/С КОМФОРТОМприводных машин у российских конструкторов (не только на АЗЛК) практически не было. Автомобиль пытались учить ездить сначала самостоятельно, потом вместе со специалистами английской фирмы FFD. Пробовали разные межосевые и межколесные дифференциалы, даже вискомуфты. Однако для серийного (пусть ис приставкой «мелко») производства нужны были узлы, которые могла освоить отечественная промышленность и оплатить потребитель. Приемлемым компромиссом оказались механические дифференциалы повышенного трения типа «Квайф». Долгими испытаниями и доводкой коэффициенты блокировки привели в соответствие с характеристиками подвесок, естественно, для автомобиля со стандартной базой. Но и такой машине не суждено было стать товарной продукцией. А через несколько лет конструкцию механически перенесли на «князя». Итак, заглянем под «Москвич-2144» (индекс нынешних длиннобазных полноприводников). В трансмиссии (см. схему) три дифференциала. Принцип действия межколесных и межосевого одинаков. В зацепление с шестернями приводных валов входят сателлиты. Изюминка - в винтовых зубьях. Когда одно из ведущих колес проскальзывает относительно другого, шестерня вращает сателлиты ив винтовом зацеплении возникают осевая и радиальные силы. Под их действием сателлиты торцами и вершинами зубьев трутся о корпус дифференциала, заставляя его проворачиваться и «тащить» второе колесо (подробнее см. ЗР, 1998, № 4). В коробке передач, взяв за основу конструкцию 2141, уместили межосевой дифференциал, а заднюю крышку переделали под вход карданного вала. Кстати, следствием максимальной унификации коробок стала интерес•'M0CKBK4-2144R7 КАЛИТАО БЩИЕДАННЫЕ : снаряженная масса - 1360 кг, полная масса-1760 кг, максимальная скорость 185 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 1 1 с; расход топлива в городском цикле - 12,0 л/100 км; топливо - АИ-92. Д ВИГАТЕЛЬ : "PeH0-F4R" бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, с непосредственным впрыском топлива; рабочий объем 2,0 л; мощность - 1 08 кВт/145 л. с. при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент - 185 нм при 4500 об/МИН. Р АЗМЕРШИН : 185/70R14.ная особенность «князей» и «Калиты» (опять название без множественного числа!) 4x4. Пятясь, они превращаются в обыкновенные переднеприводные автомобили. Об этом следует помнить, пытаясь выехать враскачку, например, из снега. Приводы колес, передние ступицы и тормоза - стандартные. От коробки передач идет двухзвенный карданный вал с промежуточной опорой, похожей на «жигулевскую». Корпус заднего редуктора - алюминиевый, с трубой-удлинителем. Для уменьшения вибронагруженности балку, жестко связанную с корпусом, и кронштейн удлинителя крепят к кузову через резиновые подушки. Редуктор по конструкции аналогичен тому, что известен еще по «Москвичу-2140». Приводы задних колес по большинству деталей унифицированы с передними, ступицы - оригинальные. На части машин сзади вместо «41-х» барабанных тормозов ставят импортные дисковые. Необычна для отечественных автомобилей задняя подвеска. Она независимая, на косых рычагах. В отличие от большинства полноприводных иномарок, у «Москвича» нет подрамника. Рычаги связаны с опорной балкой, прикрепленной к кузову через сайлент-блоки. Амортизаторные стойки по конструкции аналогичны передним. Бензобак - оригинальный, стоит за правым задним колесом. С точки зрения безопасности решение явно неудачное. Проработан другой вариант, как на полноприводных БМВ, - П-образный, прикрепленный снизу к днищу в районе задних сидений; его основные емкости располагаются слева и справа от карданного вала. Но для изготовления пластмассовых баков столь хитрой формы нужно специальное оборудование. В целом конструкция даже по сегодняшним меркам достаточно современная. При серийном производстве полноприводный «Москвич»-хэтчбек был бы доступен тем, кто не скупится на тюнинговые модификации отечественных машин. Ему бы еще недорогой, но достаточно мощный двигатель да сборку на совесть. Такой автомобиль наверняка заинтересовал бы покупателей - в отличие от машин с длинной базой, баснословно дорогих «князей». 