96
97
98
99
100
101
102
МЫ И АВТОМОБИЛЬРОССИЙСКИЕ ВСЕДОРОЖНИКИ ПОКОРЯЮТ УРАЛ И ФОРСИРУЮТ КАМУ. НЕ БЕЗ ПОТЕРЬ*Iшт^вш•*^-*S?j5i 134/ЭКСПЕДИЦИЯТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУаутро показалось солнце. Деревья - в инее, словно покрытые оренбургским платком-«паутинкой», поседела и заискрилась степная трава, торчащая из-под снега. Сказка! Наша колонна, ведомая машиной ГИБДД (спасибо автоинспекции - все время нас сопровождали автомобили ДПС, что особенно помогало в незнакомых городах), движется по ровной дороге.НКАК СТАТЬ «ЗВЕЗДОЙ» Первый день пути. Волнение начала. Ожидание чего-то нового. Хорошего? Плохого? Незнакомые пока что люди: им предстоит стать командой, новые машины - каких от них ждать сюрпризов, ну и дорога с ее непременными неожиданностями. .. «КИА-Спортидж», где едут фотографы и «киношники», то и дело обгоняет колонну, отстает и снова обгоняет. Из боковых оконрусского «корейца» свисают бравые представители снимающей братии. Похоже, не столько в силу «производственной необходимости», сколько по складу характера. Юра Нечетов, на время экспедиции водитель КИА и представитель «Автотора» в одном лице, известен в редакции любовью к скорости. А тут еще новенькая, с иголочки, машина! Ее наши испытатели получили буквально накануне отъезда, за сутки до выезда КИА прошла обкатку (1000 километров вокруг Москвы!), потом - первое техобслуживание и подготовку к экспедиции. Хорош «Спортидж», хоть и не выглядит суровым «проходимцем»: разгоняется быстро (двигатель охотно «крутится» до шести тысяч) и мало кренится на поворотах (спасибо довольно жесткой подвеске, широкой колее и невысокому центру тяжести). Ну как тут удержаться, не погонять по ровной, незагруженной дороге! Встречные машины, впе-'Продолжение. Начало - в ЗР, 2001, № 1.На Сибайском карьере. Чем «Нива» хуже триаловских «уралов»?/чатленные зрелищем (ДПС с «мигалкой», разноцветные диковинные автомобили, куча операторов), прижимаются к обочине, их водители и пассажиры приветственно машут руками. Вот это популярность! В Орске хотели только пообедать, но пришлось давать интервью: местной прессе, жителям города, подоспевшим к разукрашенным автомобилям. На въезде в Сибай - горняцкий город в Башкортостане - экспедицию встречали хлебомсолью и выступлением народного ансамбля. На лицах участников «Евразийского пути» - удивление. Неужели это нас? Неужто мы такие важные персоны? ^_ Не мы - автомобили. У заместителя главы районi ной администрации, когда он их рассматривал, глаза горели так же, как у сибайских мальчишек. Наутро у «Нивы» пропала антенна рации. Видимо, кто-то из ребятишек утащил на сувенир. Что ж, таковы издержки славы. НАШИ Довольно быстро все к этому привыкли (не к «заимствованиям» - их больше не было, а к повышенному вниманию окружающих). Ведь интерес к экспедиции проявляют свои: братья-автомобилисты. Те, кто ездит на отечественных моделях разных лет, кто знаком со всеми их достоинствами и недостатками и кто хочет, чтобы новые автомобили были лучше, ждет их, готов покупать. «Свои» - зрители были въедливы и пристрастны. Интересовались конструкцией новинок, их исполнением и ценой. «Свои» - участники терпеливо отвечали на все вопросы, интересовались жизнью вокруг. Спустились вниз, в самый глубокий карьер в Европе - на Сибайском медноколчедановом месторождении. Ну ладно, если без преувеличений, то почти до середины. Хотя и это - около четверти километра ниже уровня поверхности. Оставшиеся наверху казались точками, а громадный карьерный экскаватор внизу - букашкой. Для машин, конечно, не испытание, но маленькое