142
143
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |Последний магазин - КЭМП в Царицыно. Там без лишних разговоров нас послали... на 13-й километр.Люди мы не суеверные, но были без машины, для нас что 13-й, что дальше - все едино. Так и купили... без сертификата. Адреса магазинов и цены на карбюратор 2107-1107010-20 - в табл. 1.ЧТО СКАЖЕТ НАУКА?Начнем с внешнего осмотра. Карбюратор № 1 заметно темнее своих собратьев, с белым налетом на корпусе (как пишут в проТЕКСТ / МИХАИЛ КОВРИГИН, Подозрительная буква «Б» токолах, «напоРОМАН СОЛДАТОВ минающим корля многих владельцев карбюрарозию»). Похоже, тор остается самым загадочным и дежда на даазовскии сер долго где-то валялся. таинственным узлом. А все непозтификат - его мы и решили спрашиВ нем немало мусора, нет нанное сразу наделяется сверхъестествать у продавцов... венной силой, неподвластной человеСначала - в магазин автозапчастей и намека на следы жидкости «фольку. И потому покупка нового прибора на Осташковской улице Москвы. Прогол», заменяющей бензин при регуливзамен «захандрившего» считается давцы озадачены: похоже, мы первые, ровке на заводе. Можно определенно чуть ли не единственным способом кто поинтересовался этим докуменсказать, что до конца конвейера это изделие не дошло. борьбы с его «болезнями». Но качество том. Сертификатов, конечно же, нет. На крышках двух карбюраторов сизапасных деталей давно стало притчей Итак, первый карбюратор - без роней краской напечатана буква «Б» и во языцех. А как обстоят дела с карбюдословной. раторами? Следующий магазин - на Щербаковотсутствует штамп ОТК. Первое, что ской улице: картина «бедный родстприходит на ум - не брак ли? Но спеЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ СЕРТИФИКАТ венник просит милостыню» повторициалисты завода, когда мы с ними свяНайти «чисто левый» прибор мы, лась. Но наша настойчивость была воззались, уверили, что это один из техноконечно, не надеялись - слишком уж награждена. Более того, к сертификалогических штампов и путаться его трудоемко его производство. Зато выту прилагался целый список моделей не стоит. Теперь - в НАМИ. Известны два спонести готовые детали через дыру в закарбюраторов, поставляемых с завода. боре и организовать сборку в гараже - Все, как положено: печать, подпись, соба исследования характеристик карбюратора - моторный и безмоторный. пара пустяков. Не секрет, что вот так следы грязных пальцев. до недавних пор с завода уплывало На грусть наводит одна маленькая Начнем со второго - продувки. Карбю10% продукции. Рано или поздно укдеталь: бумага эта ровным счетом ниратор помещают в камеру, где через раденные детали всплывут в торговой чего не значит. Может, она прилаганего продувают воздух и одновременсети уже собранными карбюраторами. лась совсем к другой партии? Мы же но подают топливо, точно так же, как Отличить их от фирменных под силу не эксперты, а состряпать нужную бупри работе на двигателе. Изменяя котолько специалистам завода. Одна на- мажку - пара пустяков. И не такие в личество воздуха, проходящего через диффузоры, имитируют различные переходах метро продаются! ТАБЛИЦА 1. ОБЪЕКТЫ ИСПЫТАНИЙ Отправились на Южнопортовую режимы работы мотора - от холостого (2107-1107010-20) улицу. На рынке недалеко от входа - хода до полной мощности. N»up6. Цена (руб.) Продувку выполняют в два этапа. прилавок с карбюраторами. Чуть поОсташковская ул., 22 Т 995 дальше - еще один. Цена - самая низСначала снимают скоростную харакЩербаковская ул., 7/11 1100 кая из охваченных нами мест. А как теристику при полностью открытых М-н КЭМП (Царицыно) 964 насчет сертификата? С тем же успедросселях. Затем - нагрузочную хараАвторынок, Южнопортовая ул. 800 хом можно было спросить секретный ктеристику, когда дроссели устанавлиТАБЛИЦА 2. ИСПЫТАНИЯ НА АВТОМОБИЛЕ текст договора Молото ва с Риббенваются в несколько фиксированных Распад топлива, л/100 i тропом. Молча сунув нам в руки поположений, от полностью открытого №кар6. Гор. цккл 90 км/ч купку, продавец канул в темноту кондо закрытого. Расход воздуха через 11,1 6,33 1 тейнера, даже не поинтересовавшись, карбюратор, в отличие от его «штат11,5 6,0 на двигатель какого объема нужен сей ной» работы на двигателе, задают с 6,15 11,65 прибор. Наверное, решил, что у нас помощью специальных насадков 11,0 6,4 (табл. 3), а расход топлива, как ему и не все дома.