1»1ПРИНЯТО НА ВООРУЖЕНИЕВ недалеком прошлом школьники на занятиях по военной подготовке собирали автомат примерно за минуту. Специалистам московского «Центра автоматических трансмиссий» на сборку и установку немецкого «оружия» требуется несколько дней. Штатную «нивовскую» коробку передач укладывают в багажник, а на ее место вешают автоматическую фирмы ZF («Цанрадфабрик»). Гидротрансформатор дорабатывают: «родной» рассчитан на более высокие параметры мощности и крутящего момента. «Автомат» крепят на штатных опорах и через оригинальный картер стыкуют с двигателем. Вместо «нивовской» раздаточной коробки монтируют одноступенчатую с межосевым дифференциалом повышенного трения «Торсен», аналогичным тому, что работает на полноприводных «ауди». Крутящий момент с коробки передач на «раздатку» передает цепь «Морзе Чейн» (филиал компании «Борг Уорнер»). Задний кардан не изменился, передний похудел и стал короче. В салоне исчезли ненужные рычаги: вместо них селектор с индикаторами режимов езды, а на месте педалей сцепления и тормоза стоит одна - тормозная. За «автоматизацию» трансмиссии владельцу «Нивы» или ВАЗ-2120 «Надежды» придется выложить 3000 долларов. Умельцы готовы приспособить «автомат» и к заднеприводным отечественным моделям. Причем дешевле на 1000 долларов. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ АКП ZF 4HPZZПередаточные числа: I - 2,73; II - 1.56: III -1,00: IV - 0.73: з к. - 2.08. Максимальный передаваемый крутящий момент - 380 Н м; максимальный коэффициент трансформации 2.68: передаточное число раздаточной коробки - 1 . На правах рекламыПришла весна! Пора на рынок!Застучала «шаровая», забуксовало сцепление, износились тормозные колодки. Впереди малоприятная процедура покупки запчастей. Надо загодя разузнать у продавцов, что есть в ассортименте и какие детали зарекомендовали себя на деле. Дабы облегчить Вам поиск качественных запчастей, сотрудники исследовательской компании провели спецакцию «Дознание» — они собрали исчерпывающую информацию о крупных отечественных производителях запчастей. Первую карту вытянуло ПО «НАЧАЛО». Читайте комментарии рядовых автовладельцев, продавцов, мастеров автосервисов, работников магазина и оптовых компаний... На заметку покупателю, или кто есть кто Производственное объединение «НАЧАЛО», расположенное в г. Набережные Челны, — крупнейшее российское предприятие, занимающееся более 10 лет выпуском запчастей к легковым автомобилям. Коллектив предприятия насчитывает свыше 1000 человек, в том числе 130 ИТР. В основном это бывшие автомобилестроители, ранее работавшие на заводах КамАЗа. Чтобы понять масштабность ПО «НАЧАЛО», рассмотрим обороты компании. Мощности предприятия позволяют производить в месяц: задних тормозных колодок в ассортименте — 800.000, дисков сцепления — 120.000, капотов — 15.000, лицевых панелей кузова в ассортименте — 150.000, шаровых опор — 100.000. Объемы производства сравнимы с ВАЗом, а по некоторым позициям в ассортименте объединение занимает нишу монополиста на рынке. По оценкам экономистов, «НАЧАЛО» — самое перспективное и динамично развивающееся предприятие России в области производства запчастей. В НАРОД! Итак, пройдемся вдоль рыночных прилавков, поговорим с продавцами и покупателями. Сначала поспешим в столичную Мекку автозапчастей — Южный порт. Всякий страждущий до запчастей найдет здесь все, что душе угодно. Нашли необходимое и мы — вот они, пестрые коробочки шаровых опор на лотках с логотипом «НАЧАЛО», в «железных» развалах наравне с «вазовскими» кузовными деталями лежат и «началовские» — их приметишь по характерному матовому цвету грунтовки и желтым фирменным наклейкам, вот и тормозные колодки, защиты картера, балки... Признаться, не ожидали такойВот так выбор! Не то что раньше!распространенности на рынке «началовской» продукции. Умозрительные выводы: значит, есть спрос, покупают ее автолюбители. Иначе не предлагали бы ее торговцы в таком количестве. — Ну что, берут у вас «началовскую» продукцию? — вопрос к продавцу дисков сцеплений. — Конечно, берут, ведь когда ставится вопрос, что выбрать среди «камазовских» («началовских»), тольяттинских или импортных, то большинство предпочитают первое. Цена-то заметно ниже, а качество уж точно не хуже, если не лучше. Ассортимент у них хороший — для всех «ВАЗов», «Москвич 2141» и «Ока», и внешне хорошо смотрится —диск чистый, как импортный. Кстати, за «началовской» продукцией уже давно закрепилось другое название — «камазовская». Подходят и так и спрашивают: «КамАЗ есть?» Есть, и еще в каком количестве! Инспекция двенадцати «портовых» точек, где торгуют «железом» для автомобилей, дала