126
127
128
МЫ И АВТОМОБИЛЬ/ДЕНЬПОБЕДЫПоказ новых моделей для вермахта проходил в присутствии высшего руководства рейха во главе с самим Гитлером. Представители фирм и их армейские заказчики докладывали фюреру, что эти мощные и надежные машины способны привезти германскую армию к быстрой победе в восточной кампании... Немецкая индустрия начала подготовку к войне вскоре после прихода нацистов к власти. Уже с середины 30-х вермахт располагал внушительным парком. Армейское командование старалось сокращать число принятых на вооружение моделей, отдавая себе отчет в том, что во время войны обслуживать и ремонтировать разномастный парк будет сложно. втомобильный парк Красной Армии к началу войны намного уступал противнику. Создав первый в мире дизельный танк, отечественная промышленность так и не освоила дизельного мотора для автомобиля. Львиная доля армейской автомобильной техники приходилась на гражданские трехтонки, полуторки, «эмки». Машин, в большей степени пригодных для армейских нужд, было совсем мало. Трехосный ЗИС-6 и полноприводный ЗИС-32 из-за недостатка сырья и эвакуации московского завода в сорок первом сняли с производства. В следующем году прекратил выпуск тяжелых грузовиков ярославский автозавод, а в 1943-м после бомбежки ГАЗа пришлось отказаться от ГАЗААА и полугусеничного ГАЗ-60. Нехватка подходящих шасси замедляла поставку в войска знаменитых «ка-Хорошо известный из истории нацистский лозунг «Один народ, один рейх, один фюрер...» «дописали» военные автомобилисты - «Одно шасси». Но осуществить настоящую унификацию не получилось - фирмы гнули свою линию ив лучшем случае делали однотипные кузова. К тому же между разного рода государственными структурами - министерствами, комиссиями, комитетами - не было согласия. К середине 1941-го в немецкой армии находились машины почти ста моделей, в том числе австрийские и чехословацкие. Многие из них были спроектированы специально для армии и представляли весьма передовые конструкции - дизельные двигатели, полный привод и т. д. тюш», а тяжелые пушки приходилось буксировать тихоходными неповоротливыми тракторами. Позже выручали автомобили, поставляемые союзниками по ленд-лизу. В самый же тяжелый период войны иномарок в нашей армии было совсем немного, к началу 1944 года всего 22%, и основная тяжесть фронтовых перевозок лежала на наших ЗИСах и ГАЗах. Тем не менее тяготы войны, осенняя распутица и зимняя стужа показали, что простенькие советские машины прочнее, надежнее и неприхотливее иных именитых немцев - они легко переваривали низкокачественный бензин, лучше пускались на морозе. Не случайно зимой 1941-го командование группы армий «Центр» издало специальную директиву, предписав войскам использовать... трофейные ГАЗы и ЗИСы.АБ/2001ВОИНА СДЕ \А\Л АВТОМОБИЛИ СОЛДАТАМИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ АРМИЙ...ТЕКСТ / СЕРГЕИ КАНУННИКОВ126 Дитя первой унификации автопарка вермахта - «единый легкий» автомобиль БМВ-325 с шестицилиндровым (1971 см3) 50-сильным мото ром. всеми ведущими и управляемыми колесами. В 1937-1940 гг. построили более трех тысяч таких машин. Подобные автомобили с иными двигателями выпускали также фирмы «Штевер» и «Ганомаг».Более всего неприспособленными к условиям войны в России оказались штабные машины вермахта - «кюбелъвагены». Многие отличались от стандартных гражданских моделей только упрощенным кузовом. Мощные, привередливые к качеству бензина и масла мо-торы, сложные подвески прекрасно работали на автобанах, но отказывали на фронтовых ухабах. Даже генералы часто предпочитали простые, надежные, легкие (если что, отделение солдат вынесет из грязи) КДФ предков легендарного «Жука». На одном из совещаний в ставке команвойну оставался ГАЗ-61 - модификация «эмки» с шестицилиндровым двигателем и всеми ведущими колесами. «Бюик», «Паккард» и «Хорьх», на которых Бучин тоже изредка возил Георгия Константиновича, хороши были для улиц Москвы или поверженного Берлина, но не для фронтовых дорог. Грузовики военного времени ЗИСы и ГАЗы отличались от мирныхдующий африканским корпусом «Пустынный Лис» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель сказал отцу «Фольксвагена» Фердинанду Порше: «Вы спасли мне жизнь. Я остался цел во время пересечения минного поля... шедший за мной тяжелый «Хорьх» взлетел на воздух». деревянными кабинами, упрощенными крыльями, только одной фарой (на фронте все равно приходилось соблюдать светомаскировку). На ЗИС-5 ставили лишь задние тормоза, примитивный глушитель. Но главное - ограниченное количество моделей, базировавшихся на двух-трех конструкциях, позволяло поддерживать машины в строю.Советские штабные «эмки» с простой, но прочной подвеской, неприхотливым двигателем выдержали экзамен войной. А уж американским «виллисам» и Газовским полноприводникам на прифронтовом бездорожье не было равных. Шофер маршала Жукова Александр Николаевич Бучин вспоминал, что лучшей командирской машиной всю «Мерседес-Бенц 4500R Маультир» (мул) делали в 1943-1944 гг. Автомобиль грузоподъемностью 4500 кг оснащали 112-сильным дизелем. Максимальная скорость - 36 км/ч. расход топлива на шоссе - 70 л, на бездорожье - 1 20 л.Часть «американцев» поступала к нам в виде машинокомплектов. В ту пору в СССР собирали полноприводные полуторки «Шевроле-С7107» (6 цилиндров. 3.8 л. 83 л. с.)С 1942 по 1944 год построили 5931 ЗИС-42М с 85 сильным двигателем. Машины использовали для буксировки тяжелых орудий. Полугусеничные автомобили-вездеходы отличались посредственной управляемостью, низкой скоростью и высоким расходом топлива. ЗИС «съедал» до 60 л бензина на «сотню» и развивал всего 45 км/ч.Немецким шоферам и механикам катастрофически не хватало запчастей для разношерстного парка. Все больше автомобилей оставались брошенныконцу войны автомобильный парк Советской Армии насчитывал свыше 664 тысяч машин, более 60% из них были отечественные. Это они помогали отбросить фашистