88
89
| КОМПАНИИ И РЫНКИ |ность, один из лучших (после Zic) результат по коррозии, довольно высокая стабильность основы и низкая для «дизельного» масла зольность, что позволяет использовать его ив бензиновых моторах. Теперь об остальных. Это прежде всего «две сладкие парочки». Первая - «Маннол» и Shell. Хорошая база, хорошие присадки, высокая стабильность свойств. Заметим, близкие свойства показали брэнды разного ранга не потому ли, что они близки по цене? Вторая парочка - «Яр Марка» и «Нордикс». Можно бы повторить все сказанное о предыдущей паре, кроме... В графе «коррозия» вместо оценки «хорошо» опенку «вполне удовлетворительно» получит «Нордикс», а в графе «изменение вязкости» (в данном случае читай «стабильность загущающей присадки») ее выставим «Яр Марке». Остались еще Zic, Teboil и Liqui Moly. По качеству основы корейское масло могло бы легко тягаться с лидерами. А вот присадки добавляли по принципу «побольше, но подешевле». Для дизелей (а масло дизельное) такой подход вполне оправдан. Скажем, после трех часов окисления «кореец» явно претендовал на лидерство. Teboil много схожего, а исполнение... другое: стабильность вязкости и щелочность получше, коррозия и оптическая плотность - похуже, зольность - та же (но это масло - бензиновое). Зимние свойства хорошие. На десерт - Liqui Moly. Тут неожиданность: присадки - хорошие, основа - плохая. Несвойственно для масла этой группы качества. ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ Сравнение с прошлым тестом, где проверялись масла группы SG, привело к интересному и вполне ожидаемому результату. Представители групп SF и SG отличались друг от друга базой, качеством и количеством присадок. А вот отличия SG и SH не так велики - в основном количеством присадок. С большой долей достоверности можно говорить, что масла SG и SH делают по сути из одинаковой базы со схожим по качеству пакетом присадок. Просто в группе SH этих присадок добавляют чуть больше. аавва Правда, специалистов подобными выЭО водами не удивишь, они об этом и са•I -I ми знают. 1*1ХОДОВОЙ ТОВАРПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОБРАЯ ПОЛОВИНА ВЕЗДЕХОДАТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИНСегодня, как и двадцать лет назад, большинство «нив» на ВАЗе комплектуют двумя марками шин: ВлИ-10 или ВлИ-5. Шинные предприятия долгие годы не баловали владельцев вазовских вседорожников разнообразием шестнадцатидюймовой продукции. Зато ныне «обувку» к «Ниве» выпускают почти все отечественные шинные заводы и владельцам есть из чего выбирать. Начнем с тех самых двух покрышек, которые в свое время разрабатывались специально для «Нивы». Они одинаковой размерности и на первый взгляд отличаются только рисунком протектора. На деле же - это совсем разные конструкции: ВлИ-5 (размерности 6,95-16) - диагональная, а ВлИ10 (175/80R16) - радиальная. Напомним, как расшифровываются маркировки. ВлИ-5: 6,95 - ширина покрышки в дюймах (176,53 мм), высота профиля шины составляет 82 процента от ширины (не отмечается в индексе), 16 - посадочный диаметр в дюймах. ВлИ-10: 175 - ширина покрышки в миллиметрах, 80 - процентное отношение высоты профиля шины к его ширине (в данном случае 0,80x175=140 мм), буква R говорит о радиальной конструкции шины, а цифра 16, как ив предыдущем варианте, означает посадочный диаметр в дюймах. Итак, ВлИ-5 - вездеход номер один. Эту шину создавали специально для нашей глубинки. В грязи она поможет удержать «Ниву» на заданном курсе, достаточно эффективно управлять машиной даже на «мыле» и зацепиться на «дороге» при мало-мальской возможности, особенно если грязь хотя бы чуть-чуть перемежается с травой. Развитые грунтозацепы на боковых дорожках протектора дают возможность легче, чем на шинах ВлИ-10, выходить из колеи. Подойдет покрышка и для разбитого асфальта, и для щебеночных дорог. Благодаря диагональной конструкции ВлИ-5 не очень боится ударов боковинами о камни и не склонна к «прокусыванию». При всем этом в определенных условиях она может оказать «медвежью услугу» энергичным буксованием быстрее и надежнее посадит «Ниву» на «брюхо». Для песка эта шина тоже не годится: в нем грунтозацепы, скорее, вредны, чем полезны, - цепляться тут не за что, и она, работая как фреза, будет только разрушать структуру, закапываясь в песок. На асфальте ВлИ-5 