122
123
IМЫ И АВТОМОБИЛЬУТИНАЯ ИСТОРИЯСУДЬБЕ «ГАДКОГО УТЕНКА» МОГЛИ БЫ ПОЗАВИДОВАТЬ ИНЫЕ ПРЕКРАСНЫЕ ЛЕБЕДИТ КТ СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ Е С//БЫЛОЕесгьдесят пять лет назад в КБ «Ситроена» появился странный деревянный макет в виде высокого горбатого кузова. Он стал первым материальным воплощением проекта «Бекас», оказавшегося одним из самых успешных в истории фирмы. Летом 1935-го директор-распорядитель «Ситроена» Пьер-Жюль Буланже попал в дорожную пробку. В Оверне отмечали сельский праздник, дорогу запрудили крестьянские повозки и тележки мелких торговцев. Скучая в своем «Ситроене», Буланже размышлял: «Почему вокруг нет ни одного автомобиля? Почему фермеры и ремесленники чураются моторных экипажей и предпочитают лошадей и телеги?» По приказу директора был проведен опрос. Выяснилось, что для фермеров и ремесленников автомобиль слишком дорог, к тому же они считают его большим, тяжелым и ненадежным. Среди прочих недостатков отмечали сложность управления, особенно для женщин, неудобство доставки продуктов на рынок и даже то, что автомобиль невозможно использовать для... собирания скота в стадо.Ш"Ситроен-TPV" - один из чудом сохранившихся до наших дней прототипов 1939 года.в 1937годуна испытания вышел первый из легкого сплава, а рулевое управление «Бекас» - удивительное сочетание пебыло реечным. реднего привода, кузова из холста (!) на Война все смешала. Почти все протолегком каркасе, независимых торсионтипы уничтожили, спрятали только неВ 1936-м в Европе появилось нескольных подвесок, колес из магниевого спласколько. Лишь один 11 lb-пикап все это ко новых недорогих машин. Давний сова (!) и мотоциклетного двигателя БМВ. время нес незаметную внутризаводскую За два последующих года построили службу на фирме «Мишлен» - фактичеперник «Ситроена» - «Пежо» представил модель 202 с 30-сильным мотором, около 250 прототипов. Машины нещадском владельце «Ситроена» в то время. «Опель» козырял «Олимпией» с несуно браковали из-за малейших недостатДо официальной премьеры прошло щим кузовом. Но те народные авто, ков. Сам Буланже, например, тестиропочти десять лет. За эти годы машину извключая и куда меньший «ФИАТ-Топо- вал ТПВ ("Бекас» переименовали в TFV рядно переделали. Особое внимание лино», были все же слишком дороги для - «совсем маленький автомобиль»), сауделили подвеске, чтобы, по словам Будясь за руль в шляпе. Если директорланже, «.. .можно было перевезти через крестьян и жителей провинции. Портрет «Бекаса» Буланже нарисовал ский убор падал - кузов переделывали. поле корзину яиц, не разбив ни одного». скупыми, но смелыми мазками. АвтомоК Парижскому автосалону 1939-го подПравда, пришлось отказаться от вздоробиль с двумя пассажирами и 50 кг картоготовили образец с двухцилиндровым жавших легкосплавных деталей, но ма3 феля должен развивать 60 км/ч, уметь мотором объемом 375 см . Матерчатой шину оснастили вторыми фарой и стекездить по самым плохим дорогам, расхоосталась только съемная крыша, но для лоочистителем. В коробке появилась довать 3л бензина на 100 км. Стоить маудешевления автомобиль снабдили четвертая - повышающая - передача. шина должна не более трети цены «Си- единственной фарой, одним стеклоочиСедьмого октября 1948-го президент стителем, сиденьями-шезлонгами из Франции Винсент Ориоль посетил Патроена-7». Руководителем проекта назначили ткани, натянутой на легкую раму. Двирижский автосалон, где Буланже с горАндре Лефевра - отца переднеприводгатель пускали специальным