следующие результаты: на всех, кроме одной, представлены «началовские» кузовные части. На стеллажах они соседствуют обычно с «родными» «вазовскими». По цене? На сотню-другую дешевле конкурента. Так стоит ли овчинка выделки? — Честно скажу, что я многим клиентам советую брать «камазовское» «железо», — разоткровенничался продавец, представившийся Сергеем. — Но трудно развенчать стереотип, что все самое лучшее, родное — из Тольятти. Конечно,конвейерные запчасти всегда и везде ценятся, но тем не менее автоцентры вовсю работают с «неоригинальными» производителями. По качеству их запчасти ни чем не отличаются от родных, а цена... заметно ниже. Вот, сравните, — берет передние крылья «девятки» ВАЗа и «НАЧАЛО»,кладет их рядом, — смотрите: это игра «Найди отличия». Не найдете! А цена? Его напарник Дмитрий был более конкретен в высказываниях, отметил, что «камазовская» кузовщина хоть и ценилась всегда, но раньше, года два назад, попадалась с ляпами. Например, жаловались, что «зубильное» крыло ставится с большей щелью, чем «вазовское», а арматура капотов, случалось, местами отклеивалась. Но сейчас, говорит, эти «болезни» вылечены, и если ценовая политика предприятия не изменится, то монополии ВАЗа скоро придет конец. Дабы не выглядели эти мнения однобокими, взглянем на проблему с другой стороны прилавка, со стороны покупателя. Вот спешит домой с покупкой мужчина средних лет. — Представьтесь, пожалуйста! Михаил Дорошин, 34 года, стаж 5 лет: — Вот прикупил капот на «шестерку». Да, это «камазовский», не первый раз их продукцию беру. Была у меня первая машина — «восьмерка». Долго на ней ездил. Решил перед продажей передние крылья поменять. Но в магазине правое было фирмовое «вазовское», а левое, как мне сказали тогда, с КамАЗа. Пришлось ставить разные. Скажу, разницы не нашел. Лишь только по цене. Вот и этот «шестерочный» капот на полторы сотни дешевле тольяттинского. А вот мнение новичка. Максим Артемьев, 29 лет, стаж около года: — Сцепление на «Москвиче» «замучил» быстро, пока учился, да и жене давал не раз попробовать ездить. Пришла пора менять. При покупке руководствовался принципом: что больше приглянется. «Началовский» диск сцепления чистенький — приятно в руки взять, да и все заклепки и пружинки не болтаются. Цена меньше «родного»... Как будет ходить? Покажет время. Во всяком случае, продавцы мне его рекомендовали. В руках одного прохожего мы приметили коробочки шаровых опор с логотипом «НАЧАЛО». Дмитрий Фесуненко, проездивший, по его словам, на «Жигулях» не один десяток лет, так комментировал свой выбор: — Всякие шаровые ставил. И усиленные, и с какими-то керамическими покрытиями, св>мы стороной такую сферу рынка авто«НАЧАЛО»: ДОПРОС С ПРИСТРАСТИЕМ обошликак оптовую. Через склады оптовизапчастей, Наш экскурс был бы не полным, если быи импортные... Результат один — все они ходят по нашим дорогам 30-40 тысяч. Поэтому на кой мне все эти изыски, когда классическая шаровая столько же «тянет». «Камазовские» запчасти, знаю, сделаны по стандартным заводским технологиям, осечек пока, тьфу, тьфу, тьфу, не было. Да и цена доступная, но это уже как в той рекламе... Для меня стоимость не самый главный фактор, главное — надежность. После центрального авторынка столицы мы сделали выборку различных магазинов и магазинчиков, торгующих автозапчастями. Результат оказался для нас неожиданным — все мало-мальские фирмы, у которых на прилавках представлен ассортимент запчастей, а не аксессуары и «тюнинг», предлагали своим покупателям наряду с «фирмой» и запчасти «НАЧАЛО». Один из ходовых товаров — защита картера «десятки», устанавливаемая взамен штатного, который «в народе» называют не иначе как «пыльник». Кстати, «НАЧАЛО» — единственное предприятие, освоившее на данный момент его выпуск, как, впрочем, и панель передка в сборе для «копейки». По результатам мониторинга оказалось, что чаще всего востребованы автовладельцами «началовские» диски сцепления, кузовные части, особенно передние панели на классику и «девятки». Стало нам известно, что эти запчасти даже иногда выдают за «вазовские», дабы получить максимальную прибыль, — продают их по завышенным ценам. Экскурс по магазинам утвердил нас в том, что «НАЧАЛО» реально охватывает весь отечественный рынок, его продукция представлена практически во всех рыночных нишах, а значит, их запчасти востребованы потребителем, им доверяют. И вот