104
105
106
МЫ И АВТОМОБИЛЬj » * » ^%\\Щt»/ПОЧВИУ w «ДВОРНИК» Ш НЕ ЧИСТИТ? ^/КРУГЛЫЙ СТОЛ КАК БЫ В ПОИСКАХ «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ» НЕ УВЕЛИЧИТЬ И БЕЗ ТОГО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДТПТ КТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ ЕСПОДНИМАЕМ СТРАНУ Итак, чтобы «дворник» чистил как следует, нужно инвестировать в производство современных резинотехнических изделий энное количество миллионов дензнаков, покончить с ДЕШЕВЫЙ КОМПРОМИСС Мы ожидали, что хтроизводители будут вымонополизмом, обеспечить спрос на дорогой кручиваться и отнекиваться: мол, наши щетки качественный товар, иными словами, поднять «на уровне» и всех они устраивают. Но ошибэкономику и повысить благосостояние россиян лись. Михаил Рязанов, замедо приемлемого уровня. ститель главного конструкДоживем ли мы при этом до щеток, как у тора ООО «Автоприбор» «Чемпиона»? Или все-таки в этой цепочке есть (Владимир) откровенно звено, повлияв на которое можно добиться признался: «Мы знаем - налучшей очистки стекла уже сегодня? шими стеклоочистителями На что ориентируется изготовитель щеток, недовольны». если в спину ему не дышат конкуренты, если Так за чем же дело? На требования автозаводов минимальны, а потреэтот вопрос ответил его колбитель хоть и ворчит, но куда ему деться? На лега Эдуард Иванов -представитель завода ГОСТ. Вектор обсуждения проблемы сместилСТАТО (Ставрово): «Чтобы щетки хорошо чися к особенностям российских стандартов. стили, нужны финансовые вливания. Но если вложить в производство большие суммы (коВ ГОСТЕ ВСЕГО НЕ ЗАПИШЕШЬ торых, кстати, нет), цена «дворников» заметно Оказывается, отдельного ГОСТа по автомовырастет и автозаводы просто перестанут их бильным щеткам нет. В общем же стандарте покупать...» Вот и приходится производите«Стеклсючистители электрические» о них скалям искать ущербный компромисс между незано совсем немного. В частности, что менять высокой ценой и невысоким качеством, устраих можно раз в год и что они должны обеспеивающий, однако, наших производителей авчивать «удовлетворительную очистку стекла». , томобилей. Попробуй-ка найти здесь «золоПо мнению Евгения Черейского, эксперта тую середину». ВНИИНМАШ, этого явно недостаточно: «Что Iе столь уж это важная в автомобиле деталь - «дворник», чтобы ради нее собирать в редакции специалистов. Тот, кто так считает, заблуждается. Эта маленькая, невзрачная с виду «запчасть» стоит в одном ряду с тормозным механизмом - без нее все-таки запрещена эксплуатация автомобиля. Мало того: владельцев российских машин, имеющих претензии к тормозам, нефавненно меньше, чем недовольных стеклоочистителями: жалобы на худо работающие «дворники» сыпятся как из рога изобилия - 85 процентов наших респондентов (в сети Интернет) признались, что предпочитают заменить отечественные щетки на импортные. Неужто ив самом деле производители «дворников» и Госстандарт не придают хорошему обзору для водителя должного значения? Мы пригласили тех, кто производит и испытывает стеклоочистители, оценивает их качество, в редакцию. Вопрос простой: почему же наши «дворники» плохо чистят?НВСЕ ДЕЛО В РЕЗИНЕ И все же проблема не только в «жадности» автозаводов. Михаил Рязанов сетовал на то, что «Автоприбору» приходится «воевать» с поставщиками резинотехнических изделий (как известно, основные претензии потребителей именно к «резиновой» части стеклоочистителя). В стране сложилась монополия фактически двух поставщиков - «Балаковорезинодеталь» и Волжского завода РТИ. Эти гиганты совершенствуют свою продукцию не так, как того требует время. Однажды «Автоприбор» осмелился отнести Балаково к ненадежным поставщикам... Бедных владимирцев чуть вовсе без резины не оставили. Что делать? Можно покупать за границей. Фирма «Чемпион», напримф, готова поставлять «резинки» по цене 1 доллар за штуку. А балаковская стоит 3 рубля... МЫ И АВТОМОБИЛЬВ общем, и с этим можно как-то мириться, если бы не одно «но». Наши щетки отвечают ГОСТу на момент сертификации или фазу после изготовлеАнатолий Карпен- ния. Проблемы с очисткой стекла возков, испытатель ЗР никают, как правило, в ходе эксплуата(специалист по инции. Ударил мороз, появилась соль, спекции условий жировая пленка, купили плохую стекпроизводства на лоомывающую жидкость... И вот предприятиях авто«дворник» уже дает сбои. Можно ли мобильной промышстандартизировать возможные допусленности): «Может ли тимые ухудшения параметров очист«дворник», изготовленки стекла в процессе эксплуатации? ный в точности с ГОСТом, очистить Николай Резчик, эксперт (испытательстекло от хлоридов при минус пятнадцаный центр НАМИ) полагает, что вряд ти? Опыт показывает: ниже минус пяти ли: «В ГОСТе нет многих параметров. (при