шнуром; достью продемонстрировал ему стенд ной модели «Траксьон Аван», за кузов традиционную ручку использовали для «Ситроена» с тремя наскоро испеченныотвечал Фламинио Бертони. От дерестраховки. Гидравлическими были тольми 2CV ("Де шво» - две лошадиные сивянного макета до ходового образца ко передние тормоза, сзади стояли мехалы налоговой мощности). Кстати, на выпрошло совсем немного времени, и уже нические. Зато рычаги подвески сделали ставочных образцах не было силовых аг- регатов - ходовой экземпляр в это время показывали дилерам. Продажи начали только 22 сентября 1949-го. Спрос превзошел самые оптимистичные прогнозы. К концу года выпустили всего 924 автомобиля, так что очередь желающих купить «Де шво» растянулась... на шесть лет. За распределение дефицитного товара взялось министерство промышленности: 60% «ситроенов» решили отправлять на экспорт, 30% поступали в свободную продажу, а 10% предназначали «приоритетным пользователям». К ним отнесли фермеров, социальных работников, коммивояжеров, врачей, ремесленников, то есть как раз тех, кому адресовал свое творение Буланже. Горбатую машинку с выпученными глазками-фарами прозвали «Гадким утенком». Над «Де шво» иронизировали, он стал неизменным героем французских кинокомедий - спутником неудачников и разинь. Но даже такая актерская карьера подчеркивала: простенький «Ситроен» - истинно народный автомобиль. Не беда, что моторчик всего девятисильный, что все машины серые (второй цвет - синий - появился только в 1960-м), что салон спартанский и приборов маловато (уровень топлива проверяли щупом), зато машина получилась недорогой, простой и надежной. Шли десятилетия, конкуренты выпускали новые модели, а «Утенок» почти не менялся. Появился 12-сильный (475 см3) моторчик, да чуть подновили отделку. Позднее мощность довели до 24 л.с, а на «богатой» версии 2CV6 поставили двигатель 602 см3, 28^ л.с. У «Де шво» родились братья - экспортный «Де люкс», грузовичок, чудная полноприводная «Сахара». «Утенок» 4x4 оснащали двумя силовыми агрегатами - один стоял спереди, другой сзади; каждый приводил свой мост. Кстати, замков зажигания тоже было два! В 1976-м, когда былые конкуренты давно стали музейными экспонатами, а Европу активно завоевывали ФИАТ-126 и «Поло», «Ситроен» отметил рождение пятимиллионного «Утенка». Он давно покорил мир - «Ситроен-2СУ» выпускали почти полтора десятка (!) стран. «Де шво» простоял на конвейре еще 14 лет. Из ворот старейшего «ситроеновского» завода Леваллуа последний «Утенок» вышел в феврале 1988-го, но до июля 1990-го автомобиль делали в Португалии. Даже легендарный «Жук» давноуже не выпускали в Европе. Теперь, через сорок лет после начала серийного производства, «Утенок», разошедшийся тиражом 53 млн. экземпляров, доживший до времен биодизайна и компьютеризации, вполне мог отправляться на покой.Сегодня некоторые культовые модели XX века переживают второе рождение. Быть может, потомку знаменитого «Ситроена» тоже суждено выехать на дороги XXI века? Тогда в «утиной» истории появится еще одна глава. 1»1Английский «Ситроен-Бижу». Попытка одеть «"Утенка» в экстравагантный костюм в стиле «СитроенаOS» не нашла понимания у покупателей. В1960-1962 гг. продали всего 212 машин.Серийный «Де шво» 1955 годаВ роду у «Утенка» были даже... «верблюды». Простенький на вид «Ситроен-Мехари» (мехари - порода африканских верблюдов) выпускали ив полноприводном варианте.2/200Самый престижный потомок «Де шво» - «Ситроен-Ами» сходил с конвейера в 1961-1978 гг.