140
141
СПОРТ 1ГОНКИ НА ЛЬДУ И БОРЬБА ПОД КОВРОМДЛЯ «ВСЕХ ЗВЕЗД»В элитной классе «Супер-шипы» вовсю хозяйничают иномарки.ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ ФОТО / АНДРЕЙ КЛЕЩЕВНормальному течению зимнего сезона вновь помешало противостояние двух федераций, которые никак не могут поделить власть в российском автоспорте. Федерация автоспорта и туризма (ФАСТ), официально признанная Госкомспортом РФ, как и год назад, составила свой календарь. И вновь объявила незаконными все соревнования Российской автомобильной федерации (РАФ). Между тем сегодня только РАФ наделена правом выдачи международных гоночных лицензий, и этим многое сказано. Кстати, именно РАФ в конце прошлого года провела награждение победителей чемпионатов и обладателей кубков страны медалями, которые предоставил... Госкомспорт. В этой глупейшей ситуации спортсмены и команды ориентируются, похоже, по принципу «чей календарь лучше». Позиции РАФ, предложившей логичную и стройную систему соревнований по трековымгонкам,значительно сильнее. Зато ФАСТ удалось подставить свой флаг к нескольким престижным гонкам в подмосковном Раменском. Из-за них-то, собственно, и разгорелся последний конфликт: ведущие столичные пилоты, выступающие в элитном классе «Супер-шипы», наотрез отказались стартовать в гонках ФАСТ и подготовили «собственную» трассу в Крылатском. На ней решили провести «альтернативные» этап чемпионата России и гонку «Все звезды», причем в те же дни, что ив Раменском. Представляете? К счастью, все обошлось даже без вмешательства воюющих федераций - спортсмены и организаторы договорились между собой напрямую. Между тем класс «Супер-шипы» переживает не лучшие времена. В новом сезоне мы не увидели ни новых гонщиков, ни новых команд и лишь две новые машины. Парочку «ФольксвагенПоло» приобрели специально для гонщиков из Казани - Рустема Минниханова и Айрата Шаймиева. Заводская команда АвтоВАЗа, казалось бы заинтересованного в рекламе своих 16-кла-Новинка на треке «Фольксваген-Поло» Рустема Миннихановапанных моторов (именно они стоят под капотами лучших «восьмерок»), в этом году вообще проигнорировала «шипованный» класс. Еще более печальный факт: впервые за два десятка лет с трудом удалось «набрать» 16 участников гонки «Все звезды».Лучшим из тех, кто ездит в «Супер-шипах» на «восьмерках», был тольяттинец Алексей Иванов. НЕ ХВАТАЛО «ЗВЕЗД»панных моторов и впрыска. Все на одинаковых карбюраторных «восьмерках» и шинах без шипов. Демократичность технических требований двигатель популярности: на таких машинах ездят везде, от столицы до Находки. РАФ придумала даже новую систему чемпионата: финалу (в Набережных Челнах) предшествовали отборочные соревнования в «европейской» и «сибирской» зонах. Конкуренция была чрезвычайно высока - на 22 путевки в финал претендо-/ТРЕКбудет «удален с площадки». Ужесточение наказаний за грубую борьбу напрашивается само собой: трековые гонки изначально почитали, как соревнования высокого класса и высокой культуры. Впрочем, десятки тысяч зрителей, заполняющих трибуны трасс в Раменском и Омске, Пензе и Усадах, ничего не имеют против трековых «гонок на выживание». Так что федерации, которая по итогам 2001 года будет награждать медалями трековых чемпионов, есть над чем задуматься. 1»1Здесь названы только следствия кризиса, а не его причины. Первая - это дороговизна - непомерные затраты на то, чтобы просто участвовать в «Супер-шипах», не говоря уже о победах. Хорошо подготовленная «восьмерка» обходится примерно в 30 тыс. долларов без расходов на замену ломких двигателей, коробок передач и т. п. К тому же в сезоне2001 объявлено всего четыре гонки на шипах. Для спортсменов это повод задуматься: а стоит ли огород городить ради четырех стартов? Вторая причина (на наш взгляд, даже более весомая) - Сергей Успенский! Выбрав в середине 90-х «своим» автомобилем «Опель-Корса», мэтр нашего автоспорта верен ему по сей день. За последние два года вокруг него сложился ореол непобедимого - он выигрывал абсолютно все «шипованные» гонки, в которых стартовал, и таким образом, не желая того, постепенно терял... желающих с ним бороться. Куда лучше обстоят дела в относительно дешевом и доступном классе А-1600. Здесь нет иномарок, 16-кла-вали свыше 60 пилотов! Немудрено, что в итоге туда не попали даже такие асы трека, как ижевчанин Сергей Балдыков и орловец Владимир Черевань. Да и среди тех, кто все-таки пробился в финал, но не в призерыгонки,оказались именитые Виталий Дудин, Ренас Мухаметзянов, Николай Конин, Фарит Бадретдинов - они не попали даже в первую десятку. Тем не менее и класс А-1600 не застрахован от неурядиц. В ближайшие годы здесь разрешат впрыск топлива, увеличатся скорости, а вместе с ними и неизбежные столкновения на скользких трассах. Перевороты и аварии на «нешипованныхгонках»- сами по себе не редкость, но возросшая конкуренция уже сейчас побуждает пилотов все чаще применять на треке «силовые» приемы со всеми вытекающими последствиями. Финальнаягонкав Набережных Челнах превратилась в форменное побоище. Сегодня правила разрешают пилоту «сфолить» два раза в шести заездах! Только после третьего явного фола онЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ТРЕКОВЫМ ГОНКАМ А-1600:1. А. Белов (Тольятти); 2. А. Арифов; 3. С. Петрухин (оба - Казань); 4. А. Иванов (Тольятти); 5. В. Саблин (Омск); 6-7. С. Удод (Омск), Б. Маслов (Тольятти), все-ВАЗ-21083. КУБОК «ЭССО-УЛЬТРОН» А - 1 600 : 1 . А. Белов (Тольятти); 2. В. Черевань (Орел); 3. А. Сотников (Курск), все-ВАЗ-21083 «СУПЕР-ШИПЫ»:1. С. Успенский (Москва, «Опель-Корса»); 2. Р. Минниханов (Казань, «Фольксваген-Поло»); 3. А. Иванов (Тольятти, ВАЗ-21083). «ВСЕ ЗВЕЗДЫ - ПАНАСОНИК-2001. А-1600:1. В. Черевань (Орел); 2. А. Белов (Тольятти); 3. Р. Мухаметзянов (Ижевск), все - ВАЗ-21083. « С УПЕР - Ш ИПЫ » : 1. С. Успенский (Москва, «Опель-Корса»); 2. Д. Нарышкин (Москва, «Опель-Корса»); 3. А. Иванов (Тольятти, ВАЗ-21083).