126
127
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /БЫЛОЕПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВАЛЕГЕНДАРНАЯ "ТАТРА" ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИОна состоялась в Париже осенью 1934-го. «Татра-77» (такой индекс получила дебютантка) поражала не только необычным, авангардным дизайном. Подвеска всех колес была независимая, на поперечных рессорах. Трехлитровый мотор V8 воздушного охлаждения мощностью 60 л. с. и четырехступенчатая коробка передач с дифференциалом располагались в задней части просторного кузова. За год построили всего сто пять машин. Кого-то отпугивала цена (модель, конечно, была недешевой), кого-то необычность конструкции. Следующую модернизированную версию «77а» оснастили 70-сильным мотором, несколько изменили кузов. Ледвинке и Машина Рэма Меркулова' шестьдесят лет жизни в России не сказались на здоровье легендарной «87-й». дизайнеру «Татры» Эриху Уберлакеру удалось довести на ней коэффициент Послевоенная Москва видела всякие машины: стрекочущие, дымящие ДКВ (остроаэродинамического сопротивления Сх словы расшифровывали: дурак, кто выдумал), крепкие, безотказные БМВ, элегантные Неординарный облик дополдо 0,212! «мерседесы», величественные «хорьхи». Но этот автомобиль выглядел пришельцем няли панорамное, из трех частей, ветдаже не из другого мира, а с иной планеты. Обтекаемый кузов с диковинным плавнистеклом и третья фара. И все же ровое ком-килем на крыше, ветровое стекло из трех частей, три фары - не то дирижабль, не «семьдесят седьмая» стала вершине то катер. Прохожие просили открыть капот ис изумлением обнаруживали, что ной «Татры». Самой известной модесзади (!) стоит V-образная «восьмерка» воздушного охлаждения... лью, прославившей марку далеко за пределами Европы и удивившую посемьдесят лет назад на заводе «Татздесь разместили сзади. Через два года левоенную Москву, стала «Татра-87». «Татру-87» понемногу собирали дара» в городе Копрживнице постропоявилась экспериментальная «Татраили первый прототип с «аэродинаV570», а на Лондонском мотор-шоу поже во время войны - машина примическим» - обтекаемым - кузовом. Для казали модель 75 «Фицморис», названшлась по душе немецким офицерам. него шеф-конструктор фирмы ГансЛед- ную так в честь британского дилера «ТаПо иронии судьбы в 1946-м как раз дювинка выбрал двухцилиндровый двигатры». Машина с V-образным четырехцижиной «татр» оснастили подразделетель воздушного охлаждения - аналолиндровым «воздушником» имела доние британской разведки, которое рагичные агрегаты прекрасно зарекоменвольно обыденную внешность, будто зыскивало скрывающихся нацистских довали себя на прежних «татровских» специально, чтобы больше удивить готопреступников. Более всего прославил «восемьдесят моделях 11 и 12 (ЗР, 1998, № 4). Но мотор вящейся сенсационной премьерой. седьмую» знаменитый пробег испытателей ...В начале лета 1941-го отец взял Рэма Меркулова в командировку в Белоруссию.и журналистов Иржи Ганзелки и Там московский старшеклассник впервые увидел поразительный автомобиль, на Мирослава Зикмунда, где машина котором ездил командующий военным округом. Это была «Татра-77». Рэм влюбилсяпродемонстрировала удивительную в машину с первого взгляда, но, конечно, никак не мог предполагать, что спустя несколько надежность и прочность. В конце 1940лет, в 1945-м, сам сядет за руль более совершенной «Татры-87». Автомобиль 1940они пересекли Африку с севера на х года попал в Москву из Германии совсем новым, с пробегом всего... 34 км. После нудной юг, проехав там, где до «татровских» тысячекилометровой обкатки Рэм удалил из-под двухкамерного карбюратора огранине катились автомобильные вообще читель и, выехав на пустынное шоссе, вдавил педаль газа в пол. Когда стрелкаколеса. Достигнув мыса Доброй Надеспидометра достигла отметки 160 (!), будущий военный летчик сбросил скорость: появипутешественники телеграфирожды, лось ощущение, что отрываешься от земли. вали в Прагу: «Воздушное охлаждение Устройство машины Рэм постигал сам, бывало, на горьком опыте. Однаждысохранило нам жизнь в пустыне». по совету опытных шоферов залил в коробку передач свежий нигрол. Ударил мороз, задние и Зикмунд много путешестГанзелка колеса отказались крутиться - вскоре агрегат пришлось перебирать. Коробку с оти потом, в том числе и по СССР, вовали дельным маслонасосом нужно было заправлять только моторным маслом... посетили редакцию «За рулем» (журТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВС ...«Татра-87» прекрасно подходила для дальних путешестви Мощный двигатель, просторный салон, в дополнительном багаж за задним сиденьем умещался взрослый человек (проверено!). Един венный недостаток - слабая «печка». Воздуха, нагреваемого вы ной системой, для наших зим маловато. Зато летом в Крыму «Тат ра» гордо обходила закипавшие на серпантинах «победы» и «моск чи». На безлюдном черноморском берегу машину задержали погран ники, всерьез подозревая, что такой «аппарат» способен уплыт границу...Прототип «Татра-У570» 1933 года (двигатель 2-цилиндровый, 855 си 3 ).«Татра-77» достигала 145 км/ч, расходуя в среднем 15 л бензина на 100 км.«Татру-603» выпускали с 1956 по 1974 год. Несколько машин собрали специально для лидеров соцстран. Белую "Татру" Фиделя Кастро даже снабдили кондиционером.нал публиковал их путевые очерки). Кстати, двигатель «Татры-87» стал героем необычного рекорда. Специальный поезд с обтекаемым локомотивом, преодолевший в 1936-м 397 км от Праги до Братиславы с остановкой в Брно всего за 4 часа 51 минуту, был оснащен двумя «татровскими» V8. Модель делали до 1950-го. Всего было собрано чуть больше 3000 машин: они разбежались по миру - от Швеции до Аргентины. На них ездили президенты Чехословакии Клемент Готвальд и Антонин Запотоцкий, звезды чешской эстрады, автомобиль попал даже в гараж знаменитого кузовного маэстро Нуччо Бертоне. Один южноафриканский банкир предлагал Ганзелке и Зикмунду за «Татру» два «Линкольна». Меньше повезло младшей сестре «87-й» - модели 97. Выпуск недорогой машины с 40-сильной «четверкой» начали в 1937-м. Двумя годами позже ее«Татра-87» в Африке. Этот рейд положил начало традиции, которую «татры» - теперь уже грузовые - поддерживают по сию пору. А книга Ганзелки и Зикмунда «Африка грез и действительности» о путешествии 1947-1948 гг. выдержала множество переизданий, в том числе на русском, и также получила продолжениевыставили на Берлинском автосалоне, а вскоре сняли с производства. Поговаривали - по приказу Гитлера, посчитавшего чехословацкий автомобиль конкурентом «Фольксвагену». В 1946-м появился прототип «Татры107» - наследницы «97-й». Машина получилась неудачной. Конструкторам пришлось советоваться с Ледвинкой, который в то время сидел в тюрьме (в годы оккупации он был директором завода). Доработанную модель под именем «600 Татраплан» начали выпускать в 1947-м. Двумя годами позже кузовное ателье «Содомка» сделало единственный кабриолет - в подарок И. В. Сталину на 70-летие. Кстати, генералиссимусу привезли и стандартную «87-ю» (машина Меркулова попалась на глаза и очень понравилась Светлане Аллилуевой). Впрочем, сам «отец народов» к автомобилям был равнодушен. «Татру-600» недолго выпускали в Млада-Болеславе на заводе «Шкода». Машина оказала на конструкторов завода такое влияние, что несколько последующих десятилетий все легковые «шкоды» делали заднемоторными. 1»1... После пробега за 200 тысяч на «87-й» поменяли поршневые кольца и расточили цилиндры (их на «Татре» можно снимать по одному). Токарь ворчал: «Что за цилиндры у ваших мотоциклов? Ни один резец не берет!» Более серьезного ремонта за полмиллиона километров автомобиль не потребовал. Хозяин изредка меняет тормозные накладки и манжеты да обрабатывает шерстяной потолок... нафталинам. Машина не потеряла ни ходовых качеств, ни способности удивлять даже искушенных автомобилистов диковинной конструкцией, основы которой в Копрживнице заложили 70 лет назад.РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ РЭМА ВСЕВОЛОДОВИЧА МЕРКУЛОВА ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.