приключение. В автомобильном городе Миассе не просто посмотрели на триал в исполнении «уралов», но и сами проехали по этой трассе на грузовиках - кто за рулем, кто на пассажирском месте. Вот это зрелище! Кажется, что большие, неуклюжие машины перевернутся или завалятся набок на почти отвесных склонах бывшего карьера, разобьются, прыгая с уступов. Но они легко, с каким-то даже им только присущим изяществом штурмуют препятствия. «Ну а что ваши, тоже поедут?» - не без легкой поддевки спрашивает представитель «УралАЗа», кивая в сторону наших машин. Участники экспедиции ответили, как и подобает, - вышли на трассу. Неужели и маленькая «Ода»? И вагончик «Соболь»? Какие из них внедорожники! «УАЗы побережем, еще три тысячи километров впереди», - рассуждает руководитель экипажа Вячеслав Деминцев, а уже через несколько секунд один из УАЗов - на старте. Зрители, стоявшие плотной стеной у края карьера, только рты разинули. Ижевская малютка резво карабкалась по устрашающим склонам, избегая разве что участков с глубокой колеей. Поразил всех и «Соболь»: настолько легко преодолевал он сверхпересеченную местность. Без заметных усилий взобрался даже на самую крутую горку, к которой не отважился подступиться никто из других участников «Евразийского пути». Сказался постоянный привод всех колес и межколесные дифференциалы повышенного трения. «Спортидж» бесшабашно носился по трассе, подпрыгивая на трамплинах, громко ударялся днищем о кочки. «Не останется ли он после этого тут надолго?» тревожились устроители импровизированного триала. «У него защита кар тера, - успокаивали их. - И вообще, у этой модели мощная рама!» Новая «Нива» и УАЗы показали себя ожидаемо хорошо - их предшественники известны своей проходимостью, им, какговорится,сам бог велел... В общем, посмотрели людей, показали себя. И приняли в команду «Урал»: торжественно повязали новому экипажу «фирменные» желтые шарфы - исключительную принадлежность участников экспедиции. Кто тогда знал, какая судьба уготована нашим миасским товарищам! Итак, нас стало... Впрочем, сосчитайте сами (список - на стр. 102). «УРАЛ», «ТИТАНИК», «ЧЕЛЮСКИН»... Наверное, так бывает только в кино: перед какими-нибудь потрясениями звучит тревожная музыка, появляются грозные предвестия, сгущается атмосфера. В жизни совсем не так. Но попробуем, как в кино. С самого начала. Кадры: необыкновенно теплая встреча, подготовленная нашим генеральным спонсором «Автоаудиоцентром» в Екатеринбурге. Дружеское общение с постоянными участниками нашей конференции в Интернете (молодцы, мужики!). Ледяная пещера в Кунгуре полторы тысячи метров, пройденные под землей, среди сверкающих кристаллами льда залов, замысловатых нагромождений камня, мимо застывших вод подземной реки. А потом таинство деревянных скульптур (ничего лубочного - лесные деревья, освобожденные от лишнего и превращенные в причудливых леших, кикимор и другую весе-Бернд Арене за работа! Как он там, интересно, держится?лую, добрую и злую нечисть) в какомто пермском селе. Жаль, что так и не узнали имя их создателя, не запомнили название места. Еще кадры: сверкающий огнями в ночи, только-только оживающий после банкротства завод в Губахе. И там же: руины дворца культуры, здания администрации, дома с пустыми глазницамиокон - посильнее римских развалин. Перед глазами трагедия ньшешнего времени - умирание недавно благополучного шахтерского города. Снова безмятежный сюжет: на границе Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в 40-градусный мороз - вкуснейшие шашлыки. Прямо на лесной опушке, на заботливо уложен-Рядом с развалюхой - старым мостом уже который год недостроен новый: пермские дорожники ждут разрешения из Москвы. А вся проблема втам,что надо вырубить десятка два деревьев! Начальство за тысячи километров думает...