55
56
57
58
1. СеАЗ-11113-02 (комплектация - 41) адресован здоровый водителям и инвалидам с неработоспособной левой ногой. Слева от руля ручка сцепления дублер педали. 2. Для управления СеАЗ-11113-01 родственникам владельца придется переучиваться. Педалей нет, газ - традиционные «лопухи» на руле, тормоз справа от баранки. 3. Вариант для шоферов со здоровой левой ногой-СеАЗ-11113-02 (комплектация - 60). Все приводы механические. сцепление ножное. 4. Конструкция Александра Романова - управление газом, сцеплением и тормозом на одной ручке, педали остались на месте. 5. Для поворотного сиденья предусмотрено три фиксированных положения: водитель за рулем, поворот на 60 и 90°. Сидя можно убрать коляску (конечно, если конструкция позволяет легко привести ее в походное положение) за сиденье./НОВИНКИМАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ «0ТТИНГЕРА»Высокие пены на бензин в Европе нередко становятся решающим фактором при выборе автомобиля, поэтому многие останавливаются на экономичных дизельных модификациях. Увы, как правило, за низкий расход топлива приходится расплачиваться худшей разгонной динамикой, меньшей максимальной скоростью. Компромисс удалось найти немецкой фирме «Оттингер», которая берется буквально преобразить дизельные «Фольксваген-Гольф» и «Бора». При помощи чип-тюнинга и установки новой, полированной изнутри выпускной системы специалисты из «Оттингера» поднимают мощность двигателя объемом 1,9 лс заводских 115 л. с. до 140, а крутящий момент - с 285 Нм до 340. Таком}' аппарату как нельзя кстати придутся 17- или даже 18-дюймовые колеса, а также передний спойлер, боковая «обвеска» и новая решетка радиатора. При желании установят комплект укороченных пружин или задний спойлер, но уже за доплату. Впрочем, начав однажды улучшать свое авто, остановиться, говорят, уже невозможно.ность и, главное, возможность почти никогда не снимать одну из рук с баранки. На первый взгляд, хитрый привод пугает: не запутаешься ли, ворочая «кочергой»? Оказывается, ездить с необычным управлением довольно просто, особенно если водитель еще не успел привыкнуть к другому. Итак, управление подобрано и подогнано, но как быть инвалиду- "колясочнику»? Коляску надо погрузить в машину, потом достать - все это тяжело и неудобно! Поможет поворотное кресло. Их по заказу делают пока только на СеАЗе. А нужно, чтобы появились варианты и для других автомобилей. Мощные заводские КБ должны создавать базовые конструкции (кстати, сегодня на этом поле СеАЗ «воюет»практически в одиночку), а оборудовать автомобили под заказчика сподручней небольшим мастерским. Кстати, неподготовленному человеку самостоятельной доработкой лучше не заниматься. Неквалифицированное вмешательство в конструкцию органов управления опасно - ГИБДД имеет полное право не выдать на машину с «самопальными» рычагами талон ежегодного техосмотра. Те, кто ставит самодельное или дорабатывает заводское оборудование, должны иметь пакет необходимых документов. Создание и установка ручного управления - дело ответственное и тонкое. Требования к машине инвалида особые - она должна быть безотказна и удобна, как... здоровые ноги. i»l«КУКУРУЗНЫЕ» ШИНЫИтальянские химики получили из сердцевины кукурузных початков полимер, способный заменить в производстве покрышек сажу и силикон, которые до сих пор были вне конкуренции у шинников. Помимо своей экологичности, новый материал позволяет снизить сопротивление качению шин по сравнению с саженаполненными, способствуя экономии топлива и снижению выбросов двуокиси углерода в среднем на 10 г/км. «Гудьир» планирует вскоре начать ВЫПУСК «кукурузных» шин и продавать их по цене обычных. Поставлять полимер взялась итальянская компания «Новамонт»; для одной шины потребуется переработать одиннадцать кочерыжек. ТЕХНИКА /НОВИНКИРУБРИКУ ВЕДУТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАРИЯ ИЛЬИНА, АНТОН ЧУИКИНПОРШЕНЬ ИЗ КЕРАМИКИМОЖНО ЛИ СКРЕСТИТЬ АВТОМОБИЛЬ С КОСМИЧЕСКИМ КОРАБЛЕМ?формы. При таком методе полностью исключаются пористость и некоторые другие дефекты литья. Что дает новый поршень двигателю? Как минимум, больший ресурс пилиндро-поршневой группы и сохранение работоспособности в более тяжелых режимах. Но главное - возможность усовершенствовать конструкцию поршня: уменьшить зазоры в жаровом (верхнем) поясе, «поднять» первое поршневое кольцо и сократить обшую высоту поршня. Два первых мероприятия позволяют снизить термонагруженность поршня и концентрацию продуктов неполного сгорания (углеводородов) в отработавших газах. Уменьшение высоты, а значит, и массы - снизить инерционные нагрузки на двигатель и высоту блока цилиндров. Применение поршней с керамическими волокнами на дизелях в большинстве случаев позволяет