146
147
148
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙКОРО ЛЕТО!СЧИТАЮТ, ЧТО АВТОМОБИЛЬ, В ОСНОВНОМ, НАДО ГОТОВИТЬ К ЗИМЕ ОПОРОЖНО!НЕТ ТОРМОЗОВWT'~'H I1541ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВли11741аже в заводских руководствах есть разделы и по зимней эксплуатации, и по длительному (по сути, зимнему) хранению. А летом, чего там, - сел да поехал. Только у лета свои особенности: городские пробки и разбитые проселки, переполненные загородные дороги, нежелание тратить погожие деньки на ремонт автомобиля и... жара-а-а!ДьВесна - самое время оценить и готовность автомобиля к летней службе, и объем необходимых работ, чтобы служба эта была без тягот и лишений. И не важно, эксплуатировался автомобиль зимой или нет. Основные работы будут одинаковы. Модель автомобиля также не имеет принципиального значения. Для начала отмоем двигатель. Это полезно со всех сторон - и соль зимнюю удалим, и охлаждаться он будет лучше, и возможные протечки заметнее станут. И, конечно, сделаем это на мойке с соответствующим оборудованием, а не в своем или соседнем дворе! Кстати, и кузов помоем. Теперь собственно проверка. Лучше начать ее с утра, после ночной стоянки, при холодном двигателе. Осмотрим асфальт или пол гаража под автомобилем. О течи, требующей немедленного устранения, скажет свежее пятно масла, «Тосола» и т. п. Осмотрим наружную поверхность «сот» радиатора извне и из-под капота. Если они засорены, очистим их щеткой или кистью (не металлической!) и продуем со стороны двигателя с помощью насоса или компрессора (фото 1и 2). При необходимости снимем декоративную решетку радиатора. Проверим работу термостата (фото 3), для чего закроем кран отопителя из салона и пустим двигатель. Первой должна прогреваться верхняя (на классических «жигулях» и всех «москвичах») или ближняя к двигателю (на «самарах» и «десятках») часть термостата, соединенная шлангом с двигателем. «Дальняя» часть, соединенная с радиатором, сначала останется холодной, нодолжна быстро прогреться, когда стрелка указателя температуры в комбинации приборов приблизится к отметке 80-90°С (см. таблицу). Если шланг, соединенный с радиатором, остался холодным - беда: основной клапан термостата не открылся, жидкость циркулирует по малому кругу, неизбежен перегрев двигателя. Выключите его! Шланг прогрелся - все в порядке, и на автомобилях с постоянным механическим приводом вентилятора проверка этим и ограничится. Если радиатор оснащен электровентилятором, пусть двигатель поработает еще! Когда стрелка указателя температуры пройдет отметку 90°С, но не дой- I ТЕХНИКАТЕМПЕРАТУРЫ ОТКРЫТИЯ ОСНОВНОГО КЛАПАНА ТЕРМОСТАТА И ВКЛЮЧЕНИЯ-ВЫКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА РАДИАТОРА, "СНачала открытия ВАЗ-2106 ВАЗ-21083 АЗЛК-2141 80±2 87±2 80±2 Полное открытие 95±2 102 94 Включение Выключение вентилятора вентилятора 92±2 99+3 92±3 87±2 94+3 87±3дет до красной зоны, должен включиться электровентилятор (см. таблицу). В противном случае выключим двигатель, не допуская его перегрева (стрелка не должна перейти в красную зону). Другой случай: электровентилятор включился и через некоторое время выключился (время работы не регламентируется). Значит, и он, и его датчик исправны. Проследим несколько циклов включения и выключения электровентилятора и убедимся в стабильности работы системы. Если электровентилятор не включился, проверим исправность датчика его включения. Соединив между собой наконечники идущих к датчику проводов (фото 4), включим зажигание. Электровентилятор заработал - меняем датчик (о термостатах и датчиках подробно рассказано в ЗР, 2000, № 4). Не «помогло» - придется искать причину отказа (это может быть сгоревший предохранитель, отказавшее реле или обрыв в электрической цепи, а то и сам электродвигатель). При прогретом работающем двигателе, не открывая крана отопителя, включим его вентилятор. Какой воздух поступает в салон? Холодный? Кран отопителя исправен. Теплый или, тем паче, горячий - кран нуждается в замене или регулировке привода. И безусловно, немедленно заменим кран даже с небольшими признаками утечки! На ранних моделях автомобилей «Москвич-2141» кран отопителя не был предусмотрен. Очень полезно установить его. Осмотрим светотехнику. Трещины рассеивателей фари фонарей, коррозия отражателей, выцветание или коробление рассеивателей фонарей - все это показания к их замене. Вымоем стекла автомобиля, не в последнюю очередь - изнутри. На зиму на их внутренней поверхности образуется налет, снижающий прозрачность (особенно - у водителей-курильщиков). Трещины или сильные затертости ветрового стекла ухудшают видимость дело ведь не только в формальной стороне техосмотра! Поэтому, как ни жаль, а такое стекло придется заменить. Оценим общее состояние рулевого управления по величине люфта руле-кривое, с грыжами и порезами - не годится) и таким же, как остальные колеса, по рисунку протектора, размеру и типу. Не возите с собой откровенное барахло - запаска может потребоваться и вдали от дома. Если шины зимние - понятное дело, их надо заменить летними или всесезонными (универсальными), но, безусловно, годными. Оцените состояние протектора. Если стали видны индикаторы износа (их положение отмечено знаком TW1 на боковине - фото 6), замените шину. Не поленитесь и снимите колеса для осмотра - при некоторых дефектах они, даже не будучи в употреблении, могли за зиму «пойти винтом». Вспомним, какое масло было в двигателе накануне зимы. Зимнее? Заменим его летним. Проверим работу замков дверей и стеклоподъемников. На смотровой канаве или эстакаде проверим целость защитных чехлов шарниров подвески, рулевого привода, шарниров равных угловых скоростей. Поврежденные нужно заменить. Наконец, найдя площадку, покрытую снегом или песком, со скорости 5 - 1 0 км/ч затормозим до блокировки колес и посмотрим на следы (фото 7). Передние колеса должны блокироваться чуть раньше задних, при этом у колес одной оси длина следов должна быть одинаковой. Если нет - необходима ревизия тормозной системы. Конечно, все сказанное - не догма. Творчески мыслящий водитель найдет, чем еще заняться перед летним сезоном. К примеру, заменит старую тормозную жидкость (чтобы она, нагревшись, не закипела из-за чрезмерного содержания воды). Или наведет порядок в багажнике и оставит в гараже старую телогрейку и снеговую лопату, всю зиму катавшиеся с ним. Кто-то обратится в автосервис, кто-то сделает все сам. Главное, чтобы от внимания не ускользнуло важное. Лето - сезон со своеобразием, как и зима. 1»1ОДНАКО,менять зимнюювого колеса. Поставив передние колеса прямо, повернем руль сначала в одну, затем в другую сторону до начала движения колес. Эти положения отметим на ободе рулевого колеса мелом (или намотав изоленту) относительно панели приборов (фото 5). Расстояние между метками для автомобилей ВАЗ-2106, ВАЗ-2109 и АЗЛК-2141 с наружным диаметром рулевого колеса 380-390 мм не должно превышать 17 мм. Если руль не «родной», значение допустимого люфта будет другим. Не забудем о запасном колесе. Оно должно быть исправным («лысое»,