128
129
130
МЫ И АВТОМОБИЛЬ |ОСТРОВ, НА КОТОРЫЙОКАЗЫВАЕТСЯ, В ОТПУСК НА МАШИНЕ МОЖНО ОТПРАВИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО В КРЫМ ИЛИ НА КАВКАЗ, НО ИВ ... ГРЕЦИЮ!ТЕКСТ / ЮРИЙ ПЛЮЩЕВ, СЕРГИЕВ ПОСАДП/2001.28оследние два года мы всей семьей летали в Грецию, где великолепно отдыхали на Корфу - «дикарями», без всяких путевок. Тогда еще мы не читали книги Даррела «Моя семья и звери» и не знали, что Корфу - остров, куда все обязательно возвращаются, еще со времен Одиссея... Прошлым летом решили поехать туда на машине - недавно купленной «Дэу-Нексии» узбекской сборки. Первоначально проложили маршрут «по азимуту» - от Москвы через Украину, Румынию и Болгарию. Однако рассказы о мздоимстве стражей порядка на дорогах ближнего зарубежья (особенно по отношению к россиянам) заставили выбрать другой путь - на пароме через Черное море. Тот, что, вроде бы, раз в неделю ходит из Новороссийска сразу в греческие Салоники, не подошел по датам. Осталась Турция: Новороссийск-Самсун (ежедневно, 14-16 часов ходу), Сочи-Трабзон (дважды в неделю, те же 14-16 часов) и Сочи-Стамбул (по понедельникам, плыть двое суток). Остановились на последнем варианте - ближе к Греции, подальше от неспокойного Курдистана. К подготовке документов отнеслись без должной скрупулезности, о чем вскоре пожалели. Но не будем забегать вперед. Сына, трехлетнего Костюшку, на всякий случай вписали в оба загранпаспорта - мой и жены. Греческую визу на девяносто суток пребывания получили через три дня, представив приглашение нашего тамошнего партнера, хотя можно сделать это и через турфирму (теперь введено очное собеседование в посольстве Греции - ред.). Обязательную медицинскую страховку оформили в Военно-страховой компании за $0,7 в день на человека. Два года назад страховка нам действительно пригодилась, когда заболел сын. Кроме того, в посольстве пришлось написать расписку, что мы имеем валюту из расчета $50 в день на человека, хотя самиШШ^*\•'.-„....-'»"••*"£ Уц•^rfgaA^f • —"«SB3.*•**•-*::^—йвИи.«••*&. „ .Tпонимаете, такой суммы - $13 500! - у нас не было. Между прочим, недавно Греция присоединилась к Шенгенскому соглашению, так что вернуться планировали через Европу. А турецкую визу дают прямо в порту по прибытии. Сложнее оказалось со страховкой автомобиля. Единственная фирма, которая реально брала на себя зарубежные риски - «Ингосстрах», но там требовалось, чтобы автомобиль уже был застрахован у них в течение года. В результате наша новая «дэвушка» отправилась покорять Европу незастрахованной. А вот без «грин-карты» - страховки гражданской ответственности на случай ДТП - могли просто не пусJ ,в*й..t *. '"SB.- **%-**r*[m f ,, - « ч fi'i/\'•tM.1ш •ВД*-ш1 Ь^*4твынтить за границу. Мы приобрели самую дешевую, болгарскую за 120 дойчемарок на три месяца. Жена, потратив 160 руб. и полдня, получила в дополнение к своим «правам» еще и «международные» - небольшую книжицу, в которой на разных языках подтверждается право владельца управлять автомобилем в Европе. Я ограничился обычными «новыми» образца 1999 года. Впрочем, за весь отпуск ими так никто и не поинтересовался. Документы на машину те же, что иу всех, - свидетельство о регистрации и талон техосмотра. Тем, кто ездит по доверенности, надо оговорить в ней право выезда за границу. «Нексию» особо не готовил, ВОЗВРАЩАЮТСЯлишь накануне отъезда прошел первое в ее жизни техобслуживание. В Сочи (описывать дорогу туда не буду) у здания морского вокзала, безжизненного и, кажется, даже заколоченного, нашли будочку, где оформили билеты на паром в Стамбул: $335 за машину (водитель, а машина записана на жену, следует бесплатно, как и ребенок) и $100 за пассажира, то есть метая. За 750 руб. нашу «дэвушку» вместе с «Мерседесом» и «Хондой» обычный автокран погрузил на «Канин»: то был никакой не паром, а маленький частный кораблик, доставляющий «челноков». Что удобно - машина стояла на палубе и доступ к ней в течение всего рейса был свободный. Между прочим, сочинская семья на «Хонде» (муж, жена и две