194
СВОИМИ СИЛАМИ /РЕМОНТТЕЧИ НЕ БУДЕТВАЗ-2108...2112ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗР «КРЕСТОВСКИЙ»/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬГоворят, в коробке передач ВАЗ-2109 раньше всего отказывает синхронизатор второй передачи. Так ли это? Более того - это верно для большинства автомобилей. Дело тут в следующем. При включении передачи синхронизатор должен уравнять скорости вращения ведущей и ведомой частей трансмиссии, после чего они полностью входят в зацепление. Ведомая часть, включая все элементы, вплоть до ведущих колес, вращается со скоростью, задаваемой самим автомобилем. Ведущая же (от муфты сцепления до синхронизатора) вращается вместе с коленвалом двигателя или, если сцепление выключить, останавливается. Если переключать передачи торопливо, полагаясь лишь на синхронизатор, то последнему приходится туго - в прямом и переносном смысле. Представьте, например, что машина разгонялась на первой передаче до 4000 оборотов коленвала в минуту. При резком переходе на вторую, даже после выключения сцепления, массивная группа деталей - ведомый диск сцепления, первичный вал, шестерни на вторичном валу, связанные с первичным, - по инерции еще вращается, и «притормозить» ее до оборотов, соответствующих второй передаче (примерно 2140 в минуту), должен синхронизатор. Разность оборотов составит около 1860. Если столь же резко, при 4000 об/мин коленвала, перейти со второй передачи на третью, разность будет 1215, с третьей на четвертую - 1230, а с четвертой на пятую - только 670 об/мин. Легко заметить, что напряженнее других работает синхронизатор второй передачи. «Осложняет ему жизнь» и то, что муфта первой и второй передач объединена с зубчатым венцом передачи заднего хода, сильнее нагружающей синхронизатор второй передачи. Что касается первой передачи, то ею чаще всего пользуются, трогаясь с места. В этой ситуации, если сцепление исправно, передачу легко включить даже при отсутствии синхронизатора, поскольку обе ветви, ведущая и ведомая, неподвижны. В остальных случаях, как показала статистика, наработка синхронизатора первой передачи в обычных условиях движения меньше, чем других. Кстати, в коробке «классического» ВАЗ2105 или 2106 можно отметить то же самое, хотя ив меньшей степени: скачки в 1555 об/мин между первой и второй передачами, 1390 об/мин - между второй и третьей, 900 об/мин - третьей и четвертой.Уровень масла в КП всегда должен быть «на уровне». Ведь даже незначительное его падение может погубить пятую передачу. Коробка - не двигатель, масло в ней не «горит» и исчезает лишь из-за негерметичности уплотнений. Место течи легко определить на глаз. Но если заменить, скажем, сальники полуосей довольно просто, то выковырнуть уплотнение штока выбора передач без разборки агрегата, казалось бы, вряд ли удастся. К счастью, делать это вовсе не обязательно.Отделяем шарнир от штока."' • "• ИШ [ ±94Сдвигаем защитный чехол шарнира привода переключения передач к картеру КП. Новый сальник обмазываем снаружи герметикой...,8 •• * • * • * 'Ш" ШлСнимаем чехол.Ключом «на 10» отворачиваем конический винт крепления шарнира. ...и через оправку забиваем в картер.СМ О ) CNJ счваааааЪаШ 1x45°,»/Ш1, {80 90Оправ ка. Сталь 45.Места «новичку» там вполне хватает. Надеемся, что двойное уплотнение будет вдвое надежнее. Сборку проводим в обратной последовательности. И не забудьте долить масло до нижней кромки контрольного отверстия! им