152
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ТК Т / М ХИ колодочкин ЕС ИА Л то изготавливает фирма СКФ? Понятное дело - подшипники... Избавиться от односторонней популярности ничуть не легче, чем ее приобрести. СКФ выпускает ныне натяжители ремней, водяные помпы, высокоточные шпиндели, детали подвески, индукционные нагреватели, ремонтные наборы, инструменты и т. п. Тем не менее, первая ассоциация остается самой сильной: СКФ - это, в первую очередь, подшипники, и все тут! По большому счету, так оно и есть. Трудно сказать, на что рассчитывал в 1907 году молодой инженер Свен Вингквист, когда набрасывал на клочке бумаги эскиз первого в мире самоусганавливающегося шарикоподшипника (см. рис.). У большинства изобретателей все закончилось бы получением бесполезной бумажки из патентного бюро, Свен же проявил не только техническую, но и деловую хватку. Невзрачный набросок породил создание новой фирмы с громким именем Svenska Kullagerfabriken (Шведская подшипниковая фабрика), из названия которой и родилась аббревиатура SKF. Поначалу все было смешно, как в немом кино: 15 человек сделали за весь 1907 год всего лишь 2200 подшипников. Прямо скажем, не гусю. Но Свен уже тогда чуял запах жареного и уверенно рвался в лидеры. Уже в начале века он серьезно поглядывал на Россию, как на весьма интересного партнера - иначе откуда бы в Москве появился завод СКФ? Да-да, нынешний 1113-2 - родом из скандинавов, хоть и сменил гражданство в 20-х годах. И еще о российско-шведском сотрудничестве. Некий г-н Ассар Габриельсон до революции успешно импортировал из России яйца, однако затем по понятным причинам занялся поисками работы, которые и привели его на СКФ. К этому времени фирма основала дочернее предприятие, название которого петот реводится на русский как «Я качусь». По-шведски это звучит короче: «Вольво». Г-ну Габриельсону осталось лишь задать вопрос «Почему мы не делаем автомобили, оснащенные подшипниками СКФ?», и, приняв портфель технического директора, довести сказанное «до металла»... Нужно ли объяснять, почему впоследствии СКФ преподнесла ему фирму «Вольво» в подарок? А ведь торговал бы яйцами, если бы «Аврора» не выстрелила... основные производители «левых» СКФ - Иран, Турция и... Россия: ну как же без нас? Безымянные подшипники плывут от нас куда-то в Стамбул, обретают там «фирменные» надписи и упаковки «а-ля СКФ», после чего разбредаются по Европе и частенько «заезжают» обратно на родину - кому еще нужны изделия для той же «Самары»? Впрочем, не будем о грустном - в производство настоящих изделий СКФ вовлечено сегодня 200 компаний в 130 странах мира. Мы - на одном из «правильных» заводов в городке СенСьер-на-Луаре. На флагштоках поднято три флага: французский, фирменный СКФ и наш, российский. Очень приятно, тем более что расцветки на удивление совпадают... Чем порадуете российских автомобилистов, господа? - Мы производим здесь 40 миллионов подшипников в год, - рассказывает генеральный менеджер отделения запчастей I^H Винсент Мегре. - Об уровне производства судите сами - наш подшипник-ступица для тяжелых грузовиков рассчитан на пробег в миллион миль! Из технических новинок отметим подшипник CARB (КАРБ) - он самоустанавливающийся, как сферический роликовый, малогабаритный, как игольчатый, и устойчив к осевым нагрузкам, как цилиндрический. При этом в каталоге фирмы владелец «Самары» традиционно найдет подшипники для ступиц колеса Изготовить хороший или, скажем, водяную помпу. Хотя, коподшипник едва ли легче, чем автомонечно, основными потребителями в биль. Внешняя простота изделия сочетаРоссии для нас сегодня являются влается с сумасшедшими нагрузками - под- дельцы иномарок... Ситуация, конечно, щекотливая шипничек диаметром со спичечный коробок должен выдерживать давления, фирма, спонсирующая команду «Ферсопоставимые с потугами десятка тысяч рари» в формуле 1, чуть ли не извинямалолитражек, умудрись они заехать ется за то, что «самарец» из российской на эту страницу... И все это при мик«глубинки», скорее всего, предпочтет ее ронной точности производства, без копродукции что-нибудь отечественное. торой подшипник сразу превращается в При десятикратной разнице в цене труголоволомку для взрослых дядей. Такодно заставить себя купить деталь, даже го добра у нас на рынках много. Кстати, если она гарантированно переживет ав-ЧЕСЛИ ШАРИКОВ. и ив ХВИШ - "