отказаться от нирезистовой вставки под первое поршневое кольцо и существенно повысить работоспособность поршней с полуразделенной камерой сгорания. А теперь самое главное: такие поршни уже делают! Пока мелкими сериями - на заказ. Но при необходимости объем производства может быть доведен до 6 тыс. шт. в месяц. Спортсменам необычные поршни пришлись по нраву, уже есть первые победы. Разработаны и опробованы изделия для серийных вазовских машин, идут совместные работы с Заволжским моторным заводом. Не исключены продажи технологии заинтересованным в этом предприятиям. Поршни для «Самары», изготовленные методом жидкой штамповки без керамических волокон, можноКУПИТЬ в магазине. |да|С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ... С КРЕСЛОМ«АЙ КАР» (EYE CAR) НОВАЯ СИСТЕМА «ВОЛЬВО»ЭОказывается, не только можно, но и полезно. Э ффект такого синтеза наглядно демонстрируют инженеры российского предприятия «Интеллект-Авто». Разработанная для тепловой защиты космического челнока «Буран» волокнистая керамика нашла свое применение в производстве автомобильных поршней. В прошлом космический, материал представляет собой подобие губки. Тонкие, но очень прочные керамические волокна, переплетаясь между собой, формируют «скелет». Свободное пространство между волокнами занимает воздух. Объемное соотношение двух субстанций - 10% керамических волокон и 90% «пустоты». Если эту «пустоту» заполнить... алюминиевым сплавом - получим металл, армированный керамическим волокном. У такого материала в несколько раз (!) увеличивается износостойкость, в 1,5-2 раза снижается коэффициент температурного расширения, на 10-15% возрастает предел прочности. Для того, чтобы заполнить волокнистый материал алюминием, применяют метод жидкой штамповки. Расплавленный металл сжимается мощным прессом до 2000 бар и остывает, оставаясь под давлением внутри прессМетод изготовления Литье в кокиль Жидкая штамповка Жидкая штамповка + керамич. волокна Температура испытаний, °С 300 400 300 400 300 400лектрические регулировки автомобильного сиденья для многих уже давно обыденность. Причем поворачивать и двигать рычажки каждый раз после того, как на машине покаталась жена, нет никакой необходимости: как правило, сиденье «помнит» трех водителей - для семьи достаточно. Но хитрым шведам этого показалось мало, и они решили избавить человека от удовольствия хотя бы в первый раз самому подогнать сиденье, переложив эту задачу на электронные мозги и... глаза. Инфракрасная видеокамера с подсветкой расположена у верхнего края ветрового стекла. Она сканирует зрачки водителя, обладающие, как оказалось, уникальной особенностью Так выглядит интерьер « й кара»... АСВОЙСТВА ПОРШНЕЙ ПРИ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРАХПредел прочности, МПа 85 43 107 45 135 63 Относительное удлинение. % 1.0 7.5 2,7 7.1 1.0 2,8•отражать падающий свет. Очень скоро, уже через секунду, компьютер определяет истинное положение головы, вычисляет оптимальное положение сиденья и дает команду сервомоторам. Правда, все расчеты делаются применительно к усредненной фигуре водителя, и потому получившаяся БЕНЗИН КОНЧИТСЯ, ВОДА - НИКОГДА!ПО МОСКВЕ УЖЕ ЕЗДИТ ВОДОРОДНАЯ... «ДЕВЯТКА»ажется, никто в мире уже не сомневается, что будущее за водородным топливом. Ведущие мировые фирмы представляют свои полностью работоспособные автомобили, и даже Китай недавно провел симпозиум по "водородной проблеме". А что же мы? Не останемся ли на обочине прогресса? Оказывается, несмотря на хроническую перестройку, ученые не перестали заниматься исследованиями и даже ухитряются представлять свои прототипы. Так, исследователи из НАМИ теоретически доказали, что на первом этапе можно использовать водород как добавку к традиционному бензину, причем достаточно всего трех процентов этого топлива в бензовоздушной смеси, чтобы вредные выхлопы снизились в несколько десятков раз, октановое число "восьмидесятого" стало под стать "девяносто восьмому", а расход бензина уменьшился процентов на тридцать. Этот вариант привлекателен прежде всего тем, что не связан с основной проблемой - хранением достаточного запаса водорода на борту автомобиля: гремучая смесь водорода с воздухом уже унесла не один десяток жизней (вспомним хотя бы катастрофу дирижабля "Гинденбург"). Потому так трудно завоевывает этот исключительно энергоемкий газ «место» в автомобиле. Сжатый под огромным давлением или охлажденный до критически низких температур, он требует чрезвычайно аккуратного обращения. Впрочем, есть еше один способ: запереть молекулы водо- Вот они - шесть металлогидридных накопителей.К...