Обычная картина в пути: машины, слетевшие с дороги, и люди, сутками ожидающие помощи. ном на снег еловом лапнике. Это местные дорожники подготовили сюрприз. За день до этого в Губахе нам мрачно сообщили, что цивилизация кончилась и на протяжении без малого четырехсот километров до райцентра Гайны негде будет пообедать - надо брать сухой паек. И вот тебе... Но места здесь, действительно, малолюдные: в Тайнинском районе на 10 тысяч квадратных километров - 14 тысяч жителей. Зато зоны, зоны...УЧАСТНИКИ ОБ АВТОМОБИЛЯХВпрочем, экспедиция этого не чувствует. Хорошие дороги, даже зимники, как ровнехонький асфальт. Погода, конечно, не курортная - от Екатеринбурга термометр не показывал выше минус двадцати пяти. Но все машины - в порядке. После первой морозной ночи не завелся один лишь ИЖ. И только из-за того, что перед пробегом забыли поменять масло и оно загустело. Потом с «Одой» проблем не возникало. Колонну наших полноприводников,СЕРГЕЙ МИШИНУАЗы всегда отличала высокая проходимость и непритязательность. Автомобили нового поколения УАЗ-3160 и 3162 сохранили ульяновский «конек», но при этом значительно выиграли в комфортабельности. Этому способствовало модернизированное шасси впереди с пружинной подвеской, сзади - малолистовые рессоры. При этом машины остались верны концепции подключаемого полного привода. Появились обновленные мосты типа «спайсер» с легко отключаемыми от полуосей ступицами передних колес. Но все-таки главное достоинство новых моделей - комфортабельный цельнометаллический кузов. Парочка этих машин в экспедиции заслужила прозвище «Чук и Гек», причем без конкретного разделения. Ведь у них даже двигатели одинаковые: ульяновского моторного завода, объемом 2,9 литра, с распределенным впрыском топлива. И без нейтрализатора, что позволяет пользоваться любым бензином - с этилом и без него. Обе машины с гидроусилителями рулевого управления - стандартное исполнение! «Шестидесятка» отличалась наличием предпускового подогревателя, а «шестьдесят второй» - дополнительным отопителем в зоне заднего сиденья. Впрочем, при сильном морозе даже в дабл-печной машине жарко не было. Вот что значит просторный кузов! Вещи, запчасти, канистры с топливом ульяновцы разместили в огромных багаж-готовых к трудностям бездорожья, сопровождает ГИБДД... на вазовских «шестерках»! Нет недостатка в бензине. Словом, не полный испытаний пробег, а прогулка! Участники начинают даже потихоньку ворчать. Утром - выезд из поселка Гайны в сторону Сыктывкара. Идиллический пейзаж (за кадром - тихая, как предчувствие, тревожная музыка). Идем по вполне приличному зимнику, любуясь заснеженным лесом, розово-бирюзовым восходом (какие они долгие на Севере!). никах своих машин, а в салонах оставались Впереди - наши ангелы-хранители из свободные места. Поэтому с экипажами дорожного управления округа. Мы дали УАЗов постоянно ехали другие участники им переносную рацию: «дальнобойность» никакая, но в первых машинах экспедиции. Подробнее об этих машинах можно проколонны слышно. «Впереди - ледяная читать в прошлогодних номерах ЗР: № 2 переправа!» - объявляют нам сопровождающие (тревожная музыка громче). (С. 30), №7 (с. 32), №11 (с. 38). Народ, услышав известие, приободряет«Ижмашавто» представляла «Ода» ИЖ- ся, вездесущая КИА летит вперед, чтобы 2126 4x4. Эта машина - нечто среднее межвысадить снимающих на той стороне ду дорожной «кваттро» и