44
45
46
47
ТЕХНИКАКОЛЕСНАЯ АРИФМЕТИКАВ НЕЙ ЛИШЬ ОДНО ДЕЙСТВИЕ - «УМНОЖЕНИЕ»: ОБЩЕГО ЧИСЛА КОЛЕС НА ВЕДУЩИЕ/ОБОЗРЕНИЕведущих колес. Есть вариант попроще для конструкторов, но посложнее для водителей - обычный симметричный дифференциал. Его можно заблокировать принудительно. В соревновании механических и электронных устройств победа - за последними. Они надежнее, точнее и... проще! ДОЛОЙ КОЛЕСА-НАХЛЕБНИКИ Поскольку в массе своей автомобили чаще имели задние ведущие колеса, первой получила распространение полноприводная схема с подключаемым передним мостом. Трансмиссия усложнялась вначале лишь ради повышения внедорожных качеств, поэтому о межосевом дифференциале еше не думали (в грязи и на снегу небольшая пробуксовка просто незаметна). В итоге родилась схема популярного до сих пор «козла». И не надо думать, что она осталась лишь на «полуармейских» вездеходах. Так устроены, например, и вполне цивильные «КИА-Спортидж», «СузукиДжимни Кросс Кантри»... Если автомобиль изначально проектировался как переднеприводный, то не исключен и вариант с подключаемым задним мостом: таков, например, АуАЗ. Как правило, в этих вседорожниках полный привод в раздаточной коробке можно подключить прямо на ходу, остальное сделают автоматические муфты на колесах. Конструкторы «Сузуки-Джимни» обошлись вообще без обгонных муфт, отключая передние колеса «у основания» их приводов. В УАЗах еше остались муфты с ручным включением, требующие обязательной экипировки водителя болотными сапогами. Вообще говоря, эти муфты если и нужны, то лишь для автомобилей, проводящих большую часть жизни на шоссе: благодаря им приводы отключенных от двигателя (но не от дороги!) колес не вращаются зазря и, стало быть, не изнашиваются. Ну, и расход топлива чутьВсе начиналось «с нуля»: паровик Гордона с формулой 4x0 начала XIX векаричный дифференциал, разделяя крутящий момент поровну между полуосями, превращает колесную форОТ БЕГУЩИХ «НОГ» мулу в 4x1, стоит только одному из К ВЕДУЩИМ КОЛЕСАМ колес попасть на скользкую поверхНыне трудно представить, что коность. Вот если бы создать на буксуюгда-то предлагались автомобили с кощем колесе сопротивление, приторлесной формулой... 4x0 - авторы мозить его отдельно, тогда на второе идеи почему-то считали, что только колесо пойдет больший момент и вращением колес экипаж с места не оно, возможно, вытащит машину из стронуть! Вот и приделали к специбеды. Но... обычные тормоза дейстальным шатунам ноги-грунтозацепы, вуют строго симметрично. Другое декоторые «шагали» по дороге. ло, если автомобиль оснашен элекКонструкторы минувших времен тронной противобуксовочной систепрошли также варианты 3x1, 3x2, помой с индивидуальными датчиками ка, наконец, не остановились на приврашения колес и распределителем вычной всем нам формуле 4x2. То тормозного усилия. Умные тормоза есть из четырех колес автомобиля два способны «обмануть» простоватый - ведущие. дифференциал! Сегодня такая схема немыслима без Подобного эффекта можно добитьдифференциала, позволяющего прася и механическими средствами, привому и левому ведущим колесам враменив вместо обычного дифференщаться с разной скоростью, что социала так называемый кулачковый вершенно необходимо для прохождеповышенного трения, который не дония поворотов. Но обычный симметпустит полной остановки одного изТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ РИСУНОК / АЛЕКСАНДР КРАСНОВ уменьшается. Кстати, авторы ЛуАЗа, предназначенного в первую очередь для сельской глубинки, создавая свой вездеход, никаких муфт не ставили, не забыв, однако, о колесных редукторах, увеличивающих дорожный просвет малютки. Из-за отсутствия межосевого дифференциала включать такой полный привод стоит только на бездорожье, причем ненадолго, и двигаться не быстрее 60 км/ч. Компенсацией