тому подтверждение. От небольших магазинов наша инспекция продолжилась по крупнейшим автомаркетам, таким как «КЭМП» — фирме, имеющей широкую сеть магазинов. В них представлен максимальный ассортимент автозапчастей, которые чаще всего покупают автовладельцы, здесь реальная конкуренция — товары разделены по витринам, потребителю предоставляется возможность выбора между множеством производителей. Практиков идет самый большой поток деталей, именно они в состоянии отследить тенденции развития покупательского спроса и комментировать качественный уровень того или иного поставщика. Менеджер по маркетингу крупнейше столичной оптовой компании «Космо Авто» Михаил Зохин: — Мы давно и успешно работаем с производственным объединением «НАЧАЛО». Через нас идет большая оптовая часть всей их продукции, предназначенной для центрального региона. Признаюсь, поначалу, года три назад, были нарекания на некоторые его узлы. Особенно на те, которые только начинались осваиваться на заводе. Но приятно, что заводчане исправно следили и следят за качеством своей продукции, ищут источник возникновения даже самого мелкого брака. Может, именно поэтому сейчас ПО «НАЧАЛО» занимает исключительно выгодную рыночную нишу: богатый и постоянно пополняющийся ассортимент запчастей при доступных ценах и отменном качестве. Во всяком случае, ни в чем не уступающем «вазовскому». Количество брака на «началовскую» продукцию за последний год снизилось до 1,5% — так работают только зарубежные именитые чески на каждой витрине мы обнаружили «на- компании. С «НАЧАЛОМ» приятно работать. Вас интересуют выводы? Собственно, акчаловскую» продукцию. Обращает на себя внимание цена — она заметно ниже, чем у изделий центы расставлены. Нет, не зря мы начали иниз Тольятти. Так, например, в магазине спекцию производителей с ПО «НАЧАЛО» — оно реально ушло в отрыв от других компаний. И сам «КЭМП» на Симферопольском ш., 13 км цена на капоты отличалась аж на 200-250 руб., факт, что его продукция вовсю конкурирует на тормозные колодки за комплект — на 40- с фирменной «вазовской», только доказывает 60 руб., диски сцепления — в среднем высокий покупательский рейтинг запчастей на 70-100 руб. Продавцы прокомментировали «НАЧАЛО». Иначе быть и не может. Кстати, как ситуацию: запчасти «НАЧАЛО» имеют у нас ганам сообщили в маркетинговой службе завода, рантированный сбыт, за последний год продана подходе «девяточные» двери в сборе и другая жи увеличились на 30%. Если речь идет о дис«железная» мелочевка. Стоит отметить отдельно ках сцепления, тормозных колодках и шаровых политику компании в направлении качества. опорах, то автолюбители доверяют "началов«НАЧАЛО» использует в производстве систему ской" продукции наравне с "вазовской". А вот с обеспечения качества ISO 9001 — на всех стади«железом» — 50/50. Засело, понимаете, в мозях жизненного цикла изделия происходит отслегах, что оригинальные запчасти, пусть за больживание качества, вплоть до упаковки, трансшие деньги, всегда лучше. Мы всем объясняпортировки и конечных отзывов на местах. ем, что «НАЧАЛО» все производит по оригиНадеемся, что эта акция поможет Вам сденальным технологиям, по «вазовским» штамлать правильную покупку. Во всяком случае, пам и стандартам. Если вас интересует наше «НАЧАЛО» такому выбору есть. мнение, то «началовские» кузовные элементы ни в чем не отличаются от конвейерных... Степан Александров От продавцов и покупателей спешим к тем, кто непосредственно имеет дело с запчастями, — работникам автосервисов. Через них проходят сотни деталей, они рекомендуют своим клиентам определенных производителей, качество их сервиса напрямую связано с качеством запчастей. Андрей Сафонов, 28 лет, работает автослесарем на автосервисе «ХимкиВАЗ», стаж 6 лет: — Давно знаком с «камазовским» «железом». В нашем кругу не принято называть эти запчасти «началовскими». Как повелось вначале, так и идет — КамАЗ есть КамАЗ! Если бы выставлять оценку, то они тянут на твердую «пятерку». Садятся, как родные, а ценато ниже! А по колодкам?... Нареканий никогда не было — они оцинкованные, тогда как у Тольятти лаченые. «Началовский» каркас переживет сам автомобиль — очень надежный узел. По некоторым позициям (защита картера 2110, панель передка в сборе для 2101 — прим. редакции) «НАЧАЛО» вообще вне конкуренции — оно монополист. Отмечу, качественный монополист. Двери есть!Дело за колесами!