141
ДЕРЖИ ШАГ!ОТКАЗЫ РЕГУЛЯТОРА ХОЛОСТОГО ХОДАТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ/РАССЛЕДОВАНИЕТоварный знак Федерального Государственного Унитарного предприятия Калужский завод телеграфной аппаратуры (ФГУП КЗТА).то же делает эти регуляторы? Поиски привели нас на берег Оки, в город Калугу на завод телеграфной аппаратуры. Несколько лет назад он купил лицензию на производство шаговых двигателей у известной итальянской фирмы «Оливегги». В 1997 году первые впрысковые двигатели с калужскими регуляторами холостого хода вышли за ворота ВАЗа: как и большинство отечественных новинок, они были небезгрешны. Наиболее серьезное беспокойство вызывала нестабильная работа узлов при отрицательных температурах. Разберемся с устройством. Шаговый двигатель внутри корпуса приводит в движение шток с клапаном он-то и дозирует поступающий в ресивер воздух. Если регулятор холостого хода «собьется» с шага, мотор известит об этом повышенными оборотами или, напротив, заглохнет. Заглянем внутрь. Основные части шагового двигателя: статор с парой катушек и ротор на двух опорах, в который запрессована втулка с внутренней резьбой - по ней-то и «шагает» шток. Первая причина отказов неподходящий состав смазки. Ее наносят на резьбу и переднюю опоруКротора. При низких температурах моторчику тяжело работать в густом желе. Другая причина - в низком качестве материалов ротора и штока. Оба слабых звена устранены. На заводе заверили, что с начала 1998 года с конвейера сходят только «здоровые» регуляторы холостого хода. Это вроде бы подтверждает и заводская статистика: брак в последнее время не превышает одного процента от общего выпуска. Тем не менее в среде автомобилистов нет-нет да и услышишь жалобы на нестабильную работу узла. Мы попытались разобраться в чем причина этого. Может быть, калужане плохо следят за своими изделиями после выходного контроля? Два «хромающих» регулятора из техцентра «За рулем» отправились в Калугу. И у того, и у другого дефекты были плавающими, возникали спонтанно: один частенько поднимал минимальные обороты холостого хода до полутора тысяч, другой - самовольно глушил мотор. Установленный ресурс (120 000 км) они не отработали, хотя выпущены в 1999 году. Заводская экспертиза пришла к заключению - регуляторы полностью исправны. Чудеса, да и только! На машинах-то они давали сбои и грешить на что-то другое было нельзя после замены узла дефекты пропада-ли. Ну что ж, основным результатом нашего расследования стало... то, что производитель узнал о жалобах на свой товар. Калужане пообещали устроить нашим регуляторам еще одну серьезную проверку. Надеемся, они найдут-таки причину блуждающих неисправностей, которые и сегодня портят жизнь многим владельцам «самар» и «десяток». Только тогда владельцы вазовских машин с двигателями 2111 и 2112 поверят в надежность регуляторов. 1»1Здесь крылись причины сбоев регуляторов в 1997-1998 гг. - неправильный подбор смазки и материалов штока и ротора.Составные части регулятора холостого хода: 1 - шток; 2 - пружина; 3 - корпус; 4 - передняя опора ротора; 5 - узел магнитопровода; 6 - задняя опора ротора; 7 - крышка с разъемом.