за неудобства владельцу служат лучшие внедорожные качества «проходимца». ЗНАЙ НАШИХ! Было бы странно, если бы Россия с ее немереными направлениями не сказала своего слова в области полного привода. И она его... «прокричала» на весь мир! Речь идет об известной всем «Ниве», открывшей новый класс автомобилей, называемый сегодня SUV (в вольном переводе - «для активного отдыха»). Вообще-то изначально ставилась задача обеспечить комфортабельным ВСЕдорожным транспортным средством тружеников села, до которых народные «жигули» физически не могли добраться, особенно по весне или осени. А поскольку конструкторам надо было обойтись легковыми ведущими мостами, не способными выдержать возросший крутящий момент, они избрали экзотическую для той поры схему: постоянный полный привод с межосевым симметричным дифференциалом. Получившийся автомобиль удивил всю мировую автообшественность: оказалось, возможно сделать машину, хорошо управляемую и достаточно скоростную на шоссе ив то же время способную преодолевать настоящее бездорожье. (Тут помогали принудительная блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача в «раздатке»). Именно «Нива» вызвала к жизни столь многочисленные нынче «паркетные джипы», большинству которых до ее проходимости - как до Луны. НА БЕЗДОРОЖЬЕ ХОРОШО И НА АСФАЛЬТЕ - ЛУЧШЕ! Полный привод благотворно сказывается на управляемости автомобиля - если, конечно, обеспечить более-менее гибкое распределение крутящегоСХЕМЫ ТРАНСМИССИЙ ПОЛНОПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙУАЗы, «Опель-Фронтера», «Ниссан-Пэтрол»...«Сузуки-Джимни Кросс Кантри»«Мицубиси-Паджеро»«Нива», «Надежда», «Ода 4x4», «Газель 4x4»...*«Субару»..«Ауди-Кваттро», «ФольксвагенГольф Фирмоушн»...«Мерседес -Бенц-ML», «Ленд-Ровер Дискавери»..Порше-Каррера 4»«Фольксваген-Гольф Синкро», «Рено-Сценик RX4»...^%ДифференциалИКулачковая муфтаПластинчатая муфта «Халдекс»•Шг L -LJВискоиуфтаГ ^ Т 1 Раздаточная коробка I " 1 с понижающим редуктором«Блокировка» подтормаживанием колес'..«Мерседес-Бенц» G-класса (блокируются все дифференциалы).момента между осями. Да и для разгона до «сотни» за считанные секунды силы сцепления лишь пары колес может не хватить. Поэтому по формуле 4x4 «рассчитали» и дорожные машины. Межосевой дифференциал стал несимметричным (то есть с заданным или даже регулируемым коэффициентом распределения момента по осям) и занял место в шоссейных полноприводниках - например, «Субару» и «Порше-Каррера 4». В последнем момент между осями распределяет вискомуфта - набор ведущих и ведомых дисков в картере, заполненном силиконовой «смазкой». Чем больше разница в скорости вращения этих пакетов, тем больший момент передается от ведущего к ведомому с помощью вязкого трения: здесь - до 40% тяги для передних колес. У «Су-бару-Легаси Аутбек» оригинальная схема с межосевым дифференциалом и параллельно включенной вискомуфтой вместо механической блокировки. Благодаря ей отпадает необходимость что-либо переключать вручную, разве что в самом тяжелом случае воспользоваться понижающей (1,2:1) передачей. К сожалению, придумать одну какую-нибудь, лучшую во всех отношениях схему невозможно. За новые достоинства приходится платить недостатками. Вот, например, два полноприводных «Гольфа»: «Синкро» и «Фирмоушн» (4MOTTON, «Фир» понемецки четыре). Первый из них, с вискомуфтой не относится к популярным моделям - дороговат. Его трансмиссия ведет себя до некоторой ^ М | степени «по-умному», позволяя заданным образом распределять мо- _ ^ ТЕХНИКАДискавери» и «Мерседес-Бенце-ML» с их мощными двигателями. Оно и понятно: чтобы заставить крутиться останавливающееся колесо, энергия буксуюшего «напарника» переводится тормозами в тепло.