152
IКЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ IНИЗКОВОЛЬТНЫЕ ВИт ' И НИЗКОКАЧЕСТВЕННЫЕ...САМЫЙ ПРОТИВНЫЙ ДЕФЕКТ - ЭТО ТОТ, КОТОРЫЙ ТО ПОЯВИТСЯ, ТО ИСЧЕЗНЕТТЕКСТ/ М ИХАИЛПИТЕРСКИЙ,ЕН|Накого «больного», как правило, проще вылечить, чем поставить ему точный диагноз. Если на впрысковой «Волге» подобным образом задурила электроника, то самый надежный метод лечения - менять на ней все подряд. Начать экзекуцию советуем с низковольтного жгута проводов, именуемого 3110-3761581. Именно он соединяет многочисленные подкапотные датчики и элементы с электронным блоком управления двигателем. Казалось, безобидный жгут должен быть долгожителем по определению кроме проводов да разъемов в нем почти ничего нет, да и работа у него не пыльная. Однако на наших глазах автоэлектрик привычными движениями извлекает из-под капота новенькой «Волги» совершенно новый жгут, изготовленный арзамасским ПО «Автопровод», чтобы машинально заменить его на другой, созданный самарским СП «Паккард электрик системе»... И так - каждый день, но зачем? Пройдемся взглядом по фото 1-6. Если сравнить жгут с рекой, то фото 1 отражает ее дельту - именно здесь многочисленные провода «вливаются» в недра блока управления. Очевидно, арзамасский разъем (на фото слева) понимает эту аналогию буквально через такое «уплотнение» вода не может не попасть внутрь. Аналогичному американо-самарскому изделию «разжижение мозгов» не грозит - тут тебе и герметик, и изоляция, и уплотнитель... Та же картина на фото 2 - уплотнение подкапотных соединителей сделано, мягко говоря, по-разному. Взглянем на соединители с иной стороны (фото 3). Разжимной фиксатор «Паккарда» (на снимке справа) не позволит разъему уйти в «самоволку» на первом же ухабе. А если внимательно приглядеться к арзамасскому разъему, то начнешь сомневаться, попадет ли вообще «вилка» в такую «розетку»? Хоть один штырек, да пройдет мимоТцели - уж больно криво расположены гнезда. Рассмотрим контакты повнимательнее (фото 4). Те, что справа - подпружинены, а потому обеспечивают четкую фиксацию вилки в розетке при минимальном переходном сопротивлении контакта. Такой разъемчик можно соединять-разъединять примерно 100 раз. Слева - его обыкновенный собрат, допускающий от силы 5-10 сочленений. Электроника - штука надежная, но чрезвычайно придирчивая к мелочам. Слабенькие сигналы многих датчиков (положения коленвала, детонации и др.) очень чувствительны к воздействию помех - в том числе от собственной системы зажигания автомобиля. Вот почему часть проводов под капотом «Волги» обязательно должна быть экранированной - кстати, это отражено не на всех электрических схемах, встречающихся в продаже. Металлическую оплетку «экрана» надежно соединяют с «массой» автомобиля - вернее, должны надежно соединять... А на деле? А на деле - как повезет. В извлеченном из новой «Волги» жгуте соединение сделано хорошо - провода зажаты механической «обжимкой» и заизолированы (фото 5). Примерно так же выглядит и самарское изделие. Однако на практике под слоем изоленты может встретиться и такое (фото 6). Понятно, что «союз» бедного жгута с водой, грязью и электрическим током в этом случае никак не будет нерушимым. Кстати, о нерушимости. Защита от механических воздействий у «арзамасца» практически отсутствует - любое неосторожное движение в моторном отсеке может нанести ему серьезное увечье. «Самарцу» проще - он одет в прочную оболочку по всей длине (фото 7). Итак, описаны два персонажа... Первый, честно говоря, далек от совершенства, но успешно делает карьеру и разъезжает на нижегородских автомобилях, в том числе на представительских. Второй - весь из себя положительный, но добраться до конвейера пока что не может. А «на местах» электрики продолжают вести самостоятельную профилактическую борьбу с правонарушениями в низковольтных цепях. Платить за все будет, естественно, клиент - и за новый жгут, и за работу. Впрочем, выбор у него небогатый... IwI