I КОМПАНИИ И РЫНКИ |ка, скорее, отрицательный). Правда, совсем недавно информационные агентства распространили сенсационное сообщение: «ЛУКойл» и «Шеврон» подписали протокол о намерениях с целью создать СП по производству присадок к смазочным маслам на Волгоградском НПЗ. Две компании - американская и российская - имели возможность установить контакты во время совместного участия в разработке месторождений нефти в районе Каспийского моря, а вот теперь совместное предприятие. До сих пор в России присадки для производства качественных смазочных масел не делали («ЛУКойл» и ТНК закупают их за границей), значит, «Шеврон-Тексако» видит в российском рынке моторных масел перспективу. В будущем СП, естественно, станут делать присадки по зарубежной технологии и на импортном оборудовании, но из российского сырья и руками наших рабочих. Не очень, правда, понятно в связи с этим, как дальше будут развиваться события на внутреннем рынке, в частности, в отношениях ТНК и «ЛУКойла» - основных конкурентов в нише высококачесгвен-т 0 тшг£.^Ш?fr^mf(it*, шшЫъ *# М \Ш^тШшS£kV4ш••**н^'^9ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯикто не любит налоги, кроме разве что самих налоговых служб. Но с необходимостью делиться заработанным легко примириться, если вы уверены - это во благо. Налоговое законодательство - один из самых действенных рычагов экономики. Управляя этим рычагом, можно добиться развития предприятий, процветания граждан, укрепления могущества страны. А можно и просто перевернуть все вверх тормашками. Сейчас готовится к принятию третья часть Налогового кодекса, и в Думе ждет своего часа глава «О налоге на доход организаций». На рассмотрение представлены два проекта этого документа: один правительственный, подготовленный Министерством финансов, другой - депутатами Г. Куликом, В. Дубовым и В. Гартунгом. Минфиновский проект носит чисто фискальный характер: такое впечатление, что цель его создателей - содрать как можно больше денег с налогоплательщиков, а дальше хоть трава не расти. Например, объект налогообложения в этом документе ™01и - не прибыль, то есть разница 2 между полученными дохода_ _ ми и расходами, а сам доход./НАЛОГИНДЕЛЕЖ ИЛИ ГРАБЕЖ?ПРОЕКТ ЗАКОНА «О НАЛОГЕ НА ДОХОД ОРГАНИЗАЦИЙ» РАЗОРИТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙБолее того, понятие «доход» создатели проекта определяют по-своему: как прирост имущества предприятия и экономическую выгоду, включая полученные права и преимущества. Понятно? Выходит, например, что право на получение чего-то - уже доход. Скажем, заключило предприятие договор о покупке оборудования - плати налог, независимо от того, состоится поставка или нет. А как определить, какую выгоду получило предприятие, если речь идет не о конкретном приобретении, имеющем определенную цену, а о другом праве или преимуществе? Кто будет считать в этом случае размер налога и как? Разработчиков проекта это беспокоит мало. Гораздо больше их волнует, что какието «барыши» предприятий останутся необложенными. И они разъясняют, что «прочими доходами налогоплательщика признаются, в частности,.. другие доходы». Вот это решение! Скажет «начальник», доход значит доход - выкладывай деньги. В результате таких «точных» определений налог взять можно дважды. Например, один раз - за полученную частичную предоплату, а второй - за нее же, но уже в составе выручки от реализации. Или еще лучше: если кто-то безвозмездно передает кому-то имущество, то налог с его стоимости должны платить оба. Передающий платит его... с убытка! Впрочем, налогом облагается не весь доход а то, что от него останется, если вычесть затраты предприятия (они так и называются - налоговые вычеты). Но погодите вздыхать с облегчением: тут важно, какие именно расходы Минфин готов вывести из-под налогообложения. И выясняется, что если доходом, которым надо «делиться с государством», может быть все, что скажет само государство, то с вычетами - никакой самодеятельности! Их перечень строго определен и дополнениям не подлежит. Где же логика? Так государство найдет какой-нибудь «прочий» доход и, взимая с него налог, даже не станет учитывать расходы на получение этого дохода! Это уже не дележ, а настоящий грабеж. Итак, к вычету из налогооблагаемой базы принимаются необходимые, обоснованные, документально подтвержденные расходы, предусмотренные нормативными актами, без которых невозможно производство и реализация. То есть исключительно прямые затраты на производство. А всякие там маркетинга, представительские расходы, потери от простоев по внешним причинам, затраты на содержание законсервированных мощностей, убытки из-за чрезвычайных ситуаций - ваши проблемы, дорогие товарищи! Так же, как (держитесь!) вложения... в развитие производства. И вот это уже более чем серьезно. На правах рекламысв>часы!ных моторных масел. Ведь ТНК совместно с тем же «Тексако» организовала СП, которое с прошлого года разливает масла на Рязанском НПЗ. При этом руководители проекта подчеркивали, что намерены держать цены на 10% ниже, чем у аналогичных моторных масел «ЛУКойла», которому принадлежит около 40% рынка. Выходит, теперь конкурентную борьбу продолжат. .. две ветви одного концерна? Но это - из области казусов. Пока же можно сказать одно: остаться в стороне от процессов, идущих в мировой нефтяной промышленности, нам не грозит. 