IКЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ОБЕЩАЮТ ПОТЕПЛЕНИЕТ КТ / АЛЕКСАНДР СВИРИДОВ, ЕС СЕРГЕЙ МИШИН РИСУНОК/ НИКОЛАЙ РАЧКОВ/МОДЕРНИЗАЦИЯХОРОШИЕ НОВОСТИ ОБ ОТОПЛЕНИИ «САМАРЫ» И «ДЕСЯТКИ»Отопители переднеприводных машин ВАЗ рождались в муках. Систему отопления первых «восьмерок» (рис. 1) не назовешь совершенной: в расположенном почти вертикально радиаторе скапливался воздух, чему способствовало еще и то, что шланги подведены к нему снизу. Кроме того, при промежуточных положениях заслонки, ведающей теплом, потоки холодного и горячего воздуха расслаивались. Причина проста: холодный воздух подавался снизу, горячий - сверху. Изза этого темечко припекало, а ноги мерзли. Салон хорошо прогревался только при самом правом положении рычага, управляющего теплом, и если не было воздушных пробок в радиаторе. Опытные хозяева «самар» наезжали передними колесами на горку покруче, чтобы радиатор отопителя встал более полого, и на больших оборотах «выгоняли» паровую пробку. Конструкцию новой, «восемьдесят третьей» панели задумали «как лучше», но проблем с вентиляцией и отоплением только прибавилось. Во-первых, модные дефлекторы с узкими воздуховодами пропускают мало воздуха. Во-вторых, консольпреграждает путь горячему воздуху из каналов в ноги. Поток «запирается» в щелях, тормозит, а затем поднимается, нагревая... саму панель, но оставляя без тепла салон. (Не зря в народе высокую панель называют еще холодной!) Самые смекалистые ради тепла вырезают стенку консоли в зоне щелей. Однако у панели есть плюс - ветровое стекло остается чистым даже в лютые морозы. (Правда, порой лопается!)С августа 1998 года отопитель «Самары» модернизировали (рис. 2). Отличить его можно по развернутым «в ноги» соплам. Радиатор расположен почти горизонтально. В промежуточных положениях заслонки горячий воздух попадает в камеру ниже холодного - они лучше перемешиваются ив ноги идет более теплый воздух, чем на стекло. Ныне «самары-2» и ВАЗ21099-04 (с обновленной панелью приборов 2114) комплектуют новым отопителем2114 с измененной геометрией кожуха вентилятора. В ближайшее время такие будут ставить на все отопители «самар». Повышенная производительность нужна для противопылевых фильтров. Теперь о «десятом» отопителе. Его создавали с учетом унификации, ради которой конструкторы вынуждены были остановить выбор на радиаторе и моторе-вентиляторе отопителя 2108. Источник трудноустранимого шума - вентилятор Пересе- лили в моторный отсек. Радиатор обзавелся пароотводяшей трубкой, так что даже при образовании пузырьков в системе охлаждения паровой пробки в нем не будет. Кран отопителя ликвидирован. А значит, владельцы «десяток» избавлены от традиционных прежде протечек «Тосола» и ремонта. Количество тепла регулирует только заслонка - она направляет воздух либо через радиатор, либо в обход. Следит за этим система автоматического управления отопителем (САУО). Она сократила время выхода на заданный тепловой режим, уже не зависящее от оборотов двигателя, и позволила водителю не отвлекаться. Задав требуемую температуру, он изменяет только распределение воздуха. Поскольку «десятки» предполагается комплектовать кондиционерами, в них предусмотрели место для испарителя, а также режим полной рециркуляции. Опробовали и частичную рециркуляцию: часть воздуха для отопления отбиралась из салона и подмешивалась к свежему забортному. Но расчет, что это повысит эффективность отопления, не оправдался: когда влажный «салонный» воздух гоняли по кругу, у «десятки» запотевали и обмерзали стекла. А пластиковые заслонки коробятся и заедают. Пришлось заменить их на алюминиевые. Увеличили проходное сечение дефлекторов вентиляции. В итоге теснота на центральном блоке вынудила перейти на горизонтальную схему распределения воздуха. Сегодня часть автомобилей «десятого» семейства выпускают в комплектации 2112 без полной рециркуляции. Воздуха в салон стало поступать больше. Изменен алгоритм работы блока САУО. Теперь малая скорость используется чаще, а микровентилятор прокачки воздуха в корпусе датчика температуры срабатывает только при положительной температуре в салоне. На подходе новый блок управления отопителем - с пятипозиционным переключателем скоростей и возможностью принудительного включения малой скорости. Наконец-то появится альтернатива капризной автоматике - ручное управление заслонками, ведающими теплом. Не обошлось и без модернизации самой установки. В отопителе 2110-8101012-01 предусмотрена только полная рециркуляция, в ином случае весь воздух поступает с улицы. Новая «улитка» по типу 2114 увеличила производительность системы. Начали внедрять такую конструкцию в феврале 1999 года, а в мае 2000 она полностью сменила предыдущую. В заключение - совет владельцам «десяток». Не злоупотребляйте режимом рециркуляции: ведь при ее включении воздух в отопительную установку идет только из салона. Это допустимо лишь кратковременно: во время дорожных пробок, при остановке на красный свет за чадящим грузовиком - и к тому же только в летнее время. Не пользуйтесь рециркуляцией на ходу, особенно в зимнее время, поскольку выдыхаемый пассажирами воздух содержит влагу, которая из салона не выносится (нет притока свежего воздуха), а конденсируется на стеклах, они запотевают или обмерзают. И еще один важный момент. Исполнительный механизм заслонки рециркуляции действует от разрежения во впускном коллекторе, поэтому работает только вместе с двигателем. 1ЗР|