120
121
МЫ И АВТОМОБИЛЬ/БЫЛОЕТЕКСТ / СЕРГЕЙ КЛНУННИКОВиновник, оформлявший патент на «экипаж с газовым двигателем», не мог представить себе, с открытием какого масштаба он имеет дело. Мало ли развелось чудаковатых изобретателей, таскающих сюда кипы бумаг и рулоны чертежей. Наверное, и сам соискатель, герр Бени, не до конца осознавал, что 29 января 1886 года тихо и буднично свершилась настоящая революция... Пятнадцать лет назад молодой инженер, бросив благополучную службу на машиностроительном заводе в Пфорцхейме, открыл собственное дело в Мангейме. Но не начатое здесь производство скоб для крепления труб и прочей строительной арматуры было главной целью Бенпа. Мысли его занимало другое - двигатель и самодвижущийся экипаж. Отец Карла был механиком на сахар ном заводе, выбился в машинисты (тогда это было престижно!), но проработал в новой должности совсем недолго - схватил воспаление легких в открытой всем ветрам кабине паровоза и умер еще до рождения сына. Мать мечтала, чтобы он стал чиновником, но Карл увлекся «железками». Карманные деньги ученик гимназии города Карлсруэ зарабатывал ремонтом башенных часов. Много лет спустя, редактируя мемуары Бенца, его зять профессор Фольк постарался придать некоторым фактам биографии великого тестя романтический характер. Так, история с часами обрела почти мистический смысл: якобы именно «музыка шестерен» определила весь жизненный путь конструктора. Получив образование, молодой инженер работал на солидных машиностроительных предприятиях, но заняться легким двигателем, пригодным для транспорта, не получалось. Зато Карл встретил Берту Рингер. Дочери удачливого плотника предстояло сыграть важную роль не только в судьбе Бенца, но ив истории автомобиля. Где это видано, чтобы немецкая девушка из хорошей семьи потребовала у отца приданое еще до свадьбы? Берта была непреклонна: Карлу нужны деньги, чтобы выкупить у компаньона, быстро остывшего к фантастическим проектам, принадлежавшую тому часть недавно образованной фирмы. Стараниями невесты Бенц все-таки стал единоличным владельцем небольшой мастерской. Конструктор получил желанную сво-ЧПАПАША «БЕНЦ»115 ЛЕТ НАЗАД КАРЛ БЕНЦ ПОЛУЧИЛ ПАТЕНТ НА ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ•оH EXZ & (•"•i RHEINISCH1 GASMOTORENFABRIK 'м~«»«> MANNHEIM. w-«33*"cY,Patent-Motor-Wagen ..BenrПервый проспект фирмы «Бенц» первая в истории реклама автомобиля (1888 г.). За рулем машины - Карл Бенц. боду. Но приданое Берты быстро таяло, треклятая строительная арматура доходов не приносила, а все время и силы отнимал проект двигателя. Временами семья, пополнившаяся двумя мальчиками, почти голодала. Конструктор с трудом находил кредиторов, но не задумываясь расставался с ними, если партнеры теряли веру в будущий мотор. Только в конце 1879годапервый двухтактный агрегат былготов.Четырехтактный двигатель нельзя было запатентовать - в Гер мании еще действовал патент Н.А. Отто. «Мастер художественного слова» профессор Фольк украсил сцену пуска мотора новогодним колоритом. Якобы Карл и Берта Бенцы пришли в мастер скую 31 декабря, около полуночи, и пер вые такты музыки двигателя слились с боем часовгородскойратуши. Эта красивая история действительно выглядела бы символично, если бы в жизни семьи что-нибудь изменилось. Но достатка по-прежнему не было. Прошло почти пять лет, пока первые двигатели удалось продать. Жизнь Бенцев не стала более сытой все свободные деньги конструктор вкладывал в создание нового четырехтактного двигателя и подходящего для него экипажа. К концу 1885 года мотор и его «носитель», который в целях упрощения решено было сделать трехколесным, представляли собой почти завершенную работоспособную конструкцию. Одноцилиндровый двигатель рабо3 чим объемом 984 см развивал, по оценкам Бенца, 0,75 л. с. при 250-300 об /мин. Замеры, проведенные много позже, показали реальные 0,9 л. с. при 400 об/мин. Особое внимание конструктор уделял снижению веса, понимая, что тяжелый агрегат попросту не сдвинет себя с места. Мотор Бенца весил 69 кг, а самые известные в ту пору стационарные «Дойц» - 660 кг. Двигатель стоял горизонтально сзади, у ведущих колес. Для пуска раскручивали маховик диаметром 0,7 м. Испарительная система охлаждения представляла собой бак с водой, установленный на цилиндре. От коленвала вращение передавалось через конические шестерни и ремень к дифференциалу, расположенному примерно посередине повозки, а к колесам шли две цепи. КоробкиА Берта Бенц так и не научилась жить в традиционных для немецких женщин понятиях: кухня, кирха, дети. Однажды, воспользовавшись отсутствием мужа, мать семейства завела стоящую во дворе передач не было, для начамашину и, прихватив с собой сыновей, ла движения ремень переотправилась на родину в Пфорцхейм. водили с холостого шкива Пугая лошадей и ошеломляя прохожих, на рабочий. В январе 1886 удивляя аптекарей количеством приобгода машина была защищена ретаемых флакончиков с бензином, репатентом. Двадцать девятое монтируя повозку подручными средстчисло можно считать именинами вами, Бенцы преодолели 180 км и въехапервого «законнорожденного» автомоли в город, где некогда судьба так счастливо свела Карла и Берту. биля... В том же 1888-м произошло еще одно Вот и свидетельство получено, а настоящих испытаний еще не было - двор не менее знаменательное событие. Один Бенцев слишком тесен. Выезжать на из «бенцев» купил француз Эмиль Роулицы конструктор не рисковал. Гороже. Он решил продемонстрировать пубжане и так считали его если не сумалике возможности бензинового экипажа сшедшим, то странноватым чудаком. и наладить производство аналогичных Первый выезд состоялся за городом в машин на родине. вечерних сумерках 3 июля 1886-го. Бен...Пройдут годы, автомобиль станет ца сопровождал сын, отвечающий за привычным и необходимым, а историки долив бензина. Ведь бака у машины не начнут спор: кто же был первым? было, а полтора литра топлива из карВсплывут имена австрийца Маркуса и бюратора двигатель вырабатывал дофранцуза Деламара-Дебутвиля, других вольно быстро. Зато автомобиль ехал! талантливых изобретателей. Кто-то из И развивал 15 км/ч! них спроектировал автомобиль и даже Великое событие свершилось. Но тазапатентовал его, некоторые воплотили ким оно было только для семьи констручертежи в дереве и металле, а иные, по ктора. В Мангейме шептались: «У папалегенде, даже проехали несколько деши Бенца не все дома». Говорили, что на сятков метров. Как бы то ни было, мосамобеглую повозку нашелся покупатель, но сделка не состоялась - смельчак угодил в сумасшедший дом. А еще толковали, что Бенц... изобрел бензин. Ведь в немецком языке Benz и benzin действительно выглядят как однокоренные слова. А пока повозка «папаши» не начала регулярно дымить на городских окраинах, об этой жидкости многие не знали вовсе - мало ли что продают маленькими пузырьками... в аптеках. торная повозка, созданная и запатентоК1888годуБенц построил еще две маванная Карлом Бенцем, стала первым шины, причем модернизированных. Пепо-настояшему работоспособным бенреднее колесо подвесили на рессоре, зиновым автомобилем, произведенным двигатель закрыли кожухом, а для ездок тому же в нескольких экземплярах. Секов поставили складной тент. Автомогодня главным результатом своего труда биль получил Большую золотую медаль конструкторы и испытатели считают мюнхенской промышленной выставки, момент, когда прототип превращается во нем заговорили газеты. Правда, самосерийный, товарный автомобиль. Неукдвижущееся чудо часто оценивали как люжая трехколесная машина Карла 1/2001 бесполезный в практическом отношеБенца тоже стала товарным автомоби121 нии технический курьез. лем. Первым из миллионов. | ЭР |Берта Рингер - еще не фрау Бенц (фото 1870 г.). Жену великого конструктора по праву можно назвать матерью автомобиля.