154
155
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ ФОТО / УЗАМУЗАМ - Уфимский завод автомобильных моторов. Испокон веков его двигателями комплектовали «москвичи» и ИЖи. Завод входит в Уфимское моторостроительное производственное объединение, созданное еше в 1925 году для постройки авиационных двигателей. Ныне ОАО «УМПО»ПОМИРАТЬ НАМ РАНОВАТО/ВЗГЛЯД ИЗНУТРИУФИМСКИЕ МОТОРЫ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТДвигатель УЗАМ рабочим объемом 1,8 л," оснащенный СРВТ. - многопрофильная фирма. Здесь, кроме автомобильных, выпускают моторы для боевых самолетов, а еще узлы трансмиссий вертолетов, снегоходы «Рысь», водные мотоциклы, мотоблоки, мини-электростанции, центробежные насосы и другие, полезные в хозяйстве вещи. Сегодня УЗАМ основной упор делает на развитие научно-технического центра. Создание своего НТЦ - не дань моде, а насущная необходимость. Раньше разработкой и модернизацией уфимских двигателей занимался АЗЛК, но уже более года, как калькодержателем (то есть хозяином) документации стал УЗАМ и соответственно его задачи расширились. Так и хочется сказать: «Пусть трепещут конкуренты», и не без оснований. Для исследовательских и доводочных работ приобретен уникальный по своим возможностям стенд австрийской фирмы AVL. У нее большой опыт в доводке двигателей, и объединение плодотворно сотрудничает с австрийцами уже несколько лет, модернизируя старые двигатели и совместно разрабатывая новые. При всем при том УЗАМу по-прежнему нелегко: завод, рассчитанный на выпуск 400 тыс. двигателей в год, загружен едва на 20%. И все же с конвейеров сходят четыре модификации моторов (табл. 1). Все - только с карбюраторами и бензонасосами ДААЗ - результат «естественного отбора» поставщиков надежных комплектующих. Завод помнит о своих приверженцах: двигатели, идущие в продажу, поставляют с паспортами, подтверждающими их параметры и качество. С марта 2001 года дилерская сеть предприятия увеличится вдвое, до 30 гарантийных пунктов, причем каждый из них, кроме сервисного обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта, может устанавливать двигатели на автомобили. Впервые в отечественной практике УЗАМ разработал 12 типов ремонтных наборов, с помощью которых можно не только отремонтировать двигатель в гаражных условиях, но и модернизировать его, увеличив рабочий объем до 1800 «кубиков». Не надо будет бегать по рынкам с микрометром в руках, выбирая иной раз из откровенного барахла необходимые запчасти. Комплектуя наборы, завод предусмотрел максимум возможных вариантов, гарантируя при этом надлежащее их качество. (Подробнее об этом мы еще расскажем.) В 2001 году УЗАМ планирует начать выпуск моторов (см. фото) с электронными системами управления распределенным впрыском топлива (СРВТ). Один из них модели 248 (AVL) - прямой конкурент французскому F3R, который стоит на «Святогоре». По литровой мощности он превосходит «месье», ценой - дешевле и отремонтировать его, если потребуется, можно, не покупая дорогих импортных запчастей. У двигателей УЗАМ меньшая степень сжатия, что снижает требования к октановому числу топлива. Для нашей глубинки это актуально. Подготовленные к производству образцы впрысковых УЗАМов отвечают по токсичности требованиям Евро П, а в перспективе, при минимальной доработке - Евро Ши IV. Комплектующие для систем впрыска - отечественные, кроме форсунок и датчиков массового расхода воздуха - с этим у нас по традиции нелады. Блок управления разработан в НАМИ, а выпускать его будет фирма АВТРОН в Чебоксарах. Форсунки и остальные датчики такие же, как и на впрысковой «Волге». Впрысковые двигатели моделей 331 и 248 по конструкции принципиально не отличаются (если, конечно, не считать систему питания) от выпускаемых УЗАМом карбюраторных, но при доводке их были учтены предложения фирмы AVL. По ее же рекомендациям в 248-м (AVL) заново спроектирован газовоздушный тракт и на 2 мм увеличен диаметр поршневого пальца. Новый компактный масляный насос с внутренним зацеплением (расположен на переднем носке коленчатого вала) и уменьшенная помпа сделали двигатель короче на 51,5 мм. Теперь его можно ставить поперечно, а на «Москвиче-2141» - разместить перед ним радиатор и заодно рациональнее