менты на ведущие оси и тем самым изменять поведение автомобиля на трассе. Сложности возникают при соп ряжении такой системы с АБС (приходится добавлять обгонные муфты в ступицах), на скользкой дороге автомобиль проявляет выра женную недостаточную поворачивав мость, а момента, передаваемого на заднюю ось, иногда не хватает. ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ Недавняя серийная новинка - «Гольф-Фирмоушн» с автоматическим ме жосевым сцеплением. Лет пять назад разработчики обратили внимание на пластинчатое сцепление шведской фирмы «Халдекс». Его основа - пакет металлических дисков, вращающихся в масляной ванне (подобно тому, как делалось, в частности, на американских машинах еще в 30-е годы). При сжатии в осевом направлении сила трения в нем пропорционально возрастает. Такое сцепление может работать с буксованием сколь угодно долго, в отличие от сухого дискового. Оставалось «лишь» написать программу управления узлом применительно к конкретному автомобилю, и новый полный привод получил путевку в жизнь. В «Гольфе» пластинчатое сцепление установлено на редукторе заднего моста, там, где раньше была вискомуфта. Ведущие диски соединены с карданным валом, ведомые - с главной передачей. Два роторно-поршневых гидронасоса, которые обеспечивают необходимое усилие сжатия пакета дисков, управляются специальным компьютером. Сюда стекаются сигналы от колесных датчиков, противобуксовочной системы, тормозов, педали газа, тахометра... Быстродействие чрезвычайно велико: сцепление срабатывает, пока колеса проворачиваются всего на 45° - восьмую часть оборота! Передаваемый на заднюю ось момент может бесступенчато изменяться от 0 до... 100%! Как ведет себя «Гольф-Фирмоушн» на трассе? В нормальном режиме нейтральная или легкая недостаточная«Гольф-Фирмоушн» с межосевым сцеплением «Халдекс». Поршневой насос срабатывает при пробуксовке выходного вала и по команде электроники сжимает диски с нужным усилием. поворачиваемость, при форсированном разгоне - избыточная. Даже разворот на 180° при затянутом ручном тормозе - совершенно невозможный маневр при наличии вискомуфты здесь не представляет проблем. Лишь бы скорость не превышала 70 км/ч. Ну, а если какие-то датчики откажут? Тогда компьютер перейдет на специальную аварийную программу и автомобиль превратится в переднеприводный. Подобная схема трансмиссии все чаще встречается на шоссейных полноприводных машинах, так что «Гольф» выбран нами просто в качестве примера - далеко не единственного. Не останется в забвении и вискомуфта - если заполнить ее магнитоуправляемой жидкостью, она вполне сможет составить конкуренцию. ТОРМОЗИТЬ, ЧТОБЫ... РАЗОГНАТЬСЯ Мы упоминали о благотворном влиянии на проходимость независимого подтормаживания буксуюшего колеса. Странно, если бы в век электроники, давно уже управляющей работой тормозов, разработчики не оценили бы столь простую с точки зрения механики альтернативу блокировке дифференциала. Ее реализовали, в частности, на «Ленд-РовереСтало быть, на движение автомобиля остается меньше мощности. В результате машина взбирается по заснеженному склону верно, но... медленно, причем водителю приходится изрядно давить на газ. Не случайно в трансмиссии есть демультипликатор 1,21:1 (а у более слабого ML230 даже 2,64:1)! Кстати, подтормаживанием «балуются» и шоссейные полноприводники «Порше», «Ауди-ТТ Кваттро»... Сочетание трансмиссии а-ля «Гольф Фирмоушн» с электронной «блокировкой» межколесных дифференциалов путем индивидуального подтормаживания колес считается сегодня наиболее перспективным. А ЕСЛИ КОЛЕС БОЛЬШЕ? Грузовые автомобили с колесной формулой 6x6 обладают завидной проходимостью, но - какой ценой! Чтобы полностью реализовать возможности трансмиссии и нормально двигаться по дороге, трехосной машине нужны пять дифференциалов, желательно самоблокируюшихся или хотя бы с