АКТУАЛЬНОКОНЕЦ «ЗОНЫ»ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО/СИТУАЦИЯВ АНКЛАВЕ ПОВОЛНОВАЛИСЬВсамой западной российской области - Калининградской бушевали нешуточные страсти. На улицах, заводах - транспаранты, громкоговорители, пламенные речи, суть которых Россия нас снова «кинула». В канун нового года Председатель ГТК РФ Михаил Ванин сделал жителям Калининградской области «подарок» подписал распоряжение, согласно которому с 1.01.01 все товары, произведенные здесь, при вывозе на территорию России вновь будут облагаться НДС и акцизами. До нового года из области совершенно беспошлинно можно было вывозить все, что здесь произведено, если величина добавленной стоимости составляла не менее 30%, а для электроники и сложной бытовой техники -15%. Именно поэтому (как и повсюду в подобных зонах мира) тут было крайне выгодно создавать сборочные производства. Достаточно предусмотреть минимум сборочных операций, возместить низкую стоимость труда - и клепай на автомобиль (телевизор и т. д.) табличку «Сделано в России». Введение НДС и акцизов ставит жирный крест на всех местных проектах, в том числе и автосборочных. Не секрет, что основная причина сотрудничества зарубежных производителей и «Автотора» - это существенное снижение стоимости автомобиля при местной сборке. С введением новых правил у немцев и корейцев не будет никакого интереса в калининградском предприятии: на таможне за автомобиль все равно придется платить, так не проще ли фазу завезти готовые машины? «Мы все еще работаем, - сказал коммерческий директор «Автотора», - но если ситуация не изменится, производство машин здесь вообще лишено смысла». Между тем в ГТК РФ нам объяснили, что в случае с Калининградом возникла «правовая коллизия» - вторая часть нового Налогового кодекса вступила в противоречие с Законом об особой экономической зоне «Янтарь». Эта самая вторая часть автоматически отменила порядок, который действовал до 1 января 2001 года. - Мы просто приводим наши документы в соответствии с Кодексом, - объясняет действия таможенников Михаил Ванин. - В нем ничего не сказано о том, что какой-то регион освобожден от уплаты налогов на добавочную стоимость и акцизных сборов. Так что действуем мы исключительно в рамках закона. По-человечески Михаил Валентинович согласен с тем, что с регионом поступили «не по-человечески», но как руководитель государственного ведомства обязан стоять на страже закона. - Я не могу вносить изменения или поправки в Налоговый кодекс, это прерогатива законодателей, - говорит М. Ванин. - Мы же, чтобы ситуацию не драматизировать, успокоить жителей, а также дать возможность депутатам спокойно подумать, предоставили области отсрочку по уплате налоговых платежей на шесть месяцев - это максимум, что разрешает нам Налоговый кодекс. Приостановить распоряжение ГТК изо всех сил пытаются и новый губернатор Владимир Егоров, и местная администрация. Кое-чего они добились - распоряжение таможенников вступит в действие не 1 января, а 1 марта. Разумеется, 2 марта «Авготор» и другие калининградские предприятия не остановятся. Но с этого дня, если не примут разумные решения, их «поставят на счетчик» и ежедневно сумма задолженности по налогам будет возрастать, пока не выяснится, что заводы - уже банкроты. Страна давным-давно расписалась в своем бессилии помочь оторванному от остальной территории анклаву. Чтобы дать возможность как-то выживать почти миллиону жителей, развиваться экономике в интересах всей России, и была создана СЭЗ «Янтарь». Как жить теперь, когда работающие предприятия (а их и так немного) под угрозой закрытия? Правда, на «Автоторе» оптимизма пока не теряют - калининградцы почему-то надеются, что таможенные льготы им вернут. Хотелось бы верить и нам, но «счетчик» уже запущен... МЕЖДУ ПРОЧИМ... Компания БМВ официально заявила о своих планах построить новый завод по сборке автомобилей в Эстонии. Скорее всего, он разместится в районе порта Мууга, расположенного под Таллином, и обойдется баварскому концерну в1 млрд. немецких марок ($475,7 млн.). Будущая строительная площадка завода выбрана не случайно: она находится в зоне свободной торговли, где, согласно недавно принятому закону, прибыль, инвестированная в производство, не облагается корпоративным налогом. Предполагается, что на эстонском заводе будут трудиться 2,5 тыс. человек. P. S. Когда номер был подписан к печати, стало известно о встрече губернатора Калининградской области с Президентом страны. Комментарий гласил: «Проблема будет решена». Так что, видимо, в течение шести месяцев Государственная дума внесет-таки изменения в Налоговый кодекс. 1»1 ШПИС ХЕККЕРАВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАСКИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВКонсультации по вопросам выбора оборудования и технологии окрасы в наших демонстрационных залах:Москва, 127238, Локомотивный проезд, 21-А, офис 601 , "Интерколор" тел.: (095)482-0596, 482-0398, 482-0877, 742-7980; факс: (095) 482-0836 www.spieshecker.rue-mail:
[email protected]Ростов-на-Дону, ул.Б.Садовая, д.8; тел.: (8632) 66-7390, "Интерколор-Дон"e-mail:
[email protected]Санкт- Петербург, ул. Балтийская, д.2; т/ф: (812) 252-4206, 252-7806, "Интерколор-Нева" e-mail:
[email protected]