98
99
100
МЫ И АВТОМОБИЛЬ НУЖНО ЛИ БУДУЩЕМУ ВОДИТЕЛЮ-ЛЮБИТЕЛЮ ЗНАТЬ УСТРОЙСТВО ЗАДНЕГО МОСТА?ТЕКСТ / ОЛЬГА ИСЛАМКИНА ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИНКак вы думаете, когда была заложена нынешняя программа обучения вождению? Не поверите, но году эдак в... 1937! Нет, с тех пор она, конечно, менялась, но не сказать, что кардинально. И писали ее не для любителей, а в основном для подготовки профессиональных водителей. Отсюда и требования: 196 часов занятий!ШКОЛЬНЫЕ... ГОДЫ За такое время под силу подготовить не просто водителя, а суперпрофессионала. Это ж можно Правила наизусть выучить, не одну тысячу километров наездить! Почему тогда из ворот автошкол выезжают, как правило, «чайники», часть которых вынуждена искать частных инструкторов? Можно свалить все на самих курсантов, которые не утруждают себя углубленным изучением предмета (их, кстати, понять можно - кто сейчас располагает свободным временем, чтобы потратить три-четыре месяца на автошколу). Но все-таки корень зла не в ленивых учениках: большинство понимает, что водительские навыки и знания - это безопасность собственной жизни. Просто сама программа, требования к автошколам, мягко говоря, во многом не способствуют, а мешают обучению. Лицензирует автошколы Министерство образования. Не будем гадать, насколько ему знакома специфика водительского дела - красноречивый ответ дает перечень учебного оборудования для подготовки водителей транспортного средства категории «В». Именно в соответствии с этим перечнем должны быть оснащены все школы, иначе не получить лицензию.Так вот. В списке - 29 наименований, среди которых - двигатель с навесным оборудованием в сборе со сцеплением и коробкой передач, передняя подвеска и рулевой механизм; задний мост в сборе с тормозными механизмами и фрагментом карданной передачи; комплект деталей системы питания (бензонасос в разрезе, топливный фильтр тонкой очистки, карбюратор в разрезе, фильтрующий элемент воздухоочистителя...). Перечислять долго. С такими «наглядными пособиями» лучше готовить автослесарей, а не водителей. Хотя и автослесарь получится ущербный: изучить однуединственную модель автомобиля при их нынешнем многообразии... К тому же явно устаревшую: заднеприводную, без впрыска, усилителя руля, АБС, других новинок, которые появляются уже на базовых моделях. Все это оборудование, по большей части, совершенно не нужное для подготовки водителей, автошколе хочешь не хочешь, но приходится покупать. ЗАБЫТОЕ СЛОВО «ДЕФИЦИТ» И тут - новая проблема: плакаты по безопасности дорожного движения выпускались последний раз... в 1982 году, до введения новых Правил! Эти «ископаемые» сканируют, выводят в формате А4 и клеят на картон. Удовольствие в 800 баксов «эксклюзив», выпускаемый некоей фирмой. Похожая история ис другими пособиями. Раньше все необходимое для автошкол делалось на восьми предприятиях в разных городах Союза. И распределялось через систему ДОСААФ. Сейчас никто не знает, выпускают ли где пособия для обучения водителей - нет централизованной информации. Похоже, и произ- МЫ И АВТОМОБИЛЬих мастерят. Чья цель - лишь собрать деньги за обучение, требованиями Минобразования попросту пренебрегают. Есть и такие, кто формально ничего не нарушает, но вместо современного оборудования обходится какими-нибудь замшелыми плакатами. А что? Размытость формулировок перечня это позволяет. Известно: если требования завышены, необоснованны или нечетко сформулированы, выполнять их не будут. Да и побудить, и принудить к этому невозможно. А если нет ясных ориентиров - нет и стимула что-то делать, нет и порядка. И наивно думать, что, несмотря на все это, будут сами собой возникать и развиваться хорошие автошколы и что ученики выберут именно их. А ЕЗДИТЬ-ТО НАМ... Можно, конечно, отмахнуться: это узкие проблемы, сколько их, автошкол в России! В том-то и дело, что обучение вождению - общая головная боль. И тех, кто учится, и тех, кто учит, и тех, кто давно уже ездит за рулем - ведь дороги для всех одни. А на них все больше появляется водителей-недоучек, которые образование будут получать уже во время движения, создавая опасность себе и окружающим. Конечно, недостатки преподавания «теории» в автошколе не так заметны, как навыков вождения. Но это - только на первый взгляд. Впрочем, второго может не быть. Ведь «источник повышенной опасности» - не пустые слова. 1ЗР|водителей серьезных не осталось так, «кустари-одиночки»: во всяком случае, на тех восьми предприятиях оборудование для автошкол уже не производят. Невыгодно! И что же делать? Учат, в основном, на устаревших пособиях, часть их, нужная лишь Минобразованию, пылится где-нибудь в чуланах до проверок, а те, которые действительно нужны для полноценного обучения, - слишком большая роскошь. Если их покупать, то расходы лягут на плечи учеников, а стоимость обучения в автошколе и так не маленькая. ЖДУТ ПЕРЕМЕН Надо менять подход к обучению в автошколах. А для этого придется понять, что цель - управлять автомобилем, понимать его, а не освоить «матчасть». Это раньше водителю требовалось быть ремонтником. Время изменилось, сейчас в автошколу идут учиться другие люди: молодежь, женщины, специалисты самых разных профессий - и хотят они научиться другому. Им не нужны те знания, которые ив прежнието времена были необходимы лишь профессионалам. Что должен знать нынешний автомобилист? Не устройство конкретного автомобиля, а принцип действия его основных систем. Не бесконечные «разрезы» масляного насоса, фильтров, бензонасоса, карбюратора и т. д., а как выбрать шины, масло, свечи, определить поломку, влияющую на безопасность. Да простят теоретики из Минобразования, занесшие в свой перечень «модель светофора и модель светофора с дополнительными секциями», но это смешно! Почти как детские кубики в строительном институте. В наше время нужны стенды, позволяющие моделировать сложные дорожные ситуации, - только так можно адаптировать начинающих водителей к современной обстановке на дорогах. Требования к оснащению автошкол, к программе обучения давно пора изменить, приблизив к реальной жизни. От чего-то дорогостоящего и малоэффективного отказаться в пользу действительно нужного. Пока же перечень существует сам по себе, а автошколы - безотносительно к нему. Те директора, которые хотят учить, бьются в поисках нужных пособий, чуть ли не сами