174
175
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |А ТЕПЕРЬ - «ГОРБАТЫЙ»!РАСПРЕДВАЛЫ С ИЗМЕНЕННОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ОТКРЫВАЮТ МОТОРУ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕТЕКСТ / ВИКТОР СЛЕСАРЕВСуществуют странные - в глазах «всегда правого» большинства автолюбители. Нет бы купить подержанную «Тойоту» и спокойно на ней «рассекать»! Вместо этого тратят куда большие суммы на тюнинг почему-то полюбившейся «Самары». Да еще смотрят на гордого «иномарочника» свысока - на «японке», мол, и «чайник», не знакомый со словом капот, поедет. Не будем говорить о том, какую роль в конструкции двигателя играетраспредвал. Перейдем сразу к делу особенностям распредвалов, разработанных НПФ «МастерМотор» и выпускаемых сегодня под двигатели различных модификаций переднеприводных ВАЗов. Для любителей тюнинга мотора популярные у спортсменов «горбатые» валы открывают ряд возможностей. Если читатель помнит, впервые о «резвых» распредвалах журнал сообщал еще в 1995 году. Но ив последующие годы фирма на месте не стояла.Переднеприводные ВАЗы сегодня одни из самых распространенных в России - и многие их владельцы заинтересованы в том, чтобы скоростные и динамические показатели автомобиля стали выше при минимуме затрат. «МастерМотор» производит распредвалы именно с таким расчетом, чтобы каждый мог выбрать наиболее полно отвечающий характеристикам «тюнингованного» двигателя. Гамма распредвалов фирмы включает в себя девять модификаций, «перекрывающих» широкий диапазон требований - от са-ПАРАМЕТРЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ СЕРИЙНЫХ И DINAMIC CAMS НПФ «МАСТЕРМОТОР»Параметры распредвалов Подъем выпускного клапана, мм Подъем впускного клапана, мм Опережение открытия до HMT выпускного клапана, град Запаздывание закрытия после HUT впускного клапана, град Частота вращения коленчатого вала, при которой наступает «разрыв кинематики» в приводе выпускного клапана, об/мин 001 Время-сечение впускного клапана, ммград Серийные 210В 8,65 8,8 53,25 80 8084 605 2110 8,95 9,4 48 61,5 7973 678 8,55 9,05 39,5 47,5 8018 Распределительные валы НПФ «МастерМотор» 2108-80 2108-26 2108-49 2108-52 9,45 10,25 57 71 8484 784 2108-54 9,75 10,55 64,5 78,5 8544* 2108-62 210В-М1 2108-М2 2108-1 10,65 11,45 71,5 85,5 8840** 11,6 12,4 72,5 85,5 92101062 11,9 12,7 73,5 86,5 12,2 13,0 74,5 87,58,9 9,5 45 5581169,2 9,9 50,5 62,5 8236 7299380*** 9560*** 1110 115963168184297374*, " Затяжка серийных пружин уменьшена соответственно на 1и 1.5 мм. жесткости **" Ориентировочно, зависит от конкретной комплектации - масс подвижных деталей пружин и их затяжки.• мого «скромного» 2108-80 до тюнинговых и спортивных. Характеристики распредвалов - в таблице. Заметьте: величины подъема впускного и выпускного клапанов существенно увеличились, для спортивных вариантов - чуть ли не в полтора раза. А с учетом изменений в профилировании кулачков еще сильнее выросло «время-сечение» - для впускных клапанов оно стало больше в 1,75-1,9 раза. Этим и определяется, при соответствующих оборотах, рост крутящего момента и мощности двигателя. Теперь познакомимся с особенностями этих изделий. Распредвалы 2108 и 2110 показаны в таблице для сравнения. Кроме них - еще девять. Начнем с «низовых» валов 2108-80, 2108-26 и 2108-49. Распредвал 2108-80 предназначен для моторов рабочим объемом 1,1-1,3 и 1,5 л, причем в последнем он оказывается самым «низовым»: при оборотах 5600 в минуту в лучшем случае не уменьшит мощность по сравнению с серийным. Зато на средних и низких оборотах двигатель станет более «тяговит». Распредвал 2108-26 