16
17
АКТУАЛЬНОВАЗЫ -"НА ГАЗ/ЭКОЛОГИЯНАХЖАТОМГАЗЕТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВВпоследнее время приуныли даже самые безмятежные оптимисты: рост цен и дефицит топлива поколебал их уверенность в том, что «на наш век хватит» дешевой нефти, а стало быть, бензина и дизтоплива. Да и те, кто «аврально» перешел на сжиженный газ (пропан-бутан), попали из огня да в полымя, столкнувшись с теми же кризисными факторами: ростом цен, дефицитом, чудовищными очередями. К счастью, пока едва тронут автомобилистами главный топливный резерв - природный газ. Его считают наиболее перспективной альтернативой нефтяному топливу - по масшта-оам запасов, энергетической ценности, экологическим параметрам. Наша страна пережила не одну кампанию газификации автотранспорта но, увы, продавать метан за границу, видимо, считалось более выгодным. Преимущества «голубого топлива» (в значительной мере - российского происхождения) успели оценить в Западной Европе, где парк газифицированных авто исчисляется сотнями тысяч, миллионами (как во Франции, Италии). «Газомобили» серийно выпускают, например, БМВ и ФИАТ. Похоже, в число таких фирм вскоре войдет и АвтоВАЗ. В управлении проектирования двигателей Дирекции по техническому развитию АвтоВАЗа нам подробно рассказали о планах газификации.Газовый ВАЗ-21102 внешне ничем не отличается от обычного бензинового автомобиля. ИДЕОЛОГИЯПервая модель, которую решено перевести на сжатый газ, - ВАЗ-21102 «десятка» с восьмиклапанным впрысковым двигателем. Причем автомобиль не станет газовым, он будет двухтопливным - такое решение диктует все та же объективная реальность. Если специально переделывать двигатель для работы только на газе, параметры можно получить куда более впечатляющие, только вот сеть заправок в родном отечестве пока жидковата - можно от одной до другой и не доехать. Поэтому принято компромиссное решение. Это, однако, не значит, что автомобиль задуман «по минимуму». Газовая часть как раз отличается высоким техническим уровнем: система питания - самого современного, четвертого поколения. Она обеспечивает фазированный впрыск газового топлива, выполнение экологических норм Евро III, а в перспективе Евро IV, исключает вмешательство водителя в свою работу, отвечает за безопасность. Человек лишь заправляет автомобиль - дальше электроника «думает» сама: запускает холодный двигатель на бензине, а потом автоматически переводит его на газ, контролирует утечки и, при необходимости, отключает газовую магистраль, переводя двигатель на бензин. То же самое делает, когда газ кончился, а забывчивому водителю не позволит уехать с заправки, пока шланг не отстыкован от заправочного штуцера. Понятно, что автомобиль с двумя системами питания будет дороже «просто» бензинового. Насколько? Настолько, чтобы «добавочная стоимость» окупилась (благодаря относительно низкой цене на газ) за гарантийный срок. Кстати, на одной заправке газом автомобиль должен проходить не менее 250 км. Сейчас газовая «десятка» в стадии испытаний и доводки. В перспективе подготовка серийного производства, рассчитанного на выпуск 30 тысяч автомобилей в год.Форсунка (слева) в сравнении с бензиновой.КОНСТРУКЦИЯЗнакомство с газобензиновым автомобилем начнем... из багажника. Здесь между нишами задних колес расположен газовый баллон. Тот, что показан на фото, - алюминиевый, армированный стеклопластиком. Какой будет на серийной машине, пока не определено. Критерий выбора - массогабаритные показатели и цена. Наиболее подходящие образцы разработаны НПФ «Шторм» и ООЗТ «Лемм». Штуцер заправочного устройства, который на опытных машинах расположен в багажнике, будет выведен к заливной горловине бензобака, под лючок. Для подачи газа от топливного баллона к форсункам служит клапанноредукторная группа, основанная на элементах (включая заправочное устройство) системы САГА-7, серийно изготавливаемых АО ИНКАР. Изделия этого предприятия хорошо зарекоменБезмембранный редуктор.довали себя с точки зрения качества и надежности. Все приборы топливоподачи для газа снабжены предохранительным дренажем (отвод газа за пределы автомобиля), а высокочувствительные диагностические датчики регистрируют малейшую утечку топлива. Сигналы от датчиков поступают на блок управления двигателем. Как было сказано, при возникновении утечки подача газа из топливного баллона автоматически прекращается, а двигатель без вмешательства водителя переводится на бензиновое топливо. Во впускной коллектор газ подают специальные форсунки производства саратовского НТЦ «Авангард». Обычные, бензиновые, для работы на газе непригодны. «Газовые» форсунки установлены во впускной трубе, конструкция которой претерпела незначительные изменения. Электронный блок «командует» работой двигателя и на бензине, и на газе. Для газового топлива необходимы лишь соответствующие «калибровки» (их подбор еше не закончен) - ведь датчики, контролирующие работу двигателя, одни и те же.Монтировать газовую топливную систему на главном конвейере не планируется. Завод будет выпускать специальную модификацию «сто второй» под установку газовой системы (отличия - специальный жгут проводов, впускная труба с дополнительными газовыми форсунками, газобензиновый блок управления, детали крепления газовой системы). Окончательный монтаж, опрессовку, заправку и т.д. поручат специализированному производству - работа со сжатым газом требует специфической техники безопасности; на заводском конвейере выполнить ее требования сложно. Опытный образец ВАЗ-21102 с газовой системой внешне ничем не отличается от собратьев. Разве только выхлопной трубой: она не закопченная, как у бензиновых, а слегка ржавая. Экология! В обычных режимах движения разница в темпераменте автомобиля на бензине и на метане неощутима, а ведь мы двинулись в путь почти с полной нагрузкой. Переход с одного топлива на другое действительно не заметен. Отличия чувствуешь только при интенсивных разгонах, а объясняется это в первую очередь тем, что блок управления еще не настроен на оптимальные для газа параметры. Его настройка - одна из ближайших задач. В нынешнем году планируется завершить опытно-конструкторские работы, а в следующем - заняться подготовкой серийного производства. Тогда появится возможность назвать более конкретные пены, фирмы по установке оборудования и т.д. ПНКлапан.Моторный отсек газовой «десятки