скомпоновать подкапотное пространство. Об этом давно мечтали конструкторы АЗЛК. Совместно с AVL завод ведет работы по установке турбонаддува на двигатель 248 (AVL). На первом этапе это поднимет его мощность до 140 л. с, а на втором (благодаря применению новых материалов) - до 170 л. с. Какие же возможности были заложены в прародителя этого мотора, если он до сих пор не просто жив, но и способен прибавлять в мощности! Даже не верится, что такое возможно в нашем производстве, где традиционно расширяют допуски и упрощают технологию. А вот поди ж ты! В недалекой перспективе - разработка нового семейства моторов рабочими объемами 1,7-2,3 л. Концепция их уже определена. К фамильным приКачество - постоянная забота уфимзнакам можно отнести алюминиевый блок цилиндров с «заливными» чугунцев. Все двигатели подвергаются горяными гильзами, многоклапанные (12, чей обкатке после сборки, периодиче16) головки, гидротолкатели клапанов ски здесь проводят тесты на безоткази гидронатяжители цепи (никаких ность - 300 часов по специальной меремней - цепь надежнее, считают на тодике. Многое уфимцы задумывали давно, УЗАМе). Новые двигатели появятся через два-три года. Ресурс их предполоно реализовать смогли только теперь, жительно - не менее 200 тыс. км. Но когда заводам стало дышать полегче. это все перспектива, а что же с серийИ все же... ИЖ и «Москвич», основные потребители продукции УЗАМа, много ными моторами? Семейство двигателей УЗАМ ведет ему задолжали, тем не менее он надеетсвою родословную от 412-го мотора, ся на их реанимацию. Руководство разработанного еще в 60-х годах. За это «Москвича» не раз заявляло, что хочет время конструкция в чем-то менялась. ориентировать производство на выТак, все двигатели комплектуют новой пуск малых серий. Значит, и двигателей унифицированной головкой цилиндему потребуется совсем немного. ров с измененными газовыми канала«ИЖавто» только начал возвращаться ми. Увеличен диаметр впускных клапак жизни. Куда ж моторы девать? Монов. Благодаря иной прокладке головжет, самим взяться за производство авки блока (с измененными сечениями томобилей? Делают же они снегоходы отверстий для прохода охлаждающей со своими двигателями. Заполучить жидкости) температура по цилиндрам оборудование бывшего АЗЛК - и впевыравнялась. Сейчас внедряется специред! Возможно, под это найдутся инвеальный микропрофиль на юбках сторы, которые помогут сначала возропоршней, что улучшит условия смазки. дить любимый многими, доступный по А это еще больше повысит долговечцене, удобный «сорок первый», а поность двигателей, хотя моторы УЗАМ том - создавать новые модели, на котодаже при минимальном обслуживании рых будут свои же новые двигатели. Почему не помечтать? 1*1 ходят и по 150 тыс. км.ТАБЛИЦА 1. КАРБЮРАТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ УЗАМа (данные производителя)412Рабочий объем, л Степень сжатия Максимальная мощность, л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, к гсм при об/мин Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Бензин Удельный расход топлива, г/л. с.ч. 3317/331 3313 33181,6 8,880 5500 12,2 34001,7 8,585 5300 13.3 32001,8 7,285 5300 13,5 32001,8 8,590 5300 14,5 320082 75АИ-9385 75АИ-91-9385 80А-7685 80АИ-91-93221220228220Примечание Двигатель модели 412 предназначен для автомобилей ИЖ-412:331 - ИЖ-2126: 3313.3317.3318 -для «Москвича-2141*.ТАБЛИЦА 2. АЕТ0М0БИГ ЬНЫЕ ВПРЫСК0 ЗЫЕ ДВИ ГАТЕЛИ V 'ЗАМ (дан ные производите пя)«РеноF3R272» Макс, мощность, л. с. при об/мин Макс, крутящий момент, Н м при об/мин Рабочий объем, см 3 Диам. цил. х ход поршня, мм Степень сжатия Бензин Литровая мощность, л. с/1000 см 3 112 5200 168 3500 1998 82,7x93 BA321084-гОВАЗ213010 90 5400 140 3400 1774 82x84ВАЗ2111 (210931) 70 4800 118 2800 1500 82x71УЗАМ331 93 5500 139,5 3000 1816 85x80УЗАМ248 97,6 5500 161 3000 1946 88x80УЗАМ248 (AVL) 112 5500 167 3400 1946 88x8086 5600 130 3600 1580 86x74.89,8АИ-92-98 56,19,9АИ-95 54,49,9АИ-95 50,79,946,79,551,29,050,29,5АИ-95 57,6АИ-91-95 АИ-91-93 АИ-91-93Примечание. Двигатель УЗАМ-ЗЭ1. как и карбюраторный рабочим обьемом 1.7 л. предназначен для установки на автомобили -ИЖмаш-АвтО' и имеет такое же обозначение. Двигатели 248 - для АО «Москвич'.