159
161
/ С ТРАНИЧКА ИСТОРИИтобы избавиться от скрипа высокой панели в ВАЗ-2109, я подклеивал поролон, резину - все бесполезно. Укрепить же ее удалось так. Снял «бороду» панели, удалил пластмассовые кронштейны ее крепления (фото, указаны кружками). Они, как иЧГАЛАКТИКА ИЗ ШЕСТЕРЕНПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОЗВОЛИЛ СОВМЕЩАТЬ ФУНКЦИИ СЦЕПЛЕНИЯ И РЕДУКТОРАТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВS •За< \ S ^> Левый 'J^ 4 ]05 "т,дч -V Р 4Bttw12 Правый •« •во многих других машинах, оказались сломанными. На их место установил уголки (рис.) из дюраля толщиной 1,5 мм. Закрепил их винтами М5, которые держат панель с рычагами управления отопителем. Верхнюю часть панели притянул саморезами, которые вошли в другие отверстия уголков. Также заменил большими по наружному диаметру шайбы под пружинными защелками (указаны стрелками на фото), фиксирующими верхнюю часть панели, - они сильно разболтались. Теперь звуки исчезли.д . НОВИКОВ.УФАаких только конструкций сцепления не применяли в конце XIX - начале XX веков! Прямые и обратные конусы, всевозможные центробежные механизмы, спирали. А на некоторых автомобилях, например, французских «Готье», сцепление было в виде планетарного шестеренчатого механизма (см. рис.). На маховике укреплена главная шестерня - солнечное зубчатое колесо. Два сателлита соединены с валом коробки передач (на рубеже веков его чаше называли передаточным валом) и входят в зацепление с так называемой цилиндрической шестеренчатой коробкой, то есть с коронным зубчатым колесом. При выключенном сцеплении оно свободно вращается на валу коробки передач, который, естественно, остается неподвижным. Чтобы передать на него момент от двигателя, коронное колесо надо затормозить. Тогда сателлиты, влекомые солнечной шестерней, побегут поКПокупать для старой иномарки новые, очень дорогие запчасти нецелесообразно, поэтому владельцы ищут способы заменить их отечественными, во много раз более дешевыми. В БМВ-518 разбило подшипник и сальник помпы. Заменил их деталями от «жигулевского» водяного насоса. Чтобы сальник плотнее прижался к крыльчатке, подложил под него шайбу толщиной 2 мм. Для установки подшипника расточил отверстия в шкиве и крыльчатке до диаметра 16 мм.С. КУЗНЕЦОВ, ПЕРМСКАЯ ОБЛ., АЛЕКСЛНДРОВСКкоронному колесу, раскручивая вал коробки передач. Включали сцепление как на современных автомобилях - педалью. Привод был весьма сложен: коронное колесо стопорил массивный хомут, воздействовавший на специальный барабан. Губки хомута двигались по червячной резьбе, нарезанной на педальном валу. Он поворачивался под действием мощной спиральной пружины, которая, в свою очередь, срабатывала, когда водитель отпускал педаль сцепления: зубцы рычага выходили из зацепления с шестерней, укрепленной на педальном валу. Помимо функций сцепления, механизм выполнял и роль редуктора. Ведь разница в скоростях коленчатого и передаточного валов определялась отношением диаметров солнечного и коронных колес. В «Готье» вал коробки передач вращался в пять раз медленнее коленвала. Французская конструкция оказалась очень сложной и тяжелой. Правда, несколько позже на «Форде-Т» сделали планетарную коробку передач прообраз современных Схема планетарного сцепления: 1 - маховик; 2 - хомут; 3 - са«автоматов» (ЗР, 2000, теллиты; 4 - солнечное зубчатое колесо; 5 - коронное зубча№ 6), но к отдельному шетое колесо; 6 - пружина; 7 - вал педали сцепления; 8 - шестерстеренчатому сцеплению ня вала педали сцепления; 9 - педаль сцепления; 10 - зажимконструкторы больше не ной барабан; 11 - вал коробки передач. возвращались. 1ЗР| №1 ЯНВАРЬ 2001^г**.—>м шяи 1ьи?.к•••BtitilniaОТНОШЕНИЯВ ЭТОМ ВЫПУСКЕ:«ВОЛГА», ИЖ, «МОСКВИЧ», «ЖИГУЛИ», «САМАРА», «ШКОДА»