а так усядутся в нем разные водители. в итоге настройка сиденья, руля, педалей, рычага ручного тормоза и... пола(!) не слишком придется по вкусу коротконогим и длинноруким. Для обладателей нестандартных фигур и особо привередливых оставлена возможность ручной подстройки. Быть может, кому-то не понравится, что видеокамера немигающим взглядом уставилась прямо в глаза. Для них инженеры "Вольво" приготовили емкостной датчик положения головы, интегрированный в потолок автомобиля: он способен измерять положение макушки с точностью до миллиметра. Ну и, конечно, фирма "Вольво" не была бы "Вольво", если бы не включила это компьютеризованное сиденье в систему пассивной безопасности: теперь время и последовательность срабатывания надувных подушек корректируются в зависимости от реального положения водителя в момент столкновения. 1»1 ТЕХНИКА /НОВИНКИрода в специальном же\езотитановом сплаве-гидриде, впитывающем его как губка. Надо только закачивать Н2 под давлением около 40 атм. При этом образуются так называемые гидриды и водород уже не вырвется обратно. Чтобы высвободить газ, конечно, не нужно «отжимать» губку - просто нагреть до 50-95°С, для чего вполне хватит тепла двигателя. Емкость металлогидридного накопите\я пока недостаточно велика, чтобы запастись водородом на длительный пробег. А вот возить Н2 в качестве приправы к обычному бензину пожалуйста! Рискнуть своим автомобилем для проверки и демонстрации работоспособности идеи пришлось... самому ученому-энтузиасту, доктору физикоматематических наук А\ександру Захарову из ЦНИИ черной металлургии им. И. П. Бардина. После переоборудования его вишневая «девятка» внешне не изменилась. Зато внутри... Шесть сравнительно небольших цилиндровэкостатов вмешают 0,36 кг водорода. Его подачу во впускной коллектор регулирует электронный блок, управляющий электромагнитным клапаном и форсункой. В общем, конструкция, разработанная в упомянутом ЦНИИ чермета, ООО «БЭСТ» и изготовленная с помощью заводов «Электросталь» и «М;:Г«, отлично прижилась сначала на «Самаре», а чуть позже - на четырех «газелях». Остается лишь добавить, что российский «водородомобиль» своим ходом доехал до федерального ядерного центра в Сарове, где стал гвоздем международной конференции, посвященной использованию водорода в качестве топлива будущего. Причем весьма близкого: в планах Александра Ивановича водородный электромобиль на топливных элементах, способный проехать на трех килограммах Н2 до 300 километров! 1*1Под капотом - все привычно, добавились лишь клапан и форсунка.ПЕРЕСАДКА ИНТЕЛЕКТАДВИГАТЕЛЯМИ «ВОЛГ» И «ГАЗЕЛЕЙ» УПРАВЛЯЕТ ОБНОВЛЕННЫЙ БЛОКПримерно раз в пять лет, а то и чаще ведущие производители электроники меняют номенклатуру: прежние комплектующие устаревают, им на смену приходят более технологичные, компактные, быстродействующие. .. Именно обновление элементной базы дало толчок к появлению блока МИКАС 7.1. Разработчик - «НПП Элкар» - не преминул заодно расширить его возможности по сравнению с предшественником МИКАС 5.4. Новичок обладает более мощным процессором, который, командуя соответственно укомплектованным двигателем, не даст ему выйти за рамки Евро III (верхней планкой блока 5.4 были нормы Евро П). Впрочем, пока российским машинам, чтобы продаваться, достаточно выполнить очень мягкие (читай - старые) экологические требования, так что это достоинство проявит себя в будущем... или за рубежом. А у нас пока важнее быстрый разгон или, допустим, малый расход топлива, пусть и на машине без нейтрализатора. Именно такой была «Волга», на которой сравнивали старый иновый блоки управления: чуда не произошло, но и опыт, накопленный при работе с контроллером 5.4, не пропал даром, позволив достичь несколькорез специальный вход на разъеме - без обязательной прежде замены ПЗУ - и, наконец, полная взаимозаменяемость со старым блоком при равной стоимости. МИКАС 7.1 выпускают в нескольких исполнениях, как до него - блок 5.4: для впрысковых моторов ЗМЗ-4062.10 и карбюраторных ЗМЗ-4063.10 (здесь контроллер ведает лишь зажиганием), перспективных ЗМЗ-405, 409 и ульяновского УМЗ-4213. На конвейер ГАЗа ив торговую сеть блоки 7.1 поступают с июня прошлого года, постепенно вытесняя предшественников. 1»| РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ НА«80ЛГЕ» ГАЗ-3110 С ДВИГАТЕЛЕМ ЗМЗ-4062.10Показатель МИКАС 5.4 Расход топлива, л/100 км: s городском цикле при скорости 90 км/ч при скорости 120 км/ч Разгон 40-120 км/ч на IV передаче, с 12,89 12.79 гавления МИКАС 7.1Новинка МИКАС 7.1 на фоне предшественника. лучших результатов (см. таблицу). Впрочем, куда интереснее потребителям и ремонтникам иные качества нового МИКАСА. Это расширенные функции самодиагностики, возможность подключения иммобилизатора, лучшая виброзашишенность (новичку предстоит разместиться под капотом ГАЗ-ЗШ), перепрограммирование че7,911,97,510.5 32,334