168
169
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |МОДЕРНИЗАЦИЯТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН/ЧТО ЧТОБЫЛО, БУДЕТили РАБОТА НАД ОШИБКАМИ?КАК ИЗМЕНИЛОСЬ «ДЕСЯТОЕ» СЕМЕЙСТВО ЗА ГОДЫ ВЫПУСКАПервые ВАЗ-2110 сошли с конвейера в августе 1996-го, а в ноябре поступили в продажу. С того момента заводчане постоянно что-то улучшали, исправляли и модернизировали. Примерно через месяц после появления первых товарных машин крышку багажника «десятки» усилили трубой-поперечиной. Без нее крышку можно было захлопнуть, только взявшись рукой за середину иначе она перекашивалась и не попадала в замок. Доработанная крышка жестче, закрывать ее можно и за край. Еще через два-три месяца после начала выпуска отказались от дизайнерского «изыска» - чернения верхних рамок дверей. Процедура окраски упростилась, а автомобиль не стал выглядеть хуже. Вначале «десятки» сходили с конвейера с фарами чешского производства. Сегодня зарубежную оптику не применяют, устанавливают отечественные фары СП «Бош-Рязань» или сделанные в Киржаче. Последние по конструкции аналогичны чешским. Передние «поворотники» тоже изменились. Раньше они были с дополнительными оранжевыми колпачками (их прятали за белыми стеклами, чтобы не выгорали на солнце). Теперь ставят лампочки с желтой колбой, а сам рассеиватель - из менее хрупкой пластмассы. Еще одно новшество: уплотнители задних комбинированных фонарей из губчатой резины пришли на смену серым пенопленовым. В 1997 году ВАЗ освоил бамперы из модифицированного полипропилена. Этот материал хорошо держит форму и позволяет достичь равномерных зазоров на стыках бампера с элементами кузова. Однако у владельцев «десяток» пользуются спросом и полиуретановые сызранские (материал аналогичен тому, из которого сделаны бамперы «самар»). Эти, может быть, менее элегантны, зато прочнее - они лучше держат легкие удары. В том же 1997 году «десятка» получила «собственную» нишу для запасного колеса (до этого ставилась деталь от ВАЗ-2108). Новая чуть просторнее, запаска лежит в ней ближе к бамперу и «лицом» вниз, так что внутреннее пространство колесного диска используется для хранения мелочей. Усовершенствована конструкция стеклоочистителя. Он стал модульным - собирается заранее на одной балке, играющей роль своеобразного подрамника, который крепится к кузову только в двух точках. Раньше оси рычагов и редуктор монтировались на кузове раздельно и лишь потом связывались. Одновременно изменили форму левого рычага (поводка щетки), чтобы исключить его контакт с «жабо» при работе. Появились и споилеры для аэродинамического прижима щеток к стеклу на высоких скоростях. Модернизацию салона начали с верхних поручней: прежние были неудачного сечения и излишне мягкие. Новые - иной формы, из более твердого материала. Чуть позже, в начале 1998-го, заменили внутренние ручки дверей - на изделия старого образца было много нареканий. Нынешние ив руке лежат хорошо, не царапая острыми кромками, и не рассыпаются при хлопках дверью. Доработана также панель приборов - правда, неспециалист этого не увидит. Радиусы верхней накладки сделали плавнее, чтобы в углах не появлялись вспучивания, складки и утяжки. Стали другими подкрылки передних колес: формованно-клееные уступили место литым измененной конфигурации - более прочным и долговечным. В том же 1998 году внедрен бензобак, отличающийся от прежнего геометрией и технологией сварки. С одним из самых досадных проколов - внезапно лопавшимися задними стеклами - разобрались окончательно. Ныне дефект полностью устранен. Машины комплектуют стеклами из Саратова и Бора толщиной 4 мм, откорректированы форма проема под стекло и технология его вклеивания. Об уплотнителях разговор особый. Поначалу почти все «резинки», изготовленные из сантопрена, поставляла югославская фирма ASM. Сегодня от импорта отказались, и эти детали резиновые - поступают из Балакова. Конструкцию и материал уплотнителей для ветрового и заднего стекол меняли три раза. Последняя модификация отличается от предыдущих отсутствием угловых ушек. Несколько раз модернизировали и уплотнители опускных стекол. Верхние (те, что заправлены в рамки дверей) сейчас имеют 4-миллиметровую кромку, выходящую на внешнюю часть рамки. Они чуть грубее старых (возможны небольшие гофры в углах), зато фиксируются в проеме куда надежнее. Новые нижние уплотнители (те, что расположены горизонтально) теперь хорошо перекрывают щель между кузовом и стеклом, не задираются при его подъеме. Своеобразный рекордсмен по части переработок - пластмассовая рамка небольшого стекла-треугольничка. В силу разных причин ее конструкцию меняли пять раз! Последнее усовершенствование связано как раз с переходом на новый уплотнитель заднего стекла. Завод осваивает модернизирован- ный отопитель 2110-01. Его отличие повышенная производительность благодаря исключению частичной рециркуляции воздуха и увеличению входного проема. Изменен алгоритм работы электронного блока системы управления отопителем (САУО). Теперь в автоматическом режиме он в первую очередь регулирует температуру (положение заслонки радиатора), отдавая при этом приоритет самой малой скорости вращения венти-телем ВАЗ-2112. Пока это американский «Фриджет» - по 300-500 штук ежемесячно. С осени 2000 года «десятки» комплектуют рулевым механизмом с переменным шагом рейки. Благодаря этому снижено усилие на руле в крайних положениях на 15-20%, что облегчило парковку. Также разработана конструкция гидроусилителя на базе известного ZF. Он будет стоить примерно 500 долларов. Однако производст-граммы, помимо термостатов из Ставрова, устанавливают и так называемые высокие термостаты (поставщик - ЗАО «Орлэкс» из Орла) двух моделей: 2109-1306010 для карбюраторных двигателей и 21082-1306010 для моторов ВАЗ-2111, 2112 с распределенным впрыском. Адаптирована «бошевская» антиблокировочная система тормозов, согласованная с блоком управления впрыском «Январь-5.1». Но пока уУплотнители стеколОсновные изменения автомобилей «(десятого» семейства.лятора. Кроме того, осваивается выпуск дефлекторов вентиляции увеличенного размера. Их центральный блок отличает горизонтальный рычаг для распределения воздушных потоков. Разрабатывается и вариант ручного управления отопителем. Им будут комплектовать часть машин «десятого» семейства. Такое решение, вопервых, избавит водителя от капризов автоматики, а во-вторых, удешевит автомобиль. На конвейере вовсю «обкатывают» установку кондиционеров на автомобили с 16-клапанным двига-во комплектующих к нему пока не налажено. Участившиеся случаи поломок в коробке передач заставили модернизировать ее в экстренном порядке. Изменена технология изготовления вторичного вала, увеличен диаметр канавки под стопорное кольцо, доработано само кольцо. Автомобили с модифицированными коробками передач успешно прошли ускоренные ресурсные испытания по спецпрограмме. В рамках «антимонопольной» про-АБС те же проблемы, что у гидроусилителя - не хватает средств для освоения производства. А вот подушка безопасности, встроенная в рулевое колесо, уже готова и ждет заказов от зарубежных дилеров. Установка подушки обойдется им в 150 долларов. Ближайшие планы завода - в течение 2001 года обновить интерьер «десяток» и в очередной раз улучшить систему отопления и вентиляции. А на 2002 год запланировано изменение внешности (фейслифтинг) всего «десятого» семейства. 1»|