143
144
ются к немагнитному ротору. Возникает весовой дисбаланс, и ротор поворачивается по часовой стрелке. Нагретые пластины охлаждаются и вновь притягиваются к магнитам, в то время как охлажденные нагреваются. В результате вращение идет непрерывно. Для желающих внедрить подобный двигатель в гараже или на даче разработчик приводит данные некоторых подходящих материалов.Материал № 29%, Fe 71% Значение точки Кюри. СДАЙ ПРИКУРИТЬ!/ПОПУСКАЯ ЧУЖУЮ МАШИНУ, МОЖНО ОСТАТЬСЯ БЕЗ СОБСТВЕННОЙТЕКСТ/ АНТОН УТКИННАУКЕ5816-2064Ni 80%. Mn 20% Cd 28%, Ni 72%92 66Обязательное условие для работы такого двигателя - наличие какого-либо естественного нагревателя (песок в пустыне, раскаленная труба, гейзер), а также охладителя (вода и т. п.). Чем эффективнее будет осуществлена теплопередача через указанные пластины, тем выше КПД двигателя. Реальная область применения - привод элементов автоматики или детских игрушек. Самый экзотический двигатель приведен на рис. 3 (а. с. № 1742507). Авторы предлагают использовать его для питания электроэнергией небольших автономных установок типа метеорологических станций, расположенных в малодоступной местности, пустыне и т. п. Основой конструкции является... арабский кувшин! По-научному его называют сосудом из полупроницаемой керамики. Двигатель прост до неприличия. В его корпусе две камеры - нагревания 1и охлаждения 2. Заливаемая в верхнюю полость вода нагревается солнцем. Под действием разности температур, непрерывно возникающей в природе, вода испаряется с поверхности кувшина и конденсируется на дне корпуса. Неконденсирующийся газ сжимается и вытесняет конденсат наверх. Турбина приходит во вращение, вода стекает обратно и т. д. Скептики презрительно заметят, что мастерские по ремонту арабских кувшинов пока что не пришли на смену автосервисам. Ну и ладно. Впрочем, интересно, смогут ли наши кулибины заставить подобные конструкции выполнять хоть какую-то работу по хозяйству? Будем благодарны тем читателям, которые найдут возможность в письмах или через Интернет сообщить свое мнение о рубрике «Автопробег на Луну». 1»1артина двух сведенных нос к носу автомобилей с протянутыми изпод капотов проводами привычна зимой - в эту пору аккумуляторные батареи начинают капризничать и «звать» на помощь (то есть просят «прикурить») более сильных сородичей. Причины тому, как правило, субъективные: у аккуратного владельца машина заводится без посторонней помощи, а разгильдяя, напротив, частенько подводит. В теплую погоду батарея простит ему все: полдня стоянки с включенными подфарниками, саморазряд по слою пропитанной кислотой грязи на крышке, подсохшие сверху пластины, если уровень электролита проверяли всего один раз - на заводе и т. д. Но ударивший мороз спросит с нее, замученной, не меньше, чем со свежей - держи, мол, три сотни ампер в течение 10 секунд! А в ответ пару раз вжик-вжик и тишина... Впрочем, тот, кто довел аккумулятор до ручки, не обязательно будет бегать по двору с проводами: «всего» тысячаКрублей - и проблема снята, а новый источник питания даже при самом варварском обращении уж год-то продержится... Но иным из «беспечных ездоков» едва хватает на бензин - они попытаются дотянуть до весны со старой батареей. Традиционно ищут доноров электричества шоферы казенных машин, пошедших «по рукам». И наконец, все больше появляется просто «чайников», даже летом сажающих аккумулятор изнурительными попытками пуска мотора с залитыми свечами. Однако приведенные ниже рекомендации, как надо «прикуривать по науке», будут полезнее не перечисленным выше категориям водителей, а напротив - тому, кто ДАЕТ «прикурить». Общее правило таково: давать в помощь свою батарею только для пуска ИСПРАВНОГО двигателя, который не сумели завести исключительно из-за севшей собственной. Поэтому, скажем, запах бензина под капотом должен насторожить - возможно, там переливает карбюратор (не держит игла), и, безрезультатно прокручивая движокПорядок подсоединения проводов для «прикуривания» машины с севшей батареей.Автомобиль с заряженной батареейЧ. . »Ш КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙстартером, хозяин вслед за своей батареей посадит и вашу. Древние, окаменевшие высоковольтные провода, трамблер, в котором основание прерывателя качается ходуном в разбитом подшипнике, заросшая грязью катушка зажигания - увидев подобное, не стоит и пытаться. Извини, мол, но сначала приведи машину в порядок. Иногда чувство сострадания к ближнему и желание помочь оборачиваются и вовсе крупными расходами - например, если «прикуривают» машину с коротким замыканием в проводке или стартере. Например, на «Жигулях» силовой провод сечением 16 мм2, идущий от батареи к стартеру, при небрежной установке может касаться приемной трубы глушителя - с последующим расплавлением изоляции и замыканием на «массу». Первый признак такой аварии (если, конечно, машина не полыхнет сразу) - едкий запах продуктов разложения ПВХ и серной кислоты, выброшенной из закипевшего аккумулятора. То же самое произойдет ис вашей машиной при попытке подключиться