некомфортна - довольно жесткая и очень шумная. К тому же заставляет «Ниву» расходовать лишние пол-литра - литр бензина на 100 км в сравнении с той же ВлИ-10. Зимой шина эффективна в рыхлом снегу, однако боится пробуксовки - «зубастый» протектор и здесь поможет машине быстро закопаться. На льду даже в шипованном варианте весьма посредственна - на K-156 твердой скользкой поверхности работают только шипы, крупная шашка практически не выручает. Главное достоинство шины - цена около 600 руб. - самая дешевая из всех. ВлИ-10 чуть дороже - около 700 рублей и, пожалуй, самая универсальная. Очень неплохо ведет себя на асфальте (не шумит, хорошо катится, экономична), уверенно идет по песку и при определенных навыках годится также для езды по грязи. На зимней дороге ВлИ-10 - не из самых плохих. Ее ровный и предсказуемый характер не испугает какими-либо неожиданностями. Кстати, в последнее время шина выпускается с разметкой для отверстий под шипы. Напомним: шипованная, она становится сугубо зимней, то есть «сезонной». Ярославскую Я-501 лучше использовать как сезонную летнюю «обувь» городскую или шоссейную. Мягкая шина проглатывает мелкие ямки и трещинки на асфальте, хорошо катится, не шумит. На мокром асфальте сцепные свойства невысокие, не годится и для грязи - протектор быстро «замыливается». И уж совсем непригодна для обледенелой зимней дороги, хотя по снегу идет неплохо - сказывается большая ширина протектора. Размер шины - 190/75 предельно1ГШХШХ)1Шw /' Я/У--;-]ВлИ-5 допустим для стандартных штампованных «нивовских» дисков шириной 5J, так что ее лучше монтировать на легкосплавные более широкие 6] (вылет должен составлять 45-35 мм). Такие диски заодно компенсируют вес шин: Я-501 тяжелее ВлИ-10 более чем на 2 кг, а это - заметное увеличение неподрессоренной массы. Выше и цена в среднем 900 рублей. Воронежская шина 30 В размером 185/75 по 800 рублей за штуку больше подходит для внедорожного движения. Самоочищающийся рисунок ее протектора приспособлен для грязи и снега не хуже, чем у ВлИ-5. К зиме эту покрышку лучше зашиповать, хотя и при этом по льду придется ездить очень аккуратно - сцепление с ним крупных шашек очень слабое и шипам не помогает. На асфальте шина несколько комфортнее (тише, мягче) и экономичнее, чем ВлИ-5. Это естественно - конструкция-то радиальная. Кировская покрышка К-156-1 (в среднем 850 рублей) очень неплохо ведет себя на зимних дорогах. В грязи же несколько хуже, чем ВлИ-5 и воронежская 30 В. На асфальте по сцепным свойствам и комфорту близка к ВлИ10. В общем, всесезонная шина с внедорожным уклоном. Не спутайте только ее с просто К-156 (без «-1» в индексе), такая предназначена для «Газели». Kama Flame Trayil Т-70яг£ZНижнекамская шина Kama Flame существенно дороже - около 1000 руб., зато самая широкая из всех шестнадцатидюймовых. Ее 205 миллиметров исключают монтаж на стандартные штампованные диски - тут без легкосплавных не обойтись. На них шина может с успехом эксплуатироваться зимой и летом. Высокие сцепные свойства на зимней дороге, неплохая проходимость (все-таки для грязи предпочтительнее менее широкие шины), приемлемый уровень комфорта. Кат аНате позволяет уверенно эксплуатировать «Ниву» круглый год - неплохая «всесезонка» с зимним уклоном. Из недорогого импорта заслуживает внимания югославская «Траял» (Trayal) модели Т-70 (цена - 1400 руб.). Ее протектор похож на ВлИ-5, но шашки еще крупнее. Близки они и по вездеходным свойствам. Но есть и различия: зимой ведет себя противоречиво. Очень хороша в снегу - не зарывается в него, а будто всплывает, но совершенно непригодна на льду - очень скользкая. При езде по асфальту ближе к ВлИ-10 - очень хорошо держит мокрую дорогу. Отметим, что «траялские» камеры склонны лопаться по швам - их лучше фазу заменить на отечественные. В последнее время в продаже появилось много шестнадцатидюймовых шин известных марок с индексом «С». Один из вариантов расшифровки этого обозначения - от английского «cargo» (грузовой). Это усиленные грузовые версии, отличающиеся от легковых большей грузоподъемностью. Их не стоит применять на «Ниве» по ряду причин: они рассчитаны на меньшую максимальную скорость (обратите внимание на индекс), тяжелее на несколько килограммов, чем легковые шины, и при нормальном для них давлении (3 кгс/см 2и более) очень жесткие. 1»1