1»1Двигатель работает какШвейцарскиеИностранные компании заинтересованы в новых рынках, мы же не сможем выйти на новый качественный (и количественный) уровень производства без зарубежных инвестиций и технологий (тут мы безнадежно отстали). Так что впереди нас ждут, скорее всего, новые объединения, новые слияния, новые сенсации...Сейчас предприятия заинтересованы в том, чтобы тратить средства на собственное развитие - до 50% прибыли можно направлять на капвложения, и эти деньги не облагаются налогом. Такая льгота - не роскошь, просто оборудование наших предприятий изношено настолько, что, если не дать возможности его обновить, промышленность через пару лет остановится. И остановится, если будет принят минфиновский проект. Ведь инвестиции в производство он не относит к налоговым вычетам и льготу по капитальным вложениям отменяет. Впрочем, промышленность и так остановится. Потому, например, что очень мало кто будет в состоянии раскошеливаться на рекламу, которая, как известно, двигатель торговли. Если сейчас часть расходов на продвижение товара относится на себестоимость, то есть налогами не облагается, то в проекте Минфина все иначе. Чтобы государство рекламные затраты не обложило, продвигать на рынок следует только «производимые и реализуемые товары (работы, услуги)». То есть продавцу (и покупателю?) реклама встанет в копеечку. Невыгодно пропагандировать и фирмы или, например, торговые марки. Это удар по продажам, а значит, и производству. Недостатки минфиновского проекта можно перечислять еще долго. И вряд ли неподготовленный человек в них легко разберется. Но это не значит, что новый закон его не коснется - каждый из нас где-нибудь работает, а принятие этого документа приведет к банкротству огромное количество предприятий. В том числе пострадают и средства массовой информации (они потеряют поступления от рекламы и вынуждены будут поднять цены). Но не все так безнадежно. Законопроект, предложенный депутатами, продуман несравнимо лучше. По крайней мере, он направлен на то, чтобы стимулировать производство, деловую активность и инвестиционную привлекательность нашей экономики. И мы на стороне тех, кто считает: депутатский, а не минфиновский проект должен быть принят за основу в работе над будущим документом. Ведь мы хотим, чтобы рычаг налогового законодательства повернул страну и всех нас к благополучию и преуспеванию. 1»1Технология И.К.С. уже 7 лет в России. Несколько сотен тысяч автовладельцев на территории бывшего СССР, пройдя через сомнения и боязнь ошибок, применили на своих автомобилях наши методики и специальные препаратывосстановители Лубрифилм-металл. (смотри «За рулем» № 4 за 1994 г., №№3,5,8,9 за 1996 г., №№ 3,9 за 1997 г., №№3,5,9 за 1998 г.) (Напомним вкратце - технология И.К.С. - это метод последовательных действий, позволяющих, при применении адаптированных для нее препаратов, восстановить двигатель до номинальных параметров (компрессия, угар масла, расход топлива) и поддерживать это состояние на протяжении более чем 160 тыс.км пробега!) А что же на самом деле показала практика? Об этом сегодня разговор. • Во-первых, многие наши скептики сегодня посрамлены. Двигатели работают по 200-300 тыс.км и более! • Никаких негативных влияний на двигатель, отразившихся на его работоспособности, не обнаружено. • Себестоимость затрат на технологию И.К.С. с лихвой покрывается безремонтными пробегами и экономией топлива и масла. Вот несколько характерных примеров: ВАЗ 2109 (Мурманск) 1990 г. выпуска пробег угар масла компрессияi anDenb1994r I апрелЫ994г. 70.000 км 150 г/1000 км 10/10,5/10,5/10июль 1999 г. 410.000 км 100 г/1000 км 11/11,5/11/11(Двигатель 2 раза обрабатывался по технологии И.К.С.на 70 тыс.км и 230 тыс.км) Новый автомобиль обкатывался с помощью ВАЗ 2108 Лубрифилм-Run-ln и последующей обработ(Москва) 1998 г выпуска кой Slider 2000 PTFE начальный пробег - 0 км (лето 1998 г.) контрольный замер - 250 тыс.км (осень 2001 г.) Состояние: компрессия - в соответствии с нормой по техпаспорту (11-12 бар); угар масла - практически отсутствует. Арендное предприятие таксомоторного транспорта № 2, С.-Петербург:туристский автобус MAN (2-этажный)дизель 9 л, пробег = 998.257 км угар масла 4,0 л/1000 км. Имеет место сильный дым из выхл.трубы. пробег = 1.101.757 км, угар масла 0,5 л/1000 км (в 7 раз!)Резкое увеличение мощности двигателя и снижение расхода топлива, полное исчезновение дыма из выхлопной трубы. Мы продолжим отчеты в следующих публикациях. Ваши пожелания и результаты применения «Технологий ИКС» присылайте по адресу: 199179, С.-Петербург, ВО., 12-я линия, 33, офис 1 тел.: (812) 323 68 05, 327 60 86, 327 75 14. e-mail:
[email protected] Internet: www.finics.ru Наши дилеры: Москва: (095) 135 61 89, 937 66 37 Кропоткин: (86138) 50105, Екатеринбург: (3432) 75 04 73, Владивосток: (4232) 31 63 94, Ижевск: (3412) 26 11 76