вседорожником. Камы. «Волга» с дорожниками поспешаОт первой ее отличает увеличенный по сравет за ней и останавливается на другом нению с обычной (4x2) версией дорожный берегу. А тут и колонна подходит. Дальше, как в замедленной съемке. просвет, а от джипа - отсутствие демультипликатора. «Раздатка» с блокируемым меШирокая полоса льда, залитого водой, жосевым дифференциалом присутствует, пересекает реку. Перед ней - знак, зано только лишь для «раздачи» крутящего прещающий въезд. А рядом - наезженмомента между осями в пропорции 50:50. ная дорога. Естественно, выбираем ее. Через подрамник к передним лонжеронам Колонна, за исключением «Урала», выкузова крепится передний редуктор от «Ниезжает на речной лед. «Может, двери отвы». Приводы передних колес комбинирокроем?» - на всякий случай советует ванные - с внутренними шарнирами от ВАЗ- юрист. Смеемся. Одна машина перебирается на другой 2121, наружными - от ВАЗ-2108. Шины берег, другая, третья. Вот уже река далечетырнадцатидюймовые. ко позади. И вдруг по рации: «Урал» провалился!» Что за дурацкие шутки! Но уже из машин выскакивают участники и, забыв захлопнуть двери, бегут что есть мочи назад, к берегу, а из приемников несется знакомое... Перед мысленным взором - полынья посредине Камы и темная вода, сомкнувшаяся над нашим «пепелацем» и его экипажем. Душераздирающие аккорды. Затемнение.В целом машина с двигателем ВАЗ-2106 рабочим объемом 1,6 л воспринимается как обычный недорогой российский автомобиль. Нет пониженной передачи, что весьма ограничивает возможности машины на пересеченной местности, особенно на подъемах. Симпатичные дуги спереди и сзади, судя по крепежным болтикам М8, скорее всего, декорация, а не настоящая защита. Еще об этой машине можно прочитать в ЗР, № 11 за 2000 год (с. 36). ОПЕРАЦИЯ ПО СПАСЕНИЮСлава богу, «Урал» провалился у самого берега. И сидевший за рулем Петя Торичный (он вообще-то сотрудник редакции, но в экспедиции принято было пересаживаться из одного автомобиля в другие), по сути дела, спас ситуацию. Он успел резко нажать на педаль газа и выскочить передними колесами на сушу. Кабина оказалась на твердой поверхности, а будка - огромная, просторная, комфортабельная будка, в которой мог легко поместиться весь личный состав экспедиции, осталась в воде и погружалась все глубже. Яркие краски неба, ослепительный снег, 43 градуса мороза - и наш «Челюскин», вмерзающий в лед. Как такое могло случиться? Дорожники обещали нормальную переправу, да и лед (сами видели!) на Каме в полметра. А дорожники сами в шоке. У них на глазах мы, не высадив пассажиров, колонной (!) вышли на лед. И не на переправу, а на «пиратскую» дорогу. Дело в том, что ледяную переправу готовят специально - намораживают, поливают водой очищенный от снега лед, чтобы он стал намного крепче. И этот путь уже был готов - мы первыми должны были проехать по нему. Но... Не был снят запрещающий знак, а рядом была наезженная дорожка, никто из участников до этого не ездил по ледяным переправам и не смог оценить ситуацию. Сопровождающие из дорожного управления, растерявшись, кричали в рацию, пытаясь остановить нас, но расстояние велико - не было слышно. Стечение обстоятельств (а безосновательно винить тут можно многих) могло стоить жизни людям. Что уж говорить о технике! Ежегодно происходит подобное: автомобилисты, не дожидаясь открытия ледяных переправ, пытаются форсировать замерзшие реки на свой страх и риск и погибают. Спастись практически невозможно: машина резко уходит «носом» вниз, пробив совсем небольшую полынью. Даже если под водой выбраться из нее, выхода на