112
МЫ И АВТОМОБИЛЬ/ВОРУЮТДОРОГА-КОРМИЛИЦАСТОИТ ЛИ ПОВЫШАТЬ НАЛОГ НА АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ, ЧТОБЫ ЗАКАПЫВАТЬ ЕГО В ЗЕМЛЮ?ТЕКСТ / АНДРЕЙ КУЗНЕЦОВ, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОВыражение «кормиться с дороги» (на дороге, у дороги и т. д.) существует во многих языках. Только по-английски, французски и китайски это подразумевает - построить возле дороги бензозаправку (кафе, мотель, магазин) и зарабатывать деньги на проезжающих по ней. В русском языке эти слова имеют куда более глубокий смысл. Уже не говоря о том, что деньги у нас умеют зарабатывать, ничего вдоль магистрали не построив, а при особом мастерстве можно даже обойтись и без самой дороги.СИБИРСКИЙ РАЗМАХ Вот, например, в прошлом году кому-то в голову пришла мысль построить новую дорогу от Новосибирска до Томска через Колыванъ. Москва решила, что предложение стоящее, и дала на эту дорогу денег. Ни много ни мало 208 млн. руб. Как водится, их истратили досрочно, а вот ездить по этой новой дороге... Впрочем, по порядку. Проектировали ее с размахом: одна толщина покрытия чего стоит - 70 см! Так что ожидалось, раз дорога такая толстая и прочная, то прослужит она, как минимум, лет сто. В начале осени провели испытания на участке трассы, построенном ОАО «Сибирская дорога», и ужаснулись - новое сооружение и года не простоит! Оказалось, что... дорожники пожалели стройматериалов. А где не пожалели - почему-то забыли уплотнить. Такая дорога просто впитает воду и пойдет трещинами. К тому же «Сибирская дорога» еще ив график работ не уложилась. Но даже все это выглядит результатом стахановского труда по сравнению с «достижениями» ОАО «Сибаэродромдорстрой» («СибАРДС») - он должен был построить семнадцатикилометровый участок этой трассы. Там не то что конь не валялся, он даже близко не подходил. Построенный асфальтовый заводик, вместо того чтобыPAUKOEработать в полную силу, скоро паутиной зарастет. Только зачем он нужен? Руководители «СибАРДСа», недаром что не один год дороги строят, они хорошо знают, что нужно делать, где и как. А вот начальники из Москвы вряд ли знают, что трасса от Новосибирска до Колывани уже давным-давно построена! Поэтому можно просто на этом участке произвести поверхностные работы, чтобы потом как бы отремонтированные километры выдать за только что построенные. Главное ведь, чтобы свежим асфальтом пахло... А «высший пилотаж» в том, чтобы и на это «строительство» деньги из Москвы выбить! И ведь сумели... А СУДЬИ ЧТО? А что же Росавтодор, который Законом назначен блюсти государственные интересы в области дорожного строительства? Выходит, раздает он деньгииз Федерального дорожного фонда направо-налево и совсем его чиновников не интересует, куда они уходят. Все далеко не так. Той же прошлой осенью руководство Российского дорожного агентства направило в Генеральную прокуратуру РФ материалы о нарушениях в деятельности Территориального управления автодорог Новосибирской области. Только факт этот, видимо, был настолько ординарным, что, когда мы спустя два месяца позвонили в Росавтодор, о нем не сразу и вспомнили (надеемся, что у прокуратуры память длиннее). В России немало регионов, где испаряется львиная доля денег, выделяемая на дорожное строительство. В том же прошлом году Российское дорожное агентство приостановило финансирование 20 регионов страны - от Карелии до Приморского края - в связи с выявленными фактами нецелевого использования средств территориаль-