девочки лет по 12-14) отправлялась отдыхать в Испанию, причем во второй раз. В цену билетов входило двухразовое питание; кроме того, на судне было два бара, но цены там высокие: пиво «Балтика» - по доллару. Плыли не спеша: в Стамбул, вместо обещанных одиннадцати утра третьего дня, пришли только часа в четыре и встали в каком-то крошечном Зеи-порту, где швартуются небольшие украинские и российские суда. Машины выгрузили, а с нас, включая и ребенка, собрали по $10 за оформление визы. И тут началось самое неприятное - из-за того, что в паспорте и документах на машину фамилия жены была написана латинскими буквами по-разному. Подобные несовпадения обнаружились ив документах попутчиков. «Агент», который взялся невесть откуда и помогал оформлять документы, поехал на следующий день в российское консульство в Стамбуле, где за $10 в паспорт супруги вписали фразу по-турецки о том, что «ch» и «sh» в ее фамилии означают одно и то же. После двух дней (!) поездок на центральную таможню ив другие инстанции все формальности, наконец, уладили; уже под вечер «агент» стал торжественно приклеивать на ветровое стекло какую-то синюю марку размером 5x5 см. И здесь всплыла сумма $150 с машины - за услуги! Возник «спор». Агент вздымал к небу руки, сыпался град турецких слов типа «трах-тарабах-бабах». Наконец, после трех серий «бабахов» сдался владелец «Хонды». С хозяина «мерса» взяли целых 400 - у него было что-то не в порядке с документами. Мы же упирались до конца ив результате отделались $30 - включая то, что должны были за выгрузку с корабля, плюс $2, что насчитали на марках, которые вклеили в наши документы, и «трояк» «агенту» за хлопоты. Стамбул за двое суток видели только из окна авто ис палубы кораблика, на котором так и жили все это время. В пятницу вечером под проливным дождем мы, наконец, покинули Стамбул и погнали на запад в сторону греческой границы, до которой было километров триста. Местное обозначение дороги D100 встречалось достаточно часто, поэтому ехать было легко, а вот европейское E5S нигде, кроме наших карт, не видели. Кстати, карты Европы в русско-английской транслитерации и Греции в греко-английской купили заранее в Доме книги на Новом Арбате. Проехав примерно половину пути, остановились на ночь в городке Текирдаг - там, где дорога с берега Мраморного моря уходит вглубь континента. В отеле сняли за 16 млн. лир (это примерно $25 при курсе 650 тыс. лир за доллар) большой номер с видом на море. Гараж внизу «прилагался» бесплатно. На въезде в Грецию спросили только грин-карту. Никто не сверял никаких номеров, не сравнивал буквы в паспортах. Все заняло бы три минуты, но по ошибке таможенник записал в мой паспорт, что именно я въезжаю на автомобиле ис ребенком. Грек все время повторял: «Ноу проблем ин Грис». Но мы-то знали, что потом, на обратном пути возникнут «бит проблеме»: с Марины могут потребовать налог на прибыль за «проданное» авто, а меня заставят растаможивать «приобретенную» иномарку. Сумел уговорить служащего все переоформить. Опасаясь, что в выходные обменники не работают, поменяли деньги по вполне приличному курсу 370 драхм за доллар, но «комиссия» оказалась 10%! Здесь впервые после Сочи заправились. Между прочим, «92-го» в Греции нет, самый «плохой» - «95-й» и стоит 270 драхм за литр - дешевле, чем в Турции. По дороге подсчитали, что желание обогнуть Украину и Румынию оказалось экономически неоправданным. На переход Сочи-Стамбул мы потратили 500 долларов с гаком - вряд ли на штрафы украинским и румынским «гаишникам» израсходовали бы даже МЫ И АВТОМОБИЛЬИгуменицы, на берегу Ионического моря и первым делом - в порт. Оказалось, паромы ходят с 5.30 утра через каждые полчаса. Тут же, чуть отъехав, сняли комнату с видом на порт. Утром не спеша собрались, купили билеты - 8 тысяч за машину и по полторы с каждого взрослого пассажира. Своим ходом въехали в брюхо чудовища - это был уже настоящий паром высотой с девятиэтажный дом, не то что «Канин»! Наконец, высадились в порту Керкиры (кстати, так же