116
МЫ И АВТОМОБИЛЬ |СВОИМ ХОДОМ, НО КУДА?ТЯЖБА ВОКРУГ РАРИТЕТОВТЕКСТ, ФОТО /ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО/МУЗЕЙНОЕ ДЕЛОПомню, когда впервые пришел с отцом в автомобильный отдел Политехнического музея, залы казались мне офомными, а от машин дух захватывало. Совсем как новенький «Руссо-Балт», легендарная «Эмка», армейский ГАЗ-67Б в настоящем камуфляже... Сегодня залы уже не кажутся мне большими. Напротив, очень тесными, особенно когда знаешь, что многое интересное не выставлено на обозрение из-за недостатка места и хранится в запасниках. Что же до экспонатов, то они по-прежнему волнуют - нигде в стране подобной (пусть и небольшой), доступной для всеобщего обозрения коллекции нет. Тем более, что большинство из них, несмотря на бедность музея, не только блестит хромом и медью, но и способно передвигаться собственным ходом (!). Правда, две «звезды» коллекции Политехнического представительские автомобили ЗИС110П и ЗИС-115 - в ближайшее время могут покинуть музей и уехать в неизвестном направлении... ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ? Само рождение этих машин окутано легендами. Рассказывают, например, что в самый разгар войны Сталин вызвал директора ЗИСа И. Лихачева и приказал немедленно организовать на заводе имени себя производство новых автомобилей представительского класса. В качестве «образца для подражания» вождь предложил американский «Паккард». «Товарищ Сталин, мы можем сделать лучше!» тут же отреагировал директор. «Не надо лучше, - сказал Иосиф Виссарионович. - Сделайте такой же!» Для своего времени это были суперсовременные автомобили - ничего подобного наш автопром еще не ведал: независимая подвеска передних колес, цельнометаллический кузов, гидроэлектрические стеклоподъемники, кожаные сиденья, эффективная система отопления, скорость до 140 км/ч. Было выпушено около 2000 экземпляров таких машин, и они исправно возили разныхвождей и «слуг народа» в течение десятков лет. Два из них - полноприводный ЗИС-ПОП и бронированный ЗИС-115, по слухам, изготовленные специально для товарища Сталина, в 1985 году ЗИЛ передал на год Политехническому музею (у завода тогда таких машин было семь). Потом договор был продлен на неопределенный фок... Когда в 1996 году директор музея профессор Григорян получил письмо от технического директора завода Титова с просьбой снять с машин детали оборудования (катафоты задних фо ­ нарей, стеклоочистители, часы и т. д.), которые-де необходимы АМО «ЗИЛ» для подготовки к участию в автосалоне, он искренне изумился. «Как, а разве автомобили не часть музейного фонда?» Оказалось, по одним документам два ЗИСа уже давно числятся на балансе музея, а по другим - лишь находятся здесь на временном хранении, юридически вроде бы принадлежа ЗИЛу. Правда, тому еще, советскому ПО «ЗИЛ». Каждая из сторон считала себя правой. Для начала они обменялись «высфелами из малого калибра», забросав письмами Министерство культуры и Государственную думу. Потом пришла очередь «тяжелых орудий» - ЗИЛ подал на Политехнический музей в суд.^ргir^iКОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ АНТИКВАРИАТ? Судебное разбирательство, надо сказать, было недолгим: судья Л. Крайнова фазу установила, что музей с грубейшими нарушениями законодательства и без согласия владельца ЗИЛа включил автомобили в государственную часть музейного фонда. Соответственно, ушемлены права собственника. Была отклонена и апелляция Политехнического музея. Итак, раритеты должны быть возвращены законному владельцу - АМО «ЗИЛ». Директор Политехнического музея Гурген Григорян, хоть и не спорит с решением суда, но считает, что завод все затеял ради того, чтобы забрать автомобили и... продать их. Ведь еще несколько лет назад на территории ЗИЛа было семь ЗИСов. Куда они делись? Сегодня «спорный» ЗИСПОП, по слухам, единственный сохранившийся в мире экземпляр, а «сто пятнадцатых» в России осталось всего два... Чему удивляться: у автомобильных коллекционеров стоимость подобных раритетов начинается со 100 тысяч. Долларов, естественно. Главное, чего добились руководители музея, - в решении суда записано, что автомобили возвращаются заводу, оставаясь при этом частью музейного фонда. Иными словами, продать их или просто вывезти за рубеж без разрешения государства нельзя. Более того, завод обязан выставить их для обозрения в своем музее... Не будем гадать, в самом ли деле ЗИЛ только хотел вернуть принадлежащую ему старинную технику или действительно вынашивал планы продажи лимузинов в какую-нибудь частную коллекцию. В таком случае, конечно, решение суда значительно осложнило им жизнь, хотя, наверное, можно придумать, как обойти закон. Тем более, когда раритеты окажутся на заводской территории: два ЗИСа почему-то числятся не в основных фондах завода, а проходят по ведомости... «материалы», где-то между амортизаторами и болванками чугунными. А это уже навевает нехорошие мысли... 1*1