64
65
66
КОМПАНИИ И РЫНКИ/СБОРКЛ ТЕКСТ, ФОТО / АНАТОЛИИ ФОМИНего только не говорят про автомобили БМВ и КИА из Калининграда. Одни рассыпаются в комплиментах, другие ищут криминал, третьи вообще отрицают сам факт сборки машин. Кому верить? Надо посмотреть самому.ЧДЕЛАЙ РАЗ «Автотор» собирает автомобили КИА и БМВ, между которыми практически нет ничего общего. Потому и развели их по разным местам. Калининградские БМВ обретают жизнь в цехах судостроительного завода «Янтарь», а КИА - на территории АО «Калининградбуммаш». Сравнение двух производств будет очень показательным. Там, где собирают БМВ, доля труда наших рабочих заметно выше - окрашенный, но совершенно «голый» кузов они превращают в готовый автомобиль. Конечно, самые сложные агрегаты - двигатель, коробка передач, климатическая установка поступают в готовом виде. Зато проводка, обивки салона и сиденья, трубопроводы, ходовая часть полностью смонтированы российскими руками. Даже сборку сложной многорычажной задней подвески «пятерки» БМВ ведут здесь, на «Янтаре». Правильность монтажа и моменты затяжки многочисленных втулок, соединяющих алюминиевые рычаги и подрамник, контролирует специальный электронный стенд, исключающий случайную ошибку. Качество готовых машин - отдельная статья. Герметичность каждого кузова проверяется в дождевой камере, а для устранения мелких дефектов (увы, полностью избавиться от них невозможно, несмотря на то, что транспортируют кузова в закрытых контейнерах, а при сборке наружные поверхности предохраняют пластмассовыми накладками) применяют сложнейший рихтовочный инструмент и современную окрасочную камеру. Помимо этого, здесь используют принятый на БМВ метод контроля - аудиткачества. Без него баварская фирма не признает собранные автомобили достойными носить бело-голубой пропеллер. Комплексной проверке подвергают примерно один автомобиль из двенадцати, причем процесс занимает целую смену. В зависимости от числа найденных дефектов и их типа определяют коэффициент. Чем он меньше, тем лучше качество. В ноябре 2000 года этот показатель для калининградских БМВ пятой серии впервые составил 137 - меньше даже, чем в Германии. Впрочем, в «Автоторе» понимают: более высокое качество во многом объясняется невысоким темпом производства. ДЕЛАЙ ДВА Принятую на БМВ систему качества «Автотор» перенес и на сборку корейских автомобилей: «спортиджи», «рио» и «кларусы» проходят точно такую же придирчивую проверку. Правда, коэффициенты у КИА пока почти на порядок выше, но резервы для прогресса есть. Особые надежды «Автотор» возлагает на «Спортидж» и его модификации. При всех очевидных достоинствах и недостатках «КИАСпортидж» (ЗР, 2000, № 12) - самый доступный автомобиль в своем классе, и при некотором снижении цены он может составить серьезную конкуренцию будущему ВАЗ-2123. Кстати, в этом номере помещен отчет о северном автопробеге «За рулем» с участием калининградского «Спортиджа». В Калининград поступают готовые рамы с элементами подвески, силовой агрегат и частично собранный окрашенный кузов. Собственно российский вклад - регулировка, окраска бамперов, установка силового агрегата, карданов, частично отделка интерьера салона и, наконец, «женитьба» кузова с рамой. Кстати, номер VIN на ней проставляют в России. А ГДЕ ЖЕ ЧУДО? Конечно, калининградские БМВ и КИА почти полностью собирают из импортных комплектующих (стопроцент- КОМПАНИИ И РЫНКИи мягко закрывающихся дверей - признаков, по которым покупатель безошибочно определяет «породу». ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ В будущем году на двух сборочных заводах «Автотора» планируется произвести 4500 автомобилей, а еще освоить сварку и окраску кузова «Спортиджа», что, повторим, возможно, позволит снизить его цену. Основными моделями КИА станут «Спортидж» и «Гран Спортидж», «Рио» с кузовом седан и универсал, а также новый большой седан, который сменит нынешний «Кларус 2». Мини-вэны «Карнивал» составят относительно небольшой процент. К ныне выпускаемым БМВ 5-й серии и небольшому числу представительских автомобилей серии 7 добавится сборка самых доступных БМВ третьей серии. А вот «Ленд-Ровер Дефендер», к сожалению, в Калининграде больше не собирают и собирать не будут. Нынешний владелец «Ленд-Ровера», «Форд» не заинтересован в продолжении выпуска этой модели. Загадывать надолго вперед в России как-то не принято. Но даже при самой благоприятной ситуации в экономике вклад «Автотора» в производство легковых автомобилей в России вряд ли превысит 3%. Впрочем, экономика еше не все. В 2003 году Калининградская область будет уже со всех сторон окружена государствами ЕЭС и поневоле окажется повернутой «лицом к Европе». Так что производство здесь автомобилей для российского рынка - вопрос не только экономический. Чем больше промышленность Калининградской области ориентирована на Россию, тем меньше шансов у сторонников ее обособления. 1»1Оборудование для сварки кузова «КИА-Спортидж» прибыло с завода «Ниссан» в Греции.Силовой агрегат «КИА-Спортидж» перед установкой на раму.Сегодня на сборке «Гран Спортидж» с увеличенным задним свесом.но отечественные только жидкость в бачке омывателя и транспортный крепеж), но те, кто не понаслышке знаком с производством, все равно будут удивляться: откуда вполне европейские показатели качества сборки машин? Во-первых, из систем организации и оплаты труда. Оклад рабочего зависит от разряда и составляет от 330 до 620 рублей, что даже по местным меркам гроши. Зато надбавка «за качество» до 200%, плюс до 350% - по результатам труда бригады, плюс 50% - за культуру производства. В результате у рабочего третьего разряда набегает в среднем 3900 рублей - от желающих устроиться на работу отбоя нет. Понятно, что ни брошенных окурков, ни бесхозного инструмента тут не увидишь, а технологическая карта сборки святее Папы Римского. Во-вторых, из отношения фирмы к собственной продукции. Можно сколько угодно ругать иностранцев за то, что даже на минимальный объем российской сборки они соглашаются, лишь получив гарантии надлежащего качества, но что ни говори, забота о рег/2001 путации фирмы достойна уважения. Иной раз именно это препятствует следующему этапу - использованию оте-66чественных комплектующих. Хотя справедливости ради отметим, что наши подшипники считаются лучше корейских, а аккумуляторы, по крайней мере, не хуже. Что касается круглых шин и долговечных амортизаторов со стабильными характеристиками, то их придется еще подождать. Так что не станем пенять на национальные особенности. Наши работяги ничем не хуже ни турок, ни корейцев, ни тех же немцев. Все дело в организации производства. Правда, в отличие от Германии, пива в заводском буфете нет: руководство еще сомневается, что такое нововведение пойдет на пользу делу. А теперь обратимся к еще одной теме - пресловутому «качеству комплектующих». Для начала позволим себе шокировать читателей тем обстоятельством, что даже приходящий в контейнере из Германии кузов нового БМВ отнюдь не идеален - если собрать его «на скорую руку», то полученное будет весьма отдаленно напоминать немецкую машину. Практически все навесные элементы (двери, крышки капота и багажника, бамперы) требуют индивидуальной подгонки и регулировки. Только так добиваются равномерных зазоров"•1%14 й '£Швшй•Ж\