поверхность не найти. Природа очень жестока, если не относиться к ней с уважением. Спасательная операция длилась пять часов. Вернее, не она сама, а поиск тягача, который бы справился с задачей. Все это время Юра Нечетов и экипаж «Урала» скалывали лед, на глазах нараставший на корпусе исполина. В ближайшем поселочке с грехом пополам нашли трелевщики, ставили лебедку, искали топливо. Процесс помогало ускорить «горючее», но не для машин, а для местных «спасателей». Когда два трелевщика начали тянуть «утопленника», очень опасались, что машине вырвут мост. Но наш почти совсем затонувший «Челюскин» медленно-медленно стал выползать наверх. И (о радость!) - он на берегу! Мало того, двигатель после плавания в ледяной купели завелся! Правда, ненадолго. Попавшая в бак вода добраласьдо топливных фильтров и, замерзнув, Во льдах. закупорила их. «Урал» заглох. На дне Камы оказались журналы «За рулем», наш «пробеговский» транспарант и плакаты спонсоров, вещи участников. Народ пытался спасти, что можно. Альфред Галлямов лег на льдину и, приблизившись к полынье, доской поддевал и откидывал на безопасное место плавающие вещи. Его держал за ноги Володя Швецов, которому на голову сыпались наши сувенирные шариковые ручки, выловленные спасателем. Помогали и остальные. В это время юрист Волгин вытаскивал уцелевшее из будки «Урала». Весь в клубах пара (мороз, похоже, усиливался) он выносил намокшее экспедиционное добро. Потери были велики. Но главное - все живы, машина спасена, даже часть вещей цела. Договорились отбуксировать «Челюскин» в теплый бокс и при помощи все тех же дорожников оживить автомобиль, чтобы он догнал нас на следующий день в Сыктывкаре. Оставляли экипаж «Урала» с тяжелым чувством. А уж что испытывала в этот момент троица из Спасение «Челюскина». Миасса, и говорить не приходится. _ и вещей. Поредевшая колонна в быстро сгустившихся сумерках тронулась вперед по пустынному зимнику. И в машинах теперь были не просто экипажи и участники с незнакомыми фамилиями. Вот гостеприимные Андрей и Володя, в чьем «Соболе» все отогревались (ну и классная же там «печка»!), а заглянувших на тепло угощали тушенкой и рыбными консервами. Вот надежный работяга Арбузов, без шумихи делающий дело. Отзывчивый, галантный Альфред Гал- IМЫ И АВТОМОБИЛЬлямов. Заботливый Володя Швецов. А вот с виду бесшабашный весельчак, на деле цементирующий команду, фотокор Саша Батыру. Команда, которая может преодолеть многое. Вперед, на Харьягинский! ...- На Харьягу мы вас пустить не можем, - сказали дорожники в Сыктывкаре. - Нет ледяных переправ. Экспедиция закончится послезавтра. Неужели цель - Заполярье - так и останется недостижимой? О том, как «наша взяла», читайте в следующем номере. 1*1 СП «Автотор» в Калининграде, предназначена для активного отдыха. Под кузовом «Спортиджа» упрятана мощная рама. Потому конструкция очень прочная. Однажды наш КИА с фотографами и операторами на глазах у всего каравана перелетел через «лежачего полицейского». Думали, что дальше он не сможет самостоятельно ехать, но машине хоть бы что, даже углы на передних колесах восстанавливать не потребовалось. За этот-то полет автомобиль и получил прозвище «подскок». Кстати, полетом через препятствие КИА обязан не очень удачному алгоритму работы АБС. А еще у «корейца» жестко подключаемыйШшШВГ^> ЫУЧАСТНИКИ ОБ АВТОМОБИЛЯХЮРИЙ НЕЧЕТОВМы признательны спонсорам, благодаря помощи которых наша экспедиция состоялась. Генеральному спонсору - фирме «Автоаудиоцентр», продвигающей на российском рынке автомобильную аудиотехнику марки «Урал». Спонсорам: фирме «БелМаг» - изготовитель шаровых опор и наконечников рулевых тяг; немецкой компании «Ликви Моли масла, присадки, автокосметика»; фирме «Дафми» - тормозные колодки. Наш соорганизатор - Росавтодор. Автомобили и участники экспедиции застрахованы в компании «Содружество «За рулем». Отдельное спасибо фирме «Востсибаккумулятор», помогавшей нам в Екатеринбурге, ГИБДД России.К этому автомобилю - самый большой интерес населения на всем протяжении пути. ВАЗ-2123 «Нива». Очень просторный и широкий салон, низкая линия остекления. Отличные большие наружные зеркала. Непонятное и нелогичное управление электростеклоподъемниками. Подвывает трансмиссия. Плохо включается первая передача - отверстие в тоннеле пола для рукоятки коробки передач смещено вправо. Весьма теплая внутри и почти не обмерзает. Мотор, конечно, нужно бы помощнее. За время поездки потекла помпа, пришлось менять. Кстати, двигатель «поджат» под «95-й» бензин, который был на всем пути. В сравнении с такой просторной машиной куцым кажется багажник, но общую длину ограничивают возможности конвейера - ничего не попишешь. В общем, по задумке - прекрасный автомобиль (посмотрим на исполнение). Гораздо просторнее старой трехдверной «Нивы» и элегантнее пятидверного «паровоза». Внедорожные качества весьма высоки, ограничиваются лишь показателями прочности несущего кузова и мощностью мотора.СЕРГЕЙ МИШИНАввХввML 1]ч ян7ШЖщщ *< ••!•• (_«• й • • чК 1 г**" fli И- /'/LjM^^§з•^^^з? ^ ^ ^ ^ ^~илHL1 ТЕСТ Эй * »ввввввв*-»? 'Ё>|諧^Щ^Вторая часть имени автомобиля «КИАСпортидж» в переводе с английского означает «спортивный возраст» (Sport Age - «спорт эйдж»). Уже из этого ясно, что эта корейская по происхождению машина, собранная наполный привод, что не обеспечивает уверенного движения на скользких дорогах. Достоинства машины - динамичный двухлитровый двигатель, рассчитанный на «92-й» бензин (правда, неэтилированный в системе выпуска установлен нейтрализатор), теплый салон и емкий багажник. Недостатки - короткоходная подвеска, недостаточно энергоемкая для разбитых дорог, обмерзающие боковые стекла Более подробно о КИА можно прочитать в ЗР,№ 12 за 2000 год (с. 94).СПИСОК УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ (мы включили в него только тех. кто проделал путь до конца):От журнала «За рулем»: Елена ВАРШАВСКАЯ руководитель экспедиции Владимир АРБУЗОВ заместитель руководителя по техническим вопросам Аркадий КОЗЛОВ корреспондент Александр БАТЫРУ фотокорреспондент Ольга ИСЛАМКИНА координатор Сергей ВОЛГИН директор Общественной приемной ПетрТОРИЧНЫЙводитель-испытатель Петр МЕНЬШИХ главный редактор Экипаж АО «АвтоВАЗ» на «Ниве» ВАЗ-2123: Сергей МИШИН командир Валерий КАРАВАНОВ водитель-испытатель Экипаж АО «Автотор. на «КИА-Спортидж»: Юрий НЕЧЕТОВ командир и водительиспытатель Экипаж АО «ГАЗ» на «Соболе» 4x4 ГАЗ27527: Андрей АФАНАСОВ командир Сергей ПЕТУШКОВ телеоператор ГАЗа Владимир НОВИКОВ водитель-испытатель Экипаж АО «Ижиашавто» на «One» ИЖ-2126 4x4: Альфред ГАЛЛЯМОВ командир Сурен ТО РОСЯН водитель-испытатель Самый многочисленный экипаж - АО «УАЗ» на УАЗ-3160Н УАЗ-3162: Вячеслав ДЕМИНЦЕВкомандир Шавкат КАРИМОВ оператор «ВидеоУАЗ» Эдуард ДЕНИСОВфотокорреспондент УАЗа Владимир ШВЕЦОВ водитель-испытатель Александр КУЗНЕЦОВ водитель-испытатель Экипаж АО «УралАЗ» на автомобиле «Урал-3255»: Юрий СЛИЖ командир Виктор ШЕСТАКОВ помощник Анатолий ЕНЧЕНКОВ водитель-испытатель Иностранные журналисты: Ральф БИЛЕФЕЛЬДТ репортер газеты «Аутобильд» (Германия) Бернд АРЕНС - фотокорреспондент газеты «Аутобильд» (Германия) Герит ШУЛЬЦЕ корреспондент «Московской немецкой газеты» (Москва)