80
81
82
КОМПАНИИ И РЫНКИ«ОКА» ДОРОЖЕ «ДЕСЯТКИ»?!/МАТЕМАТИКАДА, ЕСЛИ СООТНЕСТИ ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ С ЦЕНАМИ НА НОВЫЕ АВТОМОБИЛИТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВНА КОЛЕСАХКогда и сколько тратит автолюбитель? Основные статьи расходов известны: на бензин, на обслуживание и ремонт (здесь же - подготовка новой машины к эксплуатации), наконец, «на старость» - каждый год автомобиль теряет в стоимости (учтем разницу между ценами покупки и продажи!). Конечно, расходы заметно меняются в зависимости от марки машины. Мы возьмем самые распространенные. Три модели ВАЗ: «пятерка» в стандартной комплектации, «девятка» с карбюраторным полуторалитровым двигателем и «десятка» с впрысковым мотором ВАЗ-2Ш. В придачу к ним - самую маленькую - «Оку» и ее «антипод» ГАЗ-3110 с мотором ЗМЗ-406. Замыкает нашу шеренгу московский «Святогор» с уфимским сердцем в груди. На прокорм. Все машины - обыкновенные городские жители: на работу выезжают ежедневно, страдая от зимней соли и палящего солнца; изредка покидают границы мегаполиса. Каждый год на одометрах прибавляется по 20 тыс. км. Средний расход топлива известен, бензин автомобили потребляют одинаковый, АИ-91...93, так что траты подсчитать несложно (табл. 1). Сразу оговоримся - все расчеты ведем в долларах, так проще и нагляднее (на момент подготовки статьи 1$ = 28 рублей). Цены на обслуживание, топливо, запчасти заморозим на все время эксплуатации и приравняем к сегодняшним. На здоровье. Обслуживание автомобили проходят на станциях сервиса точно в срок, там же и ремонтируются. Самостоятельно владельцы выполняют только незначительные операции (поменять лампочку, смазать замки, долить масло).Взяв за основу собственный опыт, материалы рубрики «Опыт эксплуатации», статистику, предоставленную нашими техцентрами и некоторыми московскими СТО, мы выявили типичные неисправности каждой модели и определили, с какой периодичностью они возникают и сколько стоит их устранение. Ниже мы упомянем лишь некоторые, а в расчеты, безусловно, включаем все (рис. 1). Цены на регулярное обслуживание и необходимые запчасти (оригинальные или близкие по цене и качеству) берем средние по Москве. В ггредписанных ТО мы изменили периодичность некоторых операций, исключили одни работы, добавили другие (ЗР, 2000, № 9). Кузовной ремонт в расчет не брали - пусть машины едут по жизни без аварий. На старость. Из года в год, увы, автомобиль дешевеет. Обработав тысячи предложений о продаже и покупке автомобилей разных лет выпуска, мы получили данные о падении цен (рис. 2). Недостающие сведения для новой «Волги» (модель 3110 выпускается с 1997 года) рассчитали по аналогу ГАЗ31029, а для ВАЗ-21102 - по «Самаре». Давайте теперь пройдемся вместе с нашими моделями по графику, где представлены затраты на ремонт и текущее обслуживание в течение каждых 20 тыс. км, а также суммарные (см. рис. 1). Жизненный путь ограничим шестью годами и 120 тысячами километров. Дальше гонять машину неинтересно, а считать, по большому счету, бессмысленно. Грядут кузовные работы - сложно точно оценить их объем и стоимость в различных регионах. Если же их исключить, то по «накатанной» схеме довольно просто предположить и рассчитать будущее каждого автомобиля. Ну-с, а пока он у нас совсем новенький... Готовим к эксплуатации. Сначала защитим машину от коррозии и злоумышленников, поставим на учет. К антикору прибегают обычно все, даже те, кто намеревается продать машину через два-три года. На сигнализации значительно экономят хозяева «Святогора» и «Оки». Для защиты им достаточно механического устройства - клюки на руль или что-нибудь вроде «Бульдога» не дороже 25 долларов. Владельцы переднеприводных ВАЗов платят две сотни за добротную сигнализацию и дополнительную противоугонку, например, замок на капот, а собственники «Жигулей» и «Волги» выбирают недорогую «кричалку» за сто с небольшим у. е., включая установку. Как иногда плохо быть сильным! Каждая «лошадка» у ЗМЗ-406 стоит 10 рублей, в то время как с остальных моторов берут по 3 целковых за силу. Нетрудно прикинуть, насколько больше других ежегодно будет раскошеливаться «волгарь». Подготовка завершена - первые деньги (не считая потраченных на сам автомобиль) вложены. Наверно, понятно, почему недавно приобретенные, пусть даже пробежавшие несколько тысяч, автомобили стоят часто дороже «нулевых». По затратам машины пока расположились в соответствии с начальной стоимостью: впереди самые дорогие. Год первый, до 20 тысяч. Предпродажная подготовка и протяжка (учтенные в подготовке к эксплуатации) сделаны на совесть, и все избранники без лишних финансовых вливаний добираются до ТО-1 между 2и3 тысячами. На автомобили еще действует заводская гарантия, поэтому затрат на ремонт не предвидится весь этот год. За первое ТО меньше всех возьмут с хозяина «Оки» - 40 долларов вместе с канистрой моторного масла и фильтром. За «Святогор» попросят на пять «зеленых» больше - ему заменят смазку ив коробке. Обслуживание всех моделей ВАЗ, включая расходные материалы, обойдется в 55 долларов, «Волги» - 62. Что удивляет, на большинстве станций стоимость ТО-1 для морально устаревшего ЗМЗ-402 и для впрыскового шестнадцатиклапанного «406-го», требующего к себе куда меньшего внимания, - одинакова. В дальнейшем «Жигули» и «Москвич» будут планово заезжать на сервис каждые 10 тысяч, переднеприводные ВАЗыТАБЛИЦА 1 РАСХОД ТОПЛИВА И ЕЖЕГОДНЫЕ ЗАТРАТЫ НА БЕНЗИНВАЗ-21053 Расход топлива, л/100 км 9,5570BA3-21093 8,5510ВАЗ-21102 8т«Ока» 5.5330«Святогор» 9ГДЗ-311П13дК одЬа6еНЗИН'Ь*0780в полтора раза реже. Чаще всего на рантия кончилась, машины повзрослеподъемнике встретите «Волгу» - шприли, поэтому хозяевам надо готовиться цевать подвеску придется раз в5 тысяч. к большим расходам. Учтем плановые Но «баржа» сэкономит значительную затраты на ТО и перейдем к неисправсумму благодаря впрысковому мотору. ностям. Топливный и воздушный фильтры меПосмотрим, как следующие 20 тыс. няются реже, чем у других машин с каркм выглядят на графике (рис. 1). Пракбюраторными двигателями, гидротолтически безболезненно переживут их катели в приводе клапанов и электронпереднеприводные ВАЗы. Заводской ная система управления освободят от брак или огрехи сборки вылезли бы на регулировок. Поэтому среди частых попервых двадцати тысячах, а неисправсетителей «Волга» на плановое обслужиности на следующем отрезке скорее вание тратит меньше остальных. Дорослучайность, чем закономерность. Есже всех обходится ТО хозяину «Жигули бы не солидные затраты на планолей»; «Святогор» занимает место в серевое обслуживание, «Волга» заняла трединке из-за меньшего количества оператье место. А так вперед вырвалась ций и более дешевого обслуживания. В «Ока», поменявшая диск сцепления, но тройке лидеров по наименьшим затравыложившая за ТО в два раза меньше. там на первом месте «десятка» - как и Двоих отстаюших, «Жигули» и «Свято«Волгу», ее здорово выручает впрыскогора», уже начинают мучить родовые вый мотор. «Ока» оказалась экономней болезни. У первого в этом виновата в «Самары» - почти вдвое меньшие запрапервую очередь архаичная конструквочные объемы двигателя и трансмисция, а у второго - низкое качество комсии дают преимущество. плектующих. У обоих появятся стуки в Год второй, от 21 до 40 тьшяч. Гаподвесках - требуются новые шаровыеЗатраты на ремонт и обслуживание с учетом стоимости запчастей.Годы эксплуатации БДЕНИЕ ЦЕН НА АВТОМОБИЛИ, долл. США (ноябрь 2000 ) ТАБЛИЦА 2 П/ опоры; к тому же «классика» выпросит ВАЗ-21053 BA3-21093 ВАЗ-21102 .Святогор» ГАЗ-3110 «Ока» еще и свежие сайлент-блоки, а столичНовый автомобиль 2700 2900 4300 5400 1900 4200 ное дитя - телескопические стойки и 2700 После 1 года 4800 1500 2400 3600 3800 задние амортизаторы. Кроме того, у 4350 После 2 лет 2250 1200 2100 3200 3350 «Святогора» потекут главный и задние 4000 1500 2600 После 3 лет* 1900 2850 1000 тормозные цилиндры. 900 1750 3650 1400 2100 После 4 лет 2500 Год третий, от 41 до 60 тысяч. Все После 5 лет 1500 3400 800 1300 1900 2250 автомобили обули новые шины. Спор1200 После 6 лет 1300 1950 3200 700 1600 тивным басом заговорили моторы - выпускная система честно отслужила свой реднеприводники накануне пережили лов будут повторяться с той же частосрок. Помимо колодок и ремней генесерьезное обновление и на этом этапе той, что и на первой сотне тысяч килоратора, докучает электрика: стартеру их запросы намного скромнее: нужно метров. Итоги. Оценим суммарные затраты пора на профилактику, да реле регуляменять рулевые наконечники, главный на ремонт, обслуживание и бензин, падетора напряжения стало лениться. тормозной цилиндр и диски. У «ЖигуЭтим список неисправностей для «Салей» серьезного внимания потребует ние цен - и сопоставим их с ценой новомары» заканчивается, и она завоевывает гидравлика, подшипники ступицы и го автомобиля (рис. 2). Дешевле всех первое место на этапе. «Десятка», которулевая трапеция. У «Святогора» обойдется потенциальному хозяину марая часто выигрывала у своей родственпредсказуемо «накрылись» сцепление ленькая «Ока». Однако сравните общие ницы благодаря электронной системе и ШРУСы. Странная закономерность: затраты с начальной стоимостью нового управления, на ней же и погорела: на у немолодых богатырей ежегодно меавтомобиля (то есть, косвенно, с доходатретьем году жизни двигатель ВАЗ-2111 няется список неисправностей, а объем ми владельца!). Если бы малышка эти попросился на диагностику, надолго работ, стоимость ремонта и запчастей шесть лет не ездила, а ее владелец копил включив лампочку «Check engine». примерно одинаковая. Для «Волги», не деньги, то у нее могло появиться две с по«Жигули» по затратам на ремонт и запсчитая колес, придется покупать торловиной сестренки-близняшки. Это же части заняли третье место. Только не думозные суппорты и полуоси, способкасается «Жигулей» и «Волги», кстати, майте, что «пятерка» не доставит хлоные вывести из финансового равновеони занимают последние места: вазовская «классика», в первую очередь, мнопот, просто остальные машины попросия даже состоятельных владельцев. сят еше больше. На «Оке» придется заГод шестой, от 101 до 120 тысяч. го брала на ремонт и бензин, а «баржа» в менить наружные ШРУСы и тормозные Этот отрезок - кратковременное затипридачу очень быстро дешевела. Объясдиски. Обновивший недавно подвеску шье перед бурей. Затраты на ремонт нением служит низкое качество, которое «Святогор» потребует инвестиций в немного уменьшились из-за недавнего завод компенсирует невысокой по сравтрансмиссию - на новое сцепление и наомоложения основных систем, но в нению с габаритными размерами ценой. ружные шарниры приводов. По «Волдальнейшем вкладывать в автомобиль «Святогор» опередил «Жигули» только ге» работ не много, но «баржу» тянет ко придется больше и чаще прежнего. Не из-за меньших начальных затрат (он сэдну высокая стоимость запчастей. за горами крупный ремонт двигателя, кономил на сигнализации). По той же Год четвертый, от 61 до 80 тысяч. коробки; неисправности остальных уз- причине «девятка» оказалась в эксплуатации чуть дороже богатыря плюс к Для всех наших подопечных наСравним цены на новые автомобили (маленькие столбиэтому ежегодно теряла больше в пеступает время капитальных влоки) с общими затратами на эксплуатацию (большие столбики), не. Но торжество «Святогора» бужений. За исключением, пожавключающие расходы на ремонт и обслуживание, бензин и палуй, «Святогора». Деньги из кодение цен. Графики для ВАЗ-21102 и ГАЗ-3110 приблизительны дет длиться недолго - кузов уже укшелька владельца он вытягивает - отсутствует полная информация о падении цен. По этой причирашен ржавой бахромой. «Десятка» большие, но равномерно. У осне окончательные суммы затрат на указанные модели могут завоевывает второе место в абсолютном зачете и оказывается самой тальных реанимации требует поднемного отличаться, но позиции останутся прежними. дешевой относительно своей стоивеска, тормозная система, трансмости. За то и деньги плачены. миссия. После обновления «Жи•$9806-1 гули» и «Волга» какое-то время Итак, купить машину намного §Ж Цена нового автомобиля будут выпрашивать меньше дедешевле, чем ездить на ней... ВпеI Затраты за 6 лет эксплуатации нег, а аппетит «Оки» будет расти чатляет, не правда ли? Чтобы день ото дня. Кстати, на этом эта$7088 сильно не расстраиваться, можете $6816 пе уже есть смысл задуматься: не подсчитать расходы на меньшем пора ли менять машину? Если, отрезке - у вас для этого все имеконечно, позволяют доходы... ется. Просмотрите график затрат $4300 на ремонт и обслуживание, опреГод пятый, от 81 до 100 тысяч. делите падение цены, добавьте Наиболее дорогим приобретенирасходы на бензин - вместе слагаем для всех станет комплект ноемые определят сумму, которую вой резины, на сей раз с дисками. потребует эксплуатация автомо«Оку» опять лихорадит: помимо биля. Остается желать, чтобы это очередных проблем с тормозами число на бумаге не превышало сои трансмиссией, ей грозит переBA3-210S3 ВАЗ-21093 ВАЗ-21102 "Ом" "Святогор" ГАЗ-3110 держимого кошелька. |ЗР| борка двигателя. Вазовские пе$ 7 254