использовании многих омывающих Например, не прописано влияние атмосферных факторов на резиновую жидкостей) это почти невозможно. Иногчасть щетки или влияние абразивной да просто замерзают форсунки. Может ли крошки, но в ГОСТе всего и не отра«дворник» нормально чистить при скорозишь...» сти 130 км/ч ? Нет - аэродинамические характеристики «поводка» не позволяют (щетка плохо прижимается к стеклу и на ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ Итак, ГОСТы, ОСТы и ТУ надо соверменьших скоростях)». Андрей Штыков, сушенствовать. Даже при самых благодебный эксперт «АВ- приятных условиях это займет много ТО-МОБИЛ»: «В ГОвремени. Кроме того, вряд ли мы встреСТе «Стеклоочиститим большую заинтересованность (а в тели электрические» иных случаях даже реальную возможзаписан лояльный темность) тех же производителей резины пературный режим: от следовать новым стандартам - на иных -20 до 55 градусов. После предприятиях отрасли требования уста-20 атмосферные осадрели уже на четверть века. Но оставим эти ки редки. Но все-таки у нас даже в средней вопросы АвтоВАЗу (ГАЗу, УАЗу...). В полосе среднестатистический нижний конце концов, автозаводы вправе пометемпературный предел -40! Где же так на­нять поставщиков на более солидных, зываемый запас прочности? Замечу, что в если найдут, конечно. считать очищенным стеклом? Вот автолюбители недовольны, а завод говорит, что качество удовлетворительное. Кто ГОСТе заложен не столько лимит темпеА пока производственники решают ратуры, сколько вытекающее из него огра­свои проблемы, чем можно помочь потребителю? Этот вопрос мы обсудили в ничение качества щеток». Потребитель руководствуется субъекзаключение нашей встречи. Ответ был тивными ощущениями, а производинесколько неожиданным: неплохо бы тель - нормативными документами. Лонаучить потребителя правильно пользогично, если бы ГОСТ отвечал запросам ваться российскими щетками! Какие стеклоочистители потребителя, но российская система сертификации (она ориентирована на ят сегодня на отечественевропейскую) основана на другом ных авто? Универсальные, принципе. Она определяет основные всепогодные, не требующие требования по безопасности, оставляя ухода и рассчитанные на неогвне внимания вопросы качества. Произраниченный фок эксплуатации! водитель как бы должен сам совершенЭтот вывод потребитель делает из. ствовать свою продукцию (чего в наших инструкции? Нет - из ее отсутствия. условиях не происходит).В заседании «Круглого стола» также участвовали: В. Янчевский (МАДИ, профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта»), А. Рудаков (эксперт органа по сертификации «НАМИ-Фонд»), Б. Бадо (руководитель органа по сертификации «Серт ЭТ», НИИАЭ), С. Завидова (эксперт Конфедерации обществ прав потребителей), А. Ухов (коммерческий директор ЗАО «Хорс-Силикон»), Б Быков (000 «Завод Автоприбор»), Г. Пимштейн (начальник бюро испыта ний «Автоприбора») Редакция благодарит всех участников встречи.Западные «дворники» (в чьем качестве сомневаться не приходится) производители рекомендуют менять раз в полгода. Причем одни щетки предназначены для лета, другие - для зимы. Мало того, в течение всех шести месяцев эксплуатации даже высококачественный стеклоочиститель (его резиновую составляющую) рекомендуют протирать специальными салфетками. Сергей Богкаев, начальник управления по защите прав потребителей Министерства РФ по антимонопольной политике: «Многие потребители не умеют правильно пользоваться «дворниками». Производителям российских щеток нужно подумать над инструкцией по эксплуатации. Она должна содержать точную информацию: сколько служит данная щетка, как за ней ухаживать (чтобы не оставляла полос на стекле), при какой погоде (дожде, ветре) может нормально работать? Что ожидать в процессе эксплуатации? Когда и при каких «симптомах» менять резиновую основу? Завод обязан указать и рекомендованные им стеклоомывающие жидкости. Тогда множество проблем с очисткой отпадут сами по себе». *** Будем реалистами: ожидать, что прямо «здесь и сейчас» произойдет резкое улучшение качества наших стеклоочистителей, не приходится. Но двигаться вперед необходимо уже хотя бы потому, что с ростом автопарка намного усложняются условия дорожного движения. Автозаводы не вправе откладывать решение этой проблемы в долгий ящик. И может быть, пфвую скрипку должен здесь играть Госстандарт РФ: существующие нормативные документы не обеспечивают той самой «удовлетворительной очистки стекла», которая декларируется. Давайте уточним, что все-таки считать «удовлетворительным» с учетом нынешних реалий. И наконец, обращение к производителям: потребители ждут от вас полноценную инструкцию (по эксплуатации и уходу) - для этого не требуется вводить в строй новые мощности. 1»1