к клеммам закороченной батареи. Бывает, что и стартер, как говорят, «берет на себя» замкнувший на корпус якорь еле вращается, а ток пропускает огромный, быстро выводя из строя батарею. Весьма рискованно «прикуривать» машину, в которой при включении зажигания стрелки приборов отклоняются, а мощные потребители, например фары, работают вполнакала. Такое бывает при трещине внутренней перемычки в батарее, и, следовательно, там, под ее крышкой, возможно возгорание. В самом худшем случае события развиваются так. После подключения проводов от машины-донора исправный мотор легко пускается, батарея начинает заряжаться, идет электролиз, выделяется гремучий газ... При повторном включении стартера в точке соприкосновения половинок треснувшей перемычки происходит разогрев до температуры воспламенения и гремит взрыв. Батарея разлетается на куски, а отзывчивый помощник вместе с хозяином, дико визжа, катаются по земле с ошпаренными кислотой лицами... Осматривая машину, тем временем расспрашиваем горемыку, как она себя вела. Если стартер бодро крутил промороженный двигатель минуты две, а потом постепенно скис - прощайтесь и обычно подсоединяют в произвольной последовательности и, как правило, все идет нормально. Например, шоферы автобаз «прикуривают» каждую машину втроем, прижимая концы нарубленных кусков сварочного кабеля к выводным штырям батарей - искрение неизбежно, но тем не менее взрывы аккумуляторов достаточно редки. И все же лучше «прикуривать по науке», сведя риск повредить машину и здоровье к минимуму. Провода должны быть сече2 нием не менее 16 мм с мощными зажимами типа «крокодил» на концах, причем не обжатыми на пучке жил кабеля, а надежно припаяными. Порядок их подсоединения показан на фото цифрами. Самое ответственное - действие 4, замыкающее цепь. В момент подключения неизбежен дребезг контакта, а значит и искрение, ведь зарядный ток при работающем двигателе автомобиля-донора составляет десятки ампер. Соответственно, точка последнего подсоединения выбрана подальше от источающих гремучий газ батарей - это любая крепко привинченная к мотору деталь, например, натяжная планка генератора или ушко (крюк) д\я вывешивания агрегата (так называемый рым). Очередность первых трех позиций выбрана исходя из того, что безопаснее вначале подсоединить плюсовый провод, чтобы случайно не чиркнуть им по «массе» при подключенном минусовом. А приоритет в предохранении от непреднамеренного короткого замыкания отдан, разумеется, машине-донору, чья заряженная батарея может наделать бед, да и ее работающий генератор сжигать ни к чему. Отсоединять провода после пуска двигателя или неудачной его попытки нужно в обратной последовательности - по тем же самым причинам. И главное: фазу отправьте хозяина машины за руль - пусть включает по ко- J манде стартер, а все четыре «крокодила» подсоединяйте ЛИЧНО. Перепутать последовательность еще допустимо, но полярность. .. Если просто бросить «чайнику» концы и он навесит «крокодил» № 1 на «мшгус» вместо «плюса», то при подсоединении зажима N- 4 ваш новенький аккумулятор, замкнутый накоротко, мгновенно превратится в 5-киловаттный электрокамин! В лучшем случае дело окончится его заменой, а в худшем взрывом из-за резкого вскипания электролита. .. Так что будьте бдительны - батарея не прощает ошибок! I ЗР Iуезжайте - эксперимент в повторе не нуждается. Если накануне мотор троил, чихал, глох на холостых и пускался с трудом - то же самое: дескать, ищи буксир и дуй на сервис, а мне на работу пора. Не будем насиловать свою батарею ив том случае, если мороз ниже -20°С, а также если просят крутануть мотор намного большего объема, чем у машины-донора. Скажем, шевелить поршнями «Тойоты-Лендкрузер-4,5», где каждый из шести цилиндров почти вдвое больше «жигулевского», - занятие явно не для подольского 6СТ-55А. И, разумеется, не «прикуривайте» дизельный мотор, даже если хозяин будет хныкать и божиться, что тот заведется с «полпинка»... (А почему от своей батареи не завел?) Не стоит связываться с мотором, который не работал больше недели, разве что самому подкачать топливо вручную, убедившись, что поплавковая камера наполнилась. И, наконец, трижды подумайте, если у вас подержанная впрысковая иномарка. Мало ли что: перегрузка батареи, внутренний обрыв и, как следствие, всплеск напряжения в бортовой сети - там и до пробоя электроники рукой подать. Контроллер стоит $1000 - аккурат полмашины, а размер благодарности «прикуренного» будет куда скромнее... Но, предположим, условия благоприятны: обычный «жигуленок», за бортом минус десять, а под капотом ослабленный ремень генератора, да и хозяин подтверждает, что последние пару дней «что-то там посвистывало». Стало быть, генератор недозаряжал батарею, а вчера вечером включенные фары ее «высосали». Ну что ж, тогда поделимся электричеством, чтобы человек спокойно доехал до сервиса. Концы проводов, подключающих батарею-помощницу к бортовой сети,Результат «прикуривания» без «крокодилов» - искрение кабеля на клейме вызвало взрыв банки, хорошо что только одной...