хелла». СП в Вязниках создано три года назад. Первая ггродукция - фары для ГАЗ-3110. Предприятие рассчитывает на поставку фар для новой «Волги» ГАЗ-3111. С первых дней СП нацелено на локализацию и сегодня делает в России уже 40% деталей для заднего фонаря ГАЗ-3110.ЗАО «Паккард электрик системе/Самарская кабельная компания». Создано по инициативе «Дженерал моторе» и ООО «Аутомотив Лайтинг». СовмеАвтоВАЗа в 1995 году. С 1997 года постастный проект компании «Роберт Бош» вляет жгуты электронного впрыска на и АООТ «Электронные приборы», РяВАЗ. Конкуренты СП немногочислензань, стартовал в 1996 году. Фирма посны, к тому же их продукция не в полной тавляет фары головного света на мере отвечает требованиям заводов (до АвтоВАЗ и ГАЗ. В 2000 году объем про1997 года ВАЗ закупал жгуты за граниизводства в денежном выражении -150 цей). Емкость российского рынка этих млн. руб. Планы на 2001 год - увеличить изделий при цене комплекта 60 долл. показатель на 20%. Инвестиции в просоставляет 60 млн. долл. в год. ект дадут прибыль в перспективе - так считают участники СП. «ЦФ Трансмиссия». Питерское предприятие под таким названием полноООО «Бош-Саратов» (основано в стью принадлежит немецкой «Цанрад1996 году с участием АвтоВАЗа) изготавфабрик Фридрисхафен». Создано в ливает компоненты электронного 1999 году для сборки автоматических впрыска топлива. Оборот предприятия коробок передач и задних мостов для в 2000 году - 30 млн. немецких марок. В автобусов. Главное, что побудило фир2000 году сделано 130 тыс. шт. блоков му прийти на наш рынок - городские управления двигателем. автобусы с агрегатами «Цанрадфабрик», эксплуатируемые в России. ЗАСЗ. В Энгельсе «Бош» приобрел 70% акций «Завода автотракторных заСП «Ел Игнотэк». Создано в 2000 году пальных свечей», доля которого на рынЕлабужским автозаводом (49%) и брике бывшего СССР равнялась 80%. Годотанской «Игнотэк» (51%). Вклад иновой оборот - 23 млн. немецких марок. странцев - оборудование на 100 тыс. Приобретение таких монополистов, как долл. Специализация - свечные провозавод в Энгельсе, «Бош» называет одда. Основным покупателем продукции ним из главных стимулов прихода на станет Заволжский моторный завод. российский рынок. К 1999 году фирма Мощность -150 тыс. комплектов в год. вложила во все свои проекты в России около 20 млн. марок. Концерн рассчиСП «АвтоВАЗ - Мораван». Создано в тывает выпускать в России широкую 2000 году в Тольятти для выпуска ремгамму комплектующих, чтобы застраней безопасности. Рассчитано на 1 млн. ховаться от колебаний рыночной конъремней в год. юнктуры.* * *Итак, перспективы радужные, рынок ООО «ФДО Автомобильные компоненты». Совместное предприятие чисогромен. Но почему же в такой больтопольского часового завода «Восток» и шой России (шестой по величине автонемецкой «ФДО Адольф Шиндлинг» мобильный рынок Европы!) всего 15 создано в 19%году.Специализируется предприятий с иностранными инвестина комбинациях приборов для ВАЗ-2110 циями в автокомпоненты? Приведеммонолог одного из «первопроходцев» (инкогнито - так он просил...). «В моей стране (речь о Восточной Европе - ред.) мне понадобилась бы неделя, максимум две, чтобы оформить все возможные документы для нового предприятия с иностранными инвестициями. Здесь я сижу уже полгода и ничего не могу продвинуть. Меня постоянно заставляют вносить изменения в устав - причем одни ведомства считают так, другие эдак. Что делать в итоге - не ясно. Привез оборудование - растаможить не могу! Каждый раз таможня требует какието дополнительные справки, а мое недоумение парирует: «У нас в этом году появилось 54 новых изменения в нормативных документах - вы должны отслеживать». Дальше - больше. Получаю письмо от областной администрации: она дает нам льготы по налогам. И следом - предписание от налоговой инспекции заплатить штраф за... пользование этими льготами». А вот другие примеры. «Матадор» столкнулся с ... невозможностью расширять производство из-за несговорчивости партнеров. Компания «Лир» испытывает трудности из-за отсутствия инфраструктуры, необходимой для развития производства, и дефицита альтернативных поставщиков и субподрядчиков. «ФДО Автомобильные компоненты» никак не может договориться с автозаводами о продаже им продуктов начальной «неглубокой» сборки по «разумной» цене (автозаводы априори считают цену таких изделий завышенной). Что тут добавить? В то время как иностранцы буквально пробиваются сквозь наши препоны, тот же Узбекистан получает более 300 млн. долл. инвестиций в производство бензобаков, глушителей, стекол, обивки салона, сидений. В Венгрию «Опель» вкладывает 225 млн. долларов (выпуск 16-клапанных двигателей, объем выпуска - 500 тыс. шт.) и 130 млн. долларов (в производство коробок передач). А если говорить о Чехии, то в общем уставном капитале ее автопромьппленности уже 50,6% принадлежит иностранным компаниям. Похоже, мы собственными руками перекрываем путь иностранным инвестициям, упуская, может быть, последнюю возможность войти в мировой рынок комплектующих изделий для автопрома. Глобализация с каждым годом оставляет нам на это все меньше шансов. IЗ | Р