звучит и второе, греческое название острова Корфу). Здесь все знакомо, все понятно. Какой-то немец-турист, завидев на нашем авто надпись «RUS» и российский триколор, в изумлении остановился, а греки махали руками и кричали «Ортодокс!», имея в виду общую - «правильную» - религию. Машина помогла комфортно оргатретью часть этой суммы. Правда, Ос- дороги, до тоски напоминало Солнечнизовать жизнь на острове. Сняли цетап Бендер, переходя румынскую граногорск в Крыму, куда мы много лет ликом второй этаж в настоящем греченицу, тоже хотел рассчитаться с пограподряд ездили со старшим сыном Ди- ском доме, в деревне, на расстоянии ничниками небольшим золотым ситечмонькой, когда он был еще маленьметров семисот от пляжа, причем вдвое дешевле, чем рассчитывали. Реком, а вышло иначе... Однако что сдекий, а все мы - молодыми. лано, то сделано. Мы в Греции. За Салониками попали на платную альную цену не называю только потоК вечеру добрались до Кавалы. Если автостраду № 1 - минус 500 драхм. Заму, чтобы вы, сэры, не попадали со есть на свете Зурбаган, придуманный то дальше шли вместе со всеми со скостульев от смеха. Хозяйка дома, англиАлександром Грином, то он в Греции. ростью 140-160 км/ч при разрешенчанка, живущая на «граунд-фло» И я почти уверен, что это - Кавала. На ных ПО. Ночевали в самом центре Грепервом этаже, каждый день в разговопобережье довольно высокие дома ции в Каламбаках, сняв вполне прирах давала нам возможность соверэтажей в пять-шесть, а в бухте - пестличную комнату за 6 тыс. драхм. Вечешенствовать язык. По утрам нас будирота яхт и корабликов всевозможных ром пошли гулять - сплошная череда ла крошечная греческая девочка Адразмеров и расцветок. Ехали медленотелей, отельчиков, ресторанов, кафе, риана, которая на ослике приезжала брать уроки английского у нашей хоно, безуспешно высматривая надпись магазинов. «румз ту лет» - «сдаются комнаты». Наутро все показалось еще красизяйки. А Костюшка выскакивал на На ночевку остановились чуть дальвее. Над нами возвышались Метеоры балкон с криком «Ясу, Яни!», приветше в городке Палео Бич - Старый - отвесные скалы-столбы с древним ствуя грека Ваню - хозяина дома, в Пляж. За 7 тыс. драхм нашли прекрасмонастырским поселением, где греки прошлой жизни капитана «шипа» из ные двухкомнатные апартаменты неспасались от набегов буйных янычар. Кейптауна. Катались по всему остродалеко от моря. С языком и здесь ниЛюди, бараны, продукты доставляву, выбирая по карте по наитию место, каких проблем - почти все молодые лись туда с помощью веревок и сеток. где бы сегодня хотелось искупаться, Побродили пару часов - трудно пересъесть мороженое или просто посигреки «шпрехают» по-английски. Проснулся с ощущением, что уже дать словами тот роскошный вид, что деть вечером. Так мы нашли на остробывал здесь. Все - пейзаж, крики диоткрывается с Метеоров на центральве кучу прекрасных местечек и обзаких голубей (в них слышалось «по-жа- ную Грецию. Встретили русских. Повелись массой замечательных знаколуй-ста»), само устройство деревеньзнакомились с автопутешественникамых, половина из которых Спиросы, а ки, вытянутой вдоль бухты и отрезанми из Голландии, которые проехали другая - Костасы. Покупали местное ной от побережья лентой асфальтовой через Европу в Италию, а оттуда из или итальянское вино в пятилитровых Бриндизи на пароме переправились в бутылях - дешевле пива! НЕКОТОРЫЕ РАСХОДЫ греческую Игуменицу, куда лежал и Греческие друзья назвали меня «русСтраховка, грин-карта $187 наш путь. ским Даррелом» за неизменную лю$462 Паром в Турцию Дальше - полтораста километров бовь к острову. Но еще больше хочется, Турецкие визы, штата агенту $70 серпантина, но горы пониже кавказчтобы русским Даррелом стал мой маСтели $55 ских. Только на самых высоких вершиленький сын и вернулся бы сюда ко$40 Заправка, платные дороги нах лежали не шапки, а крохотные погда-нибудь уже со своими детьми. Паром на о. Корфу $30 Корфу, лоски не успевшего растаять снега. $844 Been: июнь 2000 года Часов в восемь вечера добрались до