200
201
СВОИМИ СИЛАМИТЕКСТ / МИХАИЛ КОВРИГИН, РОМАН СОЛДАТОВ/ОБОРУДОВАНИЕЕсли в аварии пострадало крыло, то нескольких рихтовочных молотков и поддержек хватит за глаза. А коли не закрываются двери или машину тянет всторону- явно нарушена геометрия кузова. Тут автовладелец чешет «репу» - доверить ли ремонт своей «ласточки» автосервису или умельцу из соседнего гаража? Последний признает, как правило, только простой инструмент: кувалду, лом и гидравлический домкрат. Некоторые остаются довольны работой и даже рекомендуют своим знакомым. Есть спецы, растягивающие кузов цепями, тросами и лебедкой между двух деревьев или столбов. Стоимость таких услуг минимальна, что привлекает клиентов. Но не тех, кто во главу угла ставит качество ремонта - эти предпочитают иметь дело с настоящими специалистами автосервиса. ГОВОРИМ «СТАПЕЛЬ», ПОДРАЗУМЕВАЕМ «РИХТОВОЧНЫЙ СТЕНД» Многие называют его стапелем, некоторые - роботом, а на самом деле это стенд для правки кузовов. С первого взгляда «пыточное» сооружение средневековой инквизиции: тут и мощная рама, и столбы, обвешанные всевозможными захватами, цепями и многим другим. Даже самый скромный стенд - конструкция внушительных размеров. Вес наиболее известных - от тонны до трех с половиной. Силовые возможности стенда впечатляют: усилие каждого гидроцилиндра - 10 тс, детали сделаны с большими запасами прочности, что позволяет уверенно правитьНА ДЫБЕСТЕНД ДЛЯ ПРАВКИ КУЗОВОВ - РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?Стенд фирмы «Селет» с шаблонной измерительной системой. Стоит в Москве 19 000 у.е. Дополнительные затраты на шаблоны - по договоренности. даже кузова джипов, крепкие, как загривки владельцев. ПОТЯНЕМ - ВЫТЯНЕМ! Рихтовочный стенд состоит из двух основных частей: платформы, на которой закрепляют кузов, и распорного угольника, прозванного «гусем», или силовой стойки - «башни». На нем можно растягивать кузов с любой стороны, под любым углом, моделируя картину удара в обратном направлении. Иногда для правки необходимо приложить усилие одновременно в разных местах (см. рис.). Для этого предусмотрена установка нескольких «гусей», или «башен», - от двух до пяти в зависимости от модели стенда. Обычно автомобиль закрепляют на платформе захватами за отбортовку порогов. Если же ее нет, как, например, у «Мерседеса», применяют иные способы крепления. Правка кузова происходит так: в нужном месте деформированной детали закрепляют захват той или иной конструкции и цепью соединяют его с «башней», или «гусем». Последний под действием гидравлики тянет цепь с зажимом на себя, постепенно выправляя мятую деталь. Гидроцилиндрами управляют с дистанционного пульта - для безопасности работающих. При срыве за-Посадочное место шаблона (зеленое) совпадает с базовой точкой кузова. хвата с детали, что бывает довольно часто, натянутая гидравликой цепь отбрасывает захват с огромной силой - люди должны остаться невредимы. Последовательность правки определяется законом: начинают с самых жестких деталей, постепенно переходя к более слабым. Иными словами, в первую очередь возвращают на место несущие элементы кузова, а уж затем оперение. КУЗОВ БУДЕТ ЖИТЬ! Установив автомобиль на платформу, мастер обязательно проверит геометрию кузова по базовым точкам - местам крепления к нему деталей подвески и трансмиссии. Нужно выяснить, сдвинулись ли они, и если да, то насколько ив каком направлении - ведь от правильности их положения после ремонта зависит поведение машины на дороге. Раньше для этих замеров использовали специальную линейку, что занимало уйму времени. Ускорить процесс призваны современные измерительные системы. По принципу работы они делятся на две группы. Первая ориентирована на применение так называемых шаблонов, имеющих посадочные места для базовых точек. Кузов как бы надевается на шаблон, любое несоответствие сразу заметно (фото 1). Это позволяет при замене лонжеронов и других силовых элементов использовать стенд действительно в качестве стапеля (см. заставочное фото). Вторая группа - электронные измерительные системы. Координаты базовых точек определяются лазерным лучом (фото 2) или щупом (фото 3, 5). Компьютер сравнивает полученные данные с заводскими спецификациями. На любом этапе ремонта можно распечатать результаты замеров например, для страховой компании или по желанию дотошного клиента, лично решившего убедиться в качестве ремонта. Кроме того, лазерная система позволяет проверить углы установки колес. го мастера вполне способен вернуть кузову-гармошке былую красоту и пропорции. Конечно, современные измерительные системы хороши. Но в первую очередь они интересуют не хозяина машины, а мастеров-жестянщиков, позволяя экономить время и силы, а заодно (что греха таить!) и приподнять цену на услуги. Владельцу же автомобиля важно, чтобы кузов после ремонта не только по своему товарному виду, но и по геометрии строго соответствовал заводским нормам. А на каком стенде его правили, чем при этом мерили и сколько мастер потерял на этом времени - владельцу до лампочки! Как бы сложна и современна ни была электроника, главный в «жестянке» по-прежнему человек. Так что, если уж «это» случилось, ищите хорошего мастера. И - со стендом.I»IСтенд фирмы «Чиф» с лазерной измерительной системой. Цена в полной комплектации - 68 200 у.е.Стенд «Эксперт 2000». Цена в полной комплектации - 77 350 у.е.ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ К сожалению, за такими «благами» нужно ехать в фирменный сервис с пухлым кошельком. А если он тощий? Тогда подойдет вариант попроще, например, «Эксперт 2000» производства СПК «Индустрия» (фото 4). У него нет измерительной системы, но силушкой не уступит «заморским братьям». Поставляется с одним или двумя распорными Так работают угольниками. В руках опытно- измерительным щупом.