86
87
I КОМПАНИИ И РЫНКИТЕКСТ / ВАЛИМ КРЮЧКОВ ФОТО / Б ЧАДИМИР КНЯЗЕВаршрутный компьютер не игрушка. Он дишттлинирует водителя или, если хотите, оттачивает ездовой стиль. Например, знакомство с его показаниями в режиме мгновенного расхода топлива убедит даже самого рьяного аса светофорных гонок нажимать на педаль газа не столь интенсивно. Помимо возможности экономить бензин, эти приборы предоставляют информацию о скорости, пройденном пути, продолжительности поездки и т. д. Короче говоря - полезны. И потому маршрутные компьютеры того или иного исполнения нынче входят в стандартную комплектацию большинства современных автомобилей зарубежного производства. А что у нас? Первые серьезные попытки внедрить подобные приборы в обиход были предприняты лет семь-восемь назад. В продаже появились три модели: 12.3857 болгарского производства (ЗР, 1992, № 9), отечественные МК-93 и «Гелиос» (ЗР, 1994, № 10). Широкого распространения они не ПОЛУЧИЛИ. Для съема параметров на автомобилях с карбюраторными двигателями помимо электронного блока требовался монтаж двух датчиков - скорости и расхода топлива. Они-то и стали камнем преткновения. Каждый разработчик компьютера ваял их самостоятельно. В результате датчики непомерно вздували стоимость изделия в целом да и, скажем прямо, не отличались высокой надежностью. И вот под капотами отечественных автомобилей появились системы распреде\енного впрыска топлива. А вместе с ними - возможность получать информацию практически даром. Почти все необходимые для маршрутных компьютеров параметры предоставляют штатные электронные контроллеры впрыска, которые обрабатывают данные серийно выпускаемых и вполне надежных датчиков. При таких благоприятных условиях вторая волна «маршрутников» не заставила себя долго ждать. Сегодня цены на них вполне приемлемы, при этом число функций поболе, чем у предшественников. Какие же модели нынче доминируют на рынке? Компактный МК-2112 (16.3857) курского ОАО «Счетмаш» предназначен для автомобилей ВАЗ «десятого» семейства (фото 1). Штатное место установки на консоли в гнезде для часов, необходи-мХОТИТЕ ЭКОНОМИТЬ - КУПИТЕ МАРШРУТНЫЙ КОМПЬЮТЕРмый жгут электропроводки в машине уже имеется. Информация отображается на жидкокристаллическом дисплее, оборудованном подсветкой для темного времени суток. Предусмотрена даже плавная регулировка яркости подсветки. Управлением заведуют шесть кнопок. Число функций - больше двадцати. Их можно условно разделить на пять групп: данные о расходе топлива и его остатке в баке, о пройденном расстоянии и скорости движения, о времени суток и продолжительности поездки, диагностические данные, сервисные функции и настройка (см. табл.). Электронная начинка МК-2112 совместима с контроллерами впрыска «Январь 5.1», «Бош М 1.5.4», GM и их модификациями, а также с комбинациями приборов VDO или владимирского производства. Для установки маршрутных компьютеров в «десятки» с карбюраторными двигателями за дополнительную плату приобретают «счетмашевские» датчик расхода топлива (13.3853), монтажный комплект, состоящий из прово1 дов, шлангов и крепежа, а также серийный датчик скорости (301.3843), способный выдавать шесть сигнальных импульсов за один оборот. Безусловно, это шаг назад. Но чего не сделаешь для расширения ассортимента. Кстати, компьютер с таким набором не трудно вживить в большинство отечественных маСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ шин с карбюраторными моторами. ПосКак вы относитесь к маршрутным ле небольших переделок и подгонки по компьютерам? месту услугами МК-2112 смогут воспользоваться владельцы «волг», «соболей», «газелей», «москвичей», классических и переднеприводных ВАЗов с «низкими» панелями приборов. Для ВАЗ-2115, 21083, 21093, 21099, оснащенных моторами с распределенным впрыском топлива, тот же «Счетмаш» выпускает маршрутный компьютер 4% пользуюсь им и доволен ииивитвт еде. намерен приобрести, МК-2114 (15.3857). Его устанавливают в ВЯШВВШшь. Э"Г» полезная вещь штатном гнезде «высокой» панели приИ 13 % не нужен боров старого или нового образца. ДисI затрудняюсь ответить плей жидкокристаллический, с подсвет-:^г £ 9Н1 кой. Компьютером управляют с помощью десяти кнопок. МК-2114 - прямой потомок модели МК-93, разработанной в 1993 году. А если точнее, старый конструктив, умело совмещенный с современной элементной базой. Поэтому, несмотря на сушественные отличия в дизайне, функциональные возможности МК-2114 такие же, как у МК-2112 (см. табл.). Дополнительные датчики и монтажный комплект позволяют использовать его как в карбюраторных «восьмерках» и «девятках» с «высокими» панелями, так ив машинах, названных выше. Мы, например, без проблем вживили МК-2114 в редакционную «Оку» (фото 2). Еше один интересный прибор - миникомпьютер МДК, который выпускает самарское ООО «ФЭА». Он предназначен для любых переднеприводных моделей ВАЗа, ошашенных контроллерами впрыска «Бош Ml.5.4», «Бош М 1.5.4.N», «Январь 5.1», «Январь 5.1.1». Компьютер крепят двусторонней липкой лентой на верхнем кожухе рулевой колонки. Подключение к бортсети всего тремя проводами либо к диагностической колодке контроллера впрыска, либо к разъему штатного иммобилизатора. Дисплей люминесцентный, со ступенчатой регулировкой яркости свечения. Управляет режимами МДК всего одна кнопка. Несмотря на обилие функций, алгоритм управления несложный и пользоваться кнопкой удобно. Возможности мини-компьютера, разумеется, поскромнее, чем у моделей из Курска. Однако все необходимое есть. Отсутствие же ряда функций с лихвой компенсирует встроенная диагностика. МДК способен считывать и выводить на дисплей коды неисправностей контроллера впрыска, очищать память контроллера от кодов неисправности, информировать водителя о напряжении бортсети, температуре охлаждающей жидкости и положении дроссельной заслонки (см. табл.). Правильный подход! В электронных недрах систем впрыска хранится масса данных, нужно лишь не лениться их извлекать. Итак, экономим топливо, получаем подробный отчет о пройденном маршруте, наблюдаем за скоростью по цифровому спидометру, который точнее штатного. Плюс часы, будильник, календарь. И все «в одном флаконе». Неужели у компьютеров нет недостатков? Конечно же, есть. Это огрехи эргономики, спорный дизайн ряда моделей, иногда - неоптимальный алгоритм управления, а в ряде режимов - и низкая точность. Например, остаток топлива в баке и прогноз пробега на этом остатке рассчитываются по показаниям штатного погружного поплавка. Любой водитель знает - доверять ему на все «сто» нельзя. Добавьте сюда явления отлива и прилива бензина в зависимости от наклона кузова и вы поймете - в данном случае показания вашего «маршрутника» весьма относительны. Впрочем, это мелкие придирки. В целом, современные компьютеры достаточно точны и совершенны. С основными задачами они справляются хорошо. Что ни говори, эксплуатировать машину, опираясь на точные цифры, и приятно, и полезно. Но чтобы расставить все точки над «i», давайте подойдем с той же меркой к самим маршрутным компьютерам - рассчитаем, когда же затраты на них окупятся (берем только один параметр - расход топлива). ДОПУСТИМ, С помощью умного прибора в среднем экономим порядка полулитра бензина АИ-93 на 100 км. Подтверждаем, показатель вполне реальный, особых усилий для его достижения не потребуется. В таком случае модели МДК ценой 2200 руб., а также МК-2112 и 2114 стоимостью 1800-2000 руб. с установкой покроют затраты за 50 тыс. км пробега. Это для автомобилей с распределенным впрыском. Дополненные до карбюраторного варианта МК-2112 и МК-2114 обойдутся уже в 3400-3800 руб. и ОКУПЯТСЯ к 100 тыс. км. Конечно, можно гнаться за рекордами экономии, а значит, и окупаемости, но общая закономерность сохранится - впрысковые «маршрутники» выгоднее карбюраторных. 1*1Модель компьютераРШРУТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВMK-2t 12 (16.3857) ГРУППА «ТОПЛИВОМгновенный повременный расход топлива, л/ч Мгновенный путевой расход топлива, л/100 км Средний расход топлива за поездку, л/100 км Суммарный расход топлива за поездку, л Остаток топлива в баке, л ГРУППА «СКОРОСТЬ-РАССТОЯНИЕ» Скорость (электронный спидометр), км/ч Средняя скорость поездки, км/ч Пробег за поездку, км Пробег на остатке топлива, км ГРУППА «ВРЕМЯТекущее время суток, час-мин Будильник, час-мин Календарь, число-месяц Время поездки без учета остановок, час-мин-с Общее время поездки, час-мин-с ГРУППА «ДИАГНОСТИКА. Напряжение бортсети. В Число ошибок контроллера впрыска Коды ошибок Температура охлаждающей жидкости, °С Положение дроссельной заслонки. % Температура воздуха за бортом, °С ГРУППА «СЕРВИС-НАСТРОЙКА* Звуковая сигнализация превышения скорости, сбоя напряжения бортсети, резерва топлива в баке Регулировка яркости дисплея Режим коррекции показаний остатка топлива в баке Режим установки максимального расхода топлива ". в зависимости от параметров контроллера впрыска | Очистка кодов неисправностей контроллера +(приУ<20км/ч) +(при V>20 км/ч) +(при V<20 км/ч) +(при V>20 км/ч) | 1 МК-2114 (15.3857)МДК++ +++ + + + + + + + + + + +++++ + + +-++ + + +-++ + + ++++ +_++ + + ++ + + +_+--