16
17
18
19
20
ТЕХНИКА16 /РАЗРЕШИТЕПРЕДСТАВИТЬ!ПРЕДИСЛОВИЕ К БИОГРАФИИНОВАЯ «НИВА» ГЛАЗАМИ СОЗДАТЕЛЕЙТЕКСТ/ ВАЛЕРИЙ ДОМАНСКИЙ. ГЛАВНЫЙ KOHCTPVKTOP ПРОЕКТА BA3-2123 РСНИ / ВАДИМ ЕВДОКИМЕНКО. ИУ К АЛЕКСАНДР ЗОЛОТНИЦКИЙ. АЛЕКСЕЙ ПЛЮХИН, ВАЛЕРИЙ СЕМУШКИН ФТ / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ ООПеред вами - не привычная рентген-схема. выполненная художником. Это самый настоящий компоновочный чертеж с точным взаимным расположением агрегатов. Кстати,как видите, генератор переехал наверх и обзавелся поликлиновым ремнем в такой, окончательный вид двигатель ВАЗ 2123 придет примерно в середине года.ейчас трудно назвать конкретную дату начала проектирования новой «Нивы». Конструкторы готовили принципиально новые агрегаты для будущего полноприводника еще в 80-е годы, закончив модернизацию прежнего автомобиля (то есть подготовив ВАЗ-21213). Однако основные работы развернулись в начале 90-х. Какие главные задачи мы ставили при проектировании нового автомобиля, чем он должен отличаться от существующего? Конечно, большим удобством, особенно для задних пассажиров. Соответствовать требованиям по безопасности, экологии, внешнему шуму, серьезно изменившимся с 1974 года, когда делали ВАЗ-2121 (частично их выполнили в 1992-м при модернизации «Нивы»). Одновременно требовалось устранить известные недостатки прежней машины, сохранив достоинства, первое из которых - прекрасная проходимость. Ресурс «23-й» был определен в 140 тыс. км против 100 тыс. км у ВАЗ-2121. Наконец, новый автомобиль нужно производить на существующих технологических лиСниях - особенно это касается механосборочного производства. Чтобы ВАЗ-2123 увидел свет, приходилось идти по пути глубокой модернизации старых узлов, откладывая разработку новых. Многие агрегаты, да и компоновка в целом, задумывались иными; надеюсь, когда-нибудь мы увидим их - на следующем полноприводнике ВАЗ. А пока - опытнопромышленное производство (ОПП) приступило к сборке «23-й»... КУЗОВ Конструкторы, дизайнеры, технологи прорабатывали несколько вариантов облика. Так, была идея делать короткую и длинную машины - наподобие «тойот», «ленд-роверов» и др. Но в массовом производстве две различные по длине базы неудобны. В итоге решили: к «21-й» «Ниве» добавляем столько, сколько по минимуму нужно для удобства и по максимуму - позволяет технология. База выросла на 250 мм, а длина (без запасного колеса) всего на 100 мм. Геометрическая проходимость практически не ухудшилась; автомобиль получил полноценное трехместное заднее сиденье и пять дверей в основном варианте. Багажник, к сожалению, заметно увеличить не удалось - почти весь рост «ушел» на салон. Улучшилась аэродинамика: у старой «Нивы» С х = 0,58.. .0,6, у но-^00117 ТЕХНИКАнием 95 мм. Правда, пока готов лишь первый - 1,7-литровый ВАЗ-2123. Вот основные отличия от известного ВАЗ21213, устанавливаемого на нынешнюю «Ниву»: в приводе клапанов гидроопоры рычагов; натяжитель цепи также стал гидравлическим, а сама цепь - однорядной; система питания распределенный впрыск топлива, которым, как и зажиганием, командует электроника; на выпуске - каталитический нейтрализатор, требующий только неэтилированного бензина АИ-9195. Все это позволило упростить техническое обслуживание, снизить шум и, главное, выполнить нормы Евро П, даже с запасом на перспективные требования. Кроме того, вырос крутящий момент, особенно при 1000-2000 об/мин, так что ехать на машине и легче, и приятнее. Подобные моторы под индексом ВАЗ-21214-10 уже серийно устанавливают и на прежние «нивы» (к этим двигателям ЗР вернется в ближайших номерах - ред.). Примерно в 2002 году рассчитываем начать производство унифицированных 1,8- и 2-литровых бензиновых моторов мощностью до 83 кВт. Их дополнят турбодизели - барнаульский ВАЗ3431 и какой-либо импортный. ТРАНСМИССИЯ Еще в конце 80-х был разработан так называемый «моноблок» - легкий компактный агрегат, объединяющий двухвальные коробку передач и раздаточную коробку. К сожалению, освоить их не позволили финансовые причины (напомню одну из них - «десятка» поглощала почти все ресурсы). Тогда модернизировали старые агрегаты - затраты составили лишь треть от первоначальных. Итак, коробка передач приобрела удлинитель, в котором размещаются тяги механизма переключения. Рычаг переехал ближе к водителю, а четкость переключения возросла. Раздаточная коробка отодвинулась от коробки передач на 250 мм. Новый, более длинный промежуточный вал позволил не центрировать «раздатку», снабженную третьей опорой. Вибраций на кузов теперь передается куда меньше. С визгом шестерен справились, перейдя на мелкий модуль - 2,25 вместо 2,5. Кстати, на старые «нивы» с октября 2000 года ставят раздаточные коробки с новыми зубчатыми колесами.