176
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ЧТО ЛОМАЕТ БАШМАКИ?ТЕКСТ / ИГОРЬ МИХЕЕВ/ЛИКБЕЗПОЧЕМУ УСПОКОИТЕЛЬ НЕ ВСЕГДА СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ ЗАДАЧЕЙСнять крышку газораспределительного механизма на «Ниве» - не то, что на «Жигулях» - помучились... Зато когда сняли, поняли: не зря! Цепь неприглядно болталась, совершенно ненатянутая - где уж тут справиться с нею бедняге-успокоителю! А когда добрались до натяжителя, то и вопросы, казалось, отпали: вот он, виновник! Опорная площадка, сломав точки сварки, оторвалась от башмака (см. фото) - теперь между ним и плунжером оказался «зазор»... 25 мм! Вообще говоря, в разрушении башмака натяжителя цепи у двигателейраспределительному валу неравномерно. Но и этим факторы, усложняющие работу цепи, не исчерпываются. Обратимся к рис. 1. Слева - круговая диаграмма фаз газораспределения двигателя ВАЗ-21213. Открытому положению клапана (впускного и выпускного) соответствует угол поворота коленчатого вала 232°. Точками АиБ отмечены его положения, при которых пружины клапанов сжаты с максимальной силой.] 1-3-4-2 Iб1mn^Jw^ВПУСКЯП"СЖАТИЕ'Рабочий ход^^——^ВЫПУСК^вш\\\\ЧшЪшвввшшв»2 СЖАТИЕ Рабочий ход0ВЫПУСКВПУСК162^^12?. 1 0 ^ ^ J 4 °аТаШНЬ-ааМаЬаЪ».3 ВЫПУСК ВПУСК СЖАТИЕ Рабочий ход.ISggga^^j^p4 Рабочий ход ВЫПУСК i | 1 I ВПУСК | 1 СЖАТИЕ^^•урУц90 180 270 360 450 540 630 720 Угол поворота распределительного вала. град.Рис 1. Диаграмма фаз газораспределения (а) и усилий в пружинах клапанов (б).А справа - диаграмма действующих на пружины усилий для 1,2,3 и 4-го цилиндров. Внизу - суммарная картина. Усилия в цепи, приводящей распредвал, пульсируют. Когда рокер переваливает через вершину кулачка, усилие сжатой пружины уже не тормозит распредвал, а, напротив, помогает его вращению - это похоже на спуск с горки. Такие моменты на диаграмме показаны стрелками. Натянутая цепь не позволяет звездочке 5 распредвала резко ускорить вращение (рис. 26), а затем - резко замедлить (рис. 2в); последние две ситуации реализуются, если цепь не натянута, а успокоитель 6, как обычно в этом случае, сломан. Кстати, в таком состоянии цепь может перескочить через зубья звездочки. Чем это грозит, вряд ли нужно еще раз объяснять. Тут уж заменой натяжителя, башмака и успокоителя ремонт вряд ли ограничится. Но начинаются все беды с плохо работающего натяжителя, о чем неоднократно говорилось и на страницах журнала. Если цепь прослаблена, то четырежды за два оборота коленвала она максимально провисает, а затем - щелчком натягивается, ударяя по башмаку и успокоителю. И если работа капризного «автомата» вызывает сомнения - натягивайте цепь вручную, не полагаясь на этот механизм! (Как - описано в ЗР, 1999, № 7, с. 127.) ИМ«Жигулей» нет ничего нового. Но в последние годы таких случаев, по нашему опыту, стало больше. Многие считают, что причина - низкое качество контактной сварки опорной площадки с башмаком. Но всегда ли виновата только сварка? У цепного привода есть свои (неприятные!) особенности. С одной стороны, цепь, состоящая из звеньев и шарниров между ними, очень гибкая - и в этом даже превосходит зубчатый ремень. С другой - цепная передача (такова уж ее природа), даже будучи в идеальном состоянии, работает с колебаниями, вызванными взаимодействием звеньев с зубьями. Шарниры и звенья изнашиваются, в силу разных причин, неравномерно, поэтому даже хорошо натянутая цепь передает крутящий момент• Угловое ускорение 'звездочки распреде лительного валаРис. 2. Так работает цепной привод: а - при нормальном натяжении; б, в - при отсутствии натяжителя и успокоителя; 1 - ведущая звездочка коленвала: 2 - натяжитель; 3 - башмак натяжителя; 4 - цель; 5 - звездочка распредвала; 6 - успокоитель; 7 - звездочка привода масляного насоса и распределителя зажигания.