СВЯЩЕННАЯ КОРОВА/НА «ТРОЕЧТАКУЮ РОЛЬ НЕРЕДКО ОТВОДЯТ КАРБЮРАТОРУД положено, зависит от расхода воздуха (см. график). Соотношение расходов воздуха и топлива указывает на состав топливной смеси. Как известно, для полного сгорания 1 кг бензина необходимо 14,9 кг воздуха. Такой состав называют стехиометрическим. Уменьшение этой величины означает обогащение смеси. Например, при соотношении воздуха и бензина около 12,7 смесь сгорает быстрее всего, обеспечивая наилучшие мощностные показатели, а при обедненных смесях (соотношение около 15,6 и несколько выше) существенно повышается экономичность двигателя и уменьшается содержание вредных примесей в выхлопе. Таблица 3 показывает, что в целом настройка карбюраторов вполне логичная: при максимальной «мощности» (и расходе воздуха 245,7 кг/ч) смесь обогащенная, с уменьшением же расхода воздуха она обедняется, особенно на режимах, близких к холостому ходу (насадок № 1). И давайте признаем, что это правильно! Дело ведь не в «экологах» и репрессиях, а в том, чтобы не отравлять себя и окружающих. Следующая проверка уже на двигателе. Чтобы избежать искажения результатов, мотор предварительно подвергают полной ревизии. И только после этого устанавливают первый карбюратор. Оператор садится в машину. Ведущие колеса - на беговых барабанах. Следуя графику, ползущему по экрану монитора, специалист ловко перебирает возможные режимы в одном из двух заданных циклов - городском и при равномерном движении автомобиля со скоростью 90 км/ч. Емкость с топливом установлена на высокоточных электронных весах. Их показания периодически заносятся в журнал. Количество пройденных километров фиксирует счетчик, связанный с барабанами, а содержание вредных примесей определяет газоанализатор. Результаты замеров содержания СО, СН и NOx и расходов топлива по каждому карбюратору приведены в табл. 4. По оценке специалистов НАМИ, тестируемые карбюраторы хоть и со скрипом, но в нормы уложились и, значит, среднего автомобилиста могли бы удовлетворить. Хоть и темен их путь на прилавок, родина все-таки - ДААЗ. Хорошо отработанная, за многиегодыдоведенная конструкция, даже если кто-то соберет ее в гараже, способна функционировать нормально. Правда, не на «отлично», а на «троечку». Вопреки распространенному мнению, ни один карбюратор из нами проверенных не мог бы без дополнительных настроек, тонких регулировок удовлетворить опытного, требовательного автолюбителя. И если кто-то, купив новый прибор, наивно предполагает, что тот будет лучше старого, его, не ровен час, постигнет разочарование. Так, у нас с карбюратором № 1 двигатель работал неустойчиво, а после выключения зажигания появлялся «дизелинг«. Заметную неустойчивость выB зывал иN 3. Другие два изделия давали «провалы» при троганье. Их капризами были удивлены даже бывалые сотрудники лаборатории. Недаром заметил один из них: «Ну и барахло! Мой «старичок» даст фору им всем». МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ Утверждать, что все эти карбюраторы димитровградской сборки, не станем (см. начало статьи!). Но... владельцу-то главное - чтобы «прибор» отлично работал. А как раз с этим и--16 б€18 в 814Xж•***" Скоростная характеристика ^ ™ Нагрузочная характеристика§12У-§10о4а. 8 6420 20I^^^60 100 140 180 220 260Расход воздуха GB, КГ/ЧВ результате «продувки» получают скоростную и нагрузочную характеристики (карбюратор № 1).проблема! Отдавая около тысячи рублей, мы покупаем кота в мешке. Между тем и куда более дешевые вещи часто продаются в упаковках, с паспортами, где указаны производитель, гарантийный срок и адрес мастерской, куда можно обратиться! Думаем, и руководству ДААЗа пора об этом позаботиться. Пусть дополнительные затраты немного увеличат стоимость карбюратора - многие с этим согласятся, знать бы только, что получил гарантию качества... 1*1ТАБЛИЦА 3. ИСПЫТАНИЯ НА БЕЗМОТОРНОМ СТЕНДЕРасход возд «eGi/Gr j 13,65 13,9 14,6 153.2 1224 | 19,08 13,8 14,7 153,2 18,32 19,9 2 14,45 14,52 15,1 16,8 16,54 17,28 14,45 14,8 17,6 17,6 18,9 3 14,28 14,5 15,1 16,6 17 17,96 14,28 14,5 17,6 18,3 19,4 4 13,65 14,3 14,7 16,8 17 16,96 13,8 13,86 17,2 17,6 18,0||Ькарб.№ насадка 8.00 7.00 6.00 5.00 4.00 3.00 8.00 7.00 5.00 3.00 1.001 18 15,4 12,6 9,7 7,6 4,8 17,8 14,6 8,7 5,0 1,5 |!2 17 14,8 12,2 9,1 7,4 5,3 17 14,5 8,7 5,2 1,583 17,2 14,8 12,2 9,2 7,2 5,1 17,2 14,8 8,7 5,0 1,544 18 15 12,5 9,1 7,2 5,4 18 15,5 8,9 5,2 1,66GB. КГ/ЧСкоростная характеристикаНагрузочная характеристикаТАБЛИЦА 4. ИСПЫТАНИЯ КАРБЮРАТОРОВ НА ДВИГАТЕЛЕ№кар6. 1 Газ СО СН N0 X СО 2 СН NO, СО 3 СН «Ох СО 4 СН N0„ частиц на миплнон. ' ч. и. м. 0,2% 110 ч. н. м. 1,9% 180 ч. н. м. 0,1% 100 ч. н. м. 0,35% 95Ч.Н.М. 0,3% 100 ч. н. м. 0,35% 45Ч.Н. и. Хол. ход. 0,16-0,2% 97-160 ч. н. м.* Потш-об. 0,3% 95-120 ч. н. н. Нагрузка 41,06 г/исп 32,36 г/исп 8,7 г/исп 37,50 г/исп 8,35 г/исп 30,55 г/исп 52,85 г/исп 45,57 г/исп 7,28 г/исп 45,25 г/исп 37,07 г/исп 8,18 г/исп Неустойчивая работа на хол. ходу Провалы при троганье Провалы при троганье Замеченные недостатка Неустойчивая работа на хол. ходу. Дизельный эффект после выключения