СЛОВО ДИЗАЙНЕРУВАЛЕРИЙ СЁМУШКИН, АВТОР ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ ВАЗ-2121 и 2123Над новой «Нивой» мы думали еще в 1977-м, когда «старая» (для нас уже тогда) только встала на конвейер. К1992 году определилось реальное направление: разрабатываем пятидверный автомобиль. Десятки тысяч километров за рулем моей старой «Нивы» давали понимание, какой быть «Ниве» новой. Я не считал, что автомобиль должен быть внешне агрессивным. Не вездеход типа «Хаммера» наша «Нива», а легковой, повышенной проходимости, автомобиль. А зачем же машине демонстрировать то, чего в ней нет? Моя «Нива» должна выглядеть спокойно-уверенной. Быть своей на природе ив городе, в зимнем лесу ив глубокой колее. Понравиться и 25-, и 50-летним водителям обоих полов. Смотреться современно и через 20 лет. Непростая задача? Но у дизайнера-художника есть совершенно необыкновенная возможность: вложить душу в мертвый предмет, и тогда это будет почти живое существо, и оно будет принято людьми и любимо... Как стала любимой «ноль первая» модель, как «21-я» «Нива». И с этим автомобилем обязательно будет так же. Я уверен. вой примерно 0,45, то есть на уровне пикап и фургон с таким же расстоянием между осями, но большим задним «самар»! У ВАЗ-2123 на этапе конструирования свесом. Не исключаю, что когда-нипредусмотрели подушки безопасности, будь мы вернемся ик идее «поиграть» климатическую установку и прочие соколесной базой. временные устройства. Защита от корДВИГАТЕЛЬ Предусмотрена целая гамма бензирозии - на уровне «десятки». В этом году в продажу пойдут пятиновых моторов, все с традиционным дверные универсалы; позже появятся для ВАЗа межцилиндровым расстояТаким представлял себе интерьер новой "Нивы" дизайнер Алексей Плюхин: "джип предполагает укрупненные элементы." (эскиз 1993 года). Одинаковые карданные валы передают крутящий момент на передний и задний мосты. Точнее, впереди, как и на прежних «нивах», не мост, а редуктор, но на «23-й» он наконец-то получил собственную подвеску. Старая конструкция, когда редуктор крепился к силовому агрегату, доставила немало головной боли и создателям, и владельцам «нивы». Ведь реактивный момент нагружал весь силовой агрегат и передавался на кузов всего через три опоры, что вынуждало делать их очень жесткими! Отсюда - вечные на «нивах» вибрации... Не единожды конструкторы предпринимали попытки отсоединить редуктор от силового агрегата - на моделях 2121, 21213 серийное производство не позволило вводить серьезные изменения, а 2122 и 21215 никак не назовешь массовыми... Итак, известные по старой «Ниве» узкие места в трансмиссии расшиты. А очереди ждут следующие - ведь более мощные моторы потребуют усиления узлов. Более прочные редукторы, дифференциалы, полуоси готовы (они пойдут на сборку еще раньше, чем 2-литровый мотор), а вот с коробкой передач сложнее. Она выдержит 160, от силы 165 Н-м, а двигатель, похоже, способен на большее. Очевидно, придется искать коробку на стороне или вновь усиливать прежнюю. ПОДВЕСКА Самые первые образцы ВАЗ-2123 ездили по Тольятти и вокруг на «макферсонах» спереди и сзади, демонстрируя очень неплохие устойчивость, плавность хода, проходимость. Но от такой схемы пришлось отказаться по целому ряду причин. Главная - отсутствие действующего производства (или средств на подготовку нового) для узлов «Мак-Ферсон». К тому же амортизаторные стойки отнимали место в багажнике, и без того небольшом, требовали реечного рулевого механизма. А рейка, которую тогда, по примеру «самар», размещали вверху, вынуждала передвинуть силовой агрегат вперед примерно на 75 мм, так что и под капотом становилось безобразно тесно... В общем, в первую очередь из экономии вернулись к схеме старой «Нивы» и стали ее перерабатывать. В передней подвеске укорочены верхние рычаги и удлинены нижние, так что плечо обкатки приблизилось кнулю. Машина стала более устойчивой. Увеличенный ход подвески потребовал оригинальных амортизаторов и пружин. Ось верхнего рычага наклонили назад, понизив центр крена и избавившись от галопирования на неровностях. В задней подвеске пытались применить иной направляющий аппарат, чтобы на ухабах мост ходил только вверх-вниз, но не вбок. Проблему удалось решить малой кровью - тяги остались те же, а вот амортизаторы, на 2121 наклоненные почти под 45°, теперь стоят почти вертикально. Именно они заставляли старую «Ниву» на единичной неровности закидывать задок в сторону. Сам мост - балка из низколегированной стали несколько раздался вширь (задняя колея увеличена на 20 мм, примерно до размеров передней). Колеса для «23-й» выбрали традиционного для полноприводников посадочного диаметра 15 дюймов, шины размерностью 205/70 и 205/75. Сравним их с колесами прежней «Нивы»: диаметр первой несколькоПередняя подвеска и редуктор. Он крепится через четыре «резинки», гасящие колебания, к поперечине подвески и стабилизатору поперечной устойчивости. Кстати, в таком виде узел собирают отдельно, ставят силовой агрегат, регулируют углы установки колес и единым блоком подают на конвейер.*•У раздаточной коробки теперь три опоры и только один рычаг при продольном перемещении включают I - II ступени, при поперечном блокируется межосевой дифференциал. Новая конструкция тише и удобнее.Ш00119 ТЕХНИКАменьше, что на 10 мм уменьшило дорожный просвет под редукторами. Вернемся здесь к проходимости. «Против» нее выступило увеличение массы, уменьшение клиренса на шинах 205/70, рост базы. «За» проголосовали более тяговитый мотор и лучшая геометрия «брюха» - мы убрали кое-какие выступающие части. Так что в целом новая «Нива» здесь не уступает старой. ТОРМОЗА Конструкторы сразу предусмотрели возможность оснащения АБС - опытные работы уже ведутся с западными фирмами. Скорее всего, мы совместим с ней и противобуксовочную систему. Это позволит блокировать межколесные дифференциалы без усложнения конструкции - с помощью тормозов. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Даже короткая «Нива» отличалась тяжелым рулем, так что мы сразу пересмотрели конструкцию привода. В рулевом механизме вал сошки приобрел вверху третью опору, а передаточ1/200120ное отношение увеличилось с 16,4 до 20,6. Маятниковый рычаг теперь вращается на игольчатых подшипниках; длины тяг оптимизированы. В резульк новой «Ниве», - конечно, «когда?». Оче тате усилие на ободе руля (измеряется видно, в январе машины появятся в прода на месте на сухом асфальте) удалось же по цене около 8 тыс. долларов; всего в снизить с 30-32 кгс до 18-19 кгс, как на этом году силами ОПП должны собрать «самарах»! Электроусилитель руля 1,5-2 тыс. шт. ВАЗ-2123. Когда ожидать (мы подробно писали о нем в ЗР, 2000, начала массового производства - вопро № 10 - ред.) позволит еще облегчить сложный, ибо пока неясно даже, где ег руль - до 4-5 кгс. Правда, увеличенное разместят. Там ли, где выпускают ныпередаточное отношение сделало нешнюю «Ниву» ВАЗ-21213, или на плоруль более «длинным» - теперь, чтощадях вновь образованного СП... Ведь, на бы повернуть колеса от упора до упопомним, большой интерес к машине прора, надо сделать 4,5 оборота баранкой. явила корпорация «Дженерал моторе». Мы уже несколько раз сообщали о сроВозможно, с усилителем мы вернемся к прежнему передаточному отношеках начала продаж ВАЗ-2123, и всякий раз невольно вводили читателей в заблунию и 3,75 оборота. Вот, в самых общих чертах, констждение. Производство отодвигалось с рукция «Нивы» ВАЗ-2123. Насколько 1998-го на 1999-й, потом егце на год... удалось нам решить задачи, поставТеперь выпуск первых, пусть небольших ленные при создании машины? Оконпартий товарных автомобилей близок, чательный ответ - за потребителем, как никогда: сами убедились в Тольятти, которому, надеюсь, не придется долго когда готовили статью. Новые машины ждать массового производства и кототак и сновали между опытно-промышрого, верю, наш автомобиль не разоленным производствол! и HTLf. Постучим по дереву и пожелаем новой чарует. «Ниве» удачи - не меньшей, чем прежОт редакции. Главный вопрос, котоним машинам... Х»\ рый задают всем, кто имеет отношение