позволяет добиться повышения крутящего момента двигателя во всем рабочем диапазоне оборотов - и тем самым, без изменений в трансмиссии, не только улучшить разгонные показатели автомобиля, но и сохранить или даже несколько повысить его максимальную скорость.2108-49 в сравнении с предыдущим более «верховой», хотя некоторое повышение момента происходит и на пониженных оборотах. Отметим, что все эти три вала можно установить в серийную головку блока без каких-либо ее доработок. Их достоинство в том, что они существенно улучшают разгонную динамику машины без форсировки двигателя по оборотам. Следующие два распредвала - 210852 и 2108-54 - «верховые». На низких оборотах их крутящий момент в лучшем случае на уровне серийного исполнения. Зато на высоких существенно возрастает при условии, что обороты достигают 6000-7000 в минуту. Следовательно, для реализации новых возможностей двигателя на высших передачах может потребоваться вмешательство в трансмиссию (возможно, главную пару нужно несколько «укоротить»). Этим хорошо владеют специалисты тюнинговых фирм. Сравнение вала 2108-52 с серийным показано на графике. 2108-52 полностью взаимозаменяем с серийным распредвалом и не требует подготовки головки (если это не связано с какими-либо иными соображениями). Прототип этого вала с обозначением 2108-14 применялся фирмой «Лада Инжиниринг» при подготовке форсированных двигателей. Распредвал 2108-54 оставляет автовладельцу лишь одну вольность:Сравнение характеристик одного и того же двигателя 21083 с серийным распредвалом 2108 и «верховым» - 2108-52 (по заявлению производителя).кгс-м3000 4000 5000 6000 Частота вращения коленвала двигателя, об/минможно сохранить серийные толкатели и пружины. Но, значительно увеличив подъем клапанов, одновременно уменьшили базовый диаметр кулачков с 38 до 36 мм, поэтому применение этого вала требует доработки головки блока. Обычно опускают седла клапанов на 1 мм (для данного варианта). При этом несколько меньше предварительное усилие пружин, само же занижение седел, как показал опыт, увеличивает наполнение цилиндра на высоких оборотах «верхи» лучше. Итак, мы познакомились с пятью распредвалами, где подъем впускных клапанов от 9,05 до 10,55 мм. Они позволяют улучшить тяговые характеристики серийных двигателей и при разной их форсировке по оборотам, и при возможности увеличения рабочего объема до 1,7 л. Следующие четыре распредвала спортивные. 2108-62 - работающий до 9000 об/мин с серийными толкателями, регулировочными шайбами и пружинами. Номинально при подготовке головки требуется только занизить седла клапанов. Этот вал часто используют и любители тюнинга. Далее 2108-М1, М2 и МЗ - спортивные распредвалы для кросса, ралли, ипподрома или кольцевых гонок. Требуют применения специальных пружин клапанов и цельных толкателей без шайб. В этом ряду (в порядке перечисления) крутящий момент «наверху» наращивается, а «внизу» снижается. Как было сказано выше, «МастерМотор» производит распредвалы для самых различных целей, и, судя по всему, автолюбители легко ориентируются в гамме этих изделий. Например, до появления распредвала 210852 самыми ходовыми были 2108-26 и 2108-49. А ныне - 49-й и 52-й... Кто-то может спросить: как изменятся с «резвым» распредвалом расход топлива и ресурс двигателя? В ответ напомним, где бывает бесплатный сыр! Только очень наивный может надеяться на меньший расход при скорости, выросшей на 20-30 км/ч. Или на увеличение ресурса мотора, да и машины в целом. Эти распредвалы - для тех, кто во главу угла ставит именно мощI/» ность машины, ее скоростные и динаТ'А мические показатели. 1*1