принудительной блокировкой, а еше хорошо бы вовсе отключать пару мостов, когда они не нужны... Представьте себе количество «лишних» кнопок и рычагов... Автоматическое управление трансмиссией (ADM - Automatic Drivetrain Management), разработанное в технологическом центре фирмы «Штайр», обещает фурор на рынке тяжелых внедорожников. Пока оно проходит обкатку на пожарных автомобилях «ИВЕКО-Магирус». Автоматика не только включает при необходимости передний мост, но и блокирует межосевой и три межколесных дифференциала. Причем делает это не по жесткой программе, последовательно вводя все больше блокировок, а по командам компьютера, получающего информацию о пробуксовке каждого колеса. При этом учитываются траектория движения автомобиля (едет ли он по прямой или поворачивает), необходимость резкого ускорения, если водитель нажал на газ до упора, коэффициент сцепления с дорогой каждой шины. Как только дорожные условия улучшаются, блокировки и полный привод «сами собой» отключаются. На испытаниях вся система работала настолько хорошо, как будто за рулем сидел ас триала! А ведь на самом деле у водителя не было ни одного дополнительного рычага или кнопочки. В сочетании с автоматической коробкой передач шоферу остаются только две педали да баранка. А с ними справится даже новичок, что особенно важно для армии и служб спасения. Итак, автоматика и электроника постепенно вытесняют из автомобиля не только педали и рычаг коробки передач, но и дополнительные органы управления сложной полноприводной трансмиссией. Наверное, так и должно быть... Но все-таки очень хочется верить, что в каком-то, пусть хитром, уникальном, случае профессионал вождения по пересеченной местности сможет заткнуть за пояс этот «компьютер на колесах». 1яЧНезависимые предпусковые подогреватели двигателя и отопители салонов на легковые и грузовые автомобили российского и иностранного производства.[ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ОТОПИТЕЛИТрансмиссия экспериментального автомобиля оснащенного ADM 1 - автоматически блокирующиеся межколесные кулачковые дифференциалы; 2 - автоматически блокирующийся межосевой дифференциал; 3 - раздаточная коробка с автоматическим подключением переднего привода. L ЗЕНИТ 8000 иены О" 90 уеЖ_Ал» 3 См (Г АК li S»1 07140ф и> г - Москва, ул. Верхняя Красносельская, д . 2 I * для справок: (095) 917-19-98; V тел/факс: 937-5979 E-mail: c ompany - o kmaSiniega . r u / w ww . c ompany - o kma . r "Региональные представители ЗАО "Компания ОКМАБлаговещенск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иркутск Казань Кемерово Красноярск Курск Липецк Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Норильск Обнинск (4162) 44 62-57 (4232) 31 -89-64 (8442) 30 88-79 (0732) 56 95-17 (3432)34 32-50 (3952) 20.•05-30 (8432) 44 38-02 (3842)25 67-34 (3912)66. 25-08 (0712)35- 77-53 (0742) 74. 26-10 (8152)45 49-86 (8312)56- 83-44 (3832) 26- 77-15 (3919)35- 00-60 (08439)6- 57-75 Омск Пермь Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Ставрополь Тольятти Тюмень Ульяновск Усинск Уфа Хабаровск Челябинск (3812)56-28-05 (3422) 62-46-02 (8632) 62-42-43 (8462) 42-08-25 (812) 325-58-07 (8291) 2-44-22 (8652) 72-32-21 (8482) 16-21-63 (3452)32-49-17 (8422) 63-54-52 (82144)48-1-77 (3472) 35-77-84 (4212)36-41-40 (3512) 13-19-09СУРГУТ Только для Ханты Мансийского ПКПУТЯПредставительство фирмы "Эберспехер" в Республике Беларусь, г.Минск. Тел: 8-10-375172-31 -7294 Факс. 8 10-375172-31 -7434Центры установки и гарантийного обслуживания в г. М оскве Легковые а'м,. джипы, мичивеч». м-"Тушинская" тел: 491-0028 м. "Улица 1905 года" тел: 259-8125 м.;Южная" тел: 389-0518 м. "Войковская тел: 454-0501 Грузовые и коммерческие авгшиопили м. -Петровско-Разумовская Грузовые ам 488-0445 Легковые а/м 488-0275