148
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ«ГАБРИЕЛЬ»: РАБОТА НАД ОШИБКАМИИЗВЕСТНАЯ ФИРМА ПРИСЛУШАЛАСЬ К КРИТИКЕ*ТЕКСТ / А НАТОЛИЙ СУХОВВпредставительстве «Габриеля» подтвердили: амортизаторы, прекрасно работавшие в Европе, на российских просторах быстро умирали, причем, в отличие от многих своих собратьев, не проронив и слезинки: ни течи масла, ни даже «отпотевания» у штока просто переставали гасить колебания. Причина - разрушение клапанного узла: при работе его тоненькие (около 0,1 мм) диски гнулись, ломались, превращались в труху. В Европе с ее мягким климатом главный враг амортизатора - тепло, в России - мороз. Загустевшее масло почти не продавливается по узким каналам, вот детали и не выдерживают. Расширить каналы нельзя: иначе, разогревшись, амортизатор перестанет работать. По той же причине и диски должны остаться тонкими (их упругость подобрана для нагретого амортизатора, а это - основной режим работы). Однако инженеры нашли способ усилить клапанный узел. Увидеть, как делают новые амортизаторы, мы смогли на одном из заводов в городке Боннваль, что в сотне километров к западу от Парижа. Здесь выпускают двухтрубные гидравлические и газонаполненные стойки и картриджи. Об их устройстве и работе мы уже рассказывали (ЗР, 1997, N-1). Интересно, что с одной линии почти одновременно сходят разные модели - для «Рено», «Самары», «Москвича»... Дело в том, что инженеры постарались максимально унифицировать трубы, штоки, клапаны. Конечно, основные параметры - длина амортизатора, ход штока и характеристики демпфирования у них разСборка штока Iные, но нарезать трубы и прутки на куски нужной длины не сложно, а жесткость задается набором тех самых дисков, о которых мы уже упоминали. Изюминка технологии - уплотнение штока. Сальник - из износостойкого фторопласта, да еще с пожизненным запасом специальной смазки. Сам шток тоже тщательно готовят: после проточки шлифуют, проверяют шероховатость и биение, хромируют (толщина покрытия 4 мкм) с последующей полировкой. Действительно, потекший «Габриель» - редкость. В лаборатории испытаний и доводки огромная, во всю стену, касса с ящичками. В них - диски разнойтолщиныи упругости: сплошные, с дырочками, прорезями, всякие шайбочки. Подбирая их при доводочных испытаниях, добиваются заданных характеристик клапана. В соседнем помещении - стенд для ресурсных испытаний (с водяным охлаждением). Русский мороз на нем сымитировать нельзя, а вынутые из холодильника амортизаторы нагреваются уже черезПатрон завальцован, в уплотнении смазка.специальнаядесять минут работы. У нас же короткой поездки хватает лишь на то, чтобы привести их в рабочее состояние. Через час амортизатор опять «дубовый» - какой там перегрев! Впрочем, французские инженеры теперь знают, что с западной меркой к России подходить нельзя. Чтобы усилить клапан, не изменив его характеристик, в узел добавили два толстых и прочных диска - по одному с каждой его стороны. Эти диски отделены от рабочих (тонких) калиброванными шайбами. При малых нагрузках тонкие диски, отгибаясь, как и прежде, на небольшой угол, перепускают масло, а при больших - прижимаются к толстым и не гнутся дальше. Толстый диск со стороны штока - с отверстиями (как и тонкий), а со стороны гайки - сплошной (на соответствующем тонком только вырезы по краям). Таким образом, проход маслу обеспечен всегда. На штоке и под гайкой - по дополнительной, толстой, шайбе. По сравнению с калиброванными, они изготовлены из более пластичной стали и при затяжке гайки деформируются, предотвращая деформацию самих дисков от микронеровностей на торцах штока и гайки. Новый «Габриель» продается в России уже больше года. Судя по отзывам, модифицированный узел работает надежно. Впрочем, во Франции производят амортизаторы только для «Москвича» и «Самары». Для «классики», «Нивы» и «Волги» - в США: тоже двухтрубники (гидравлика или газ), но иной конструкции. Фирма уверяет, что с ними проблем в России не было. Мы снова купили несколько комплектов и тех, и других впереди испытания. 1ЗР|* См. ЗР, 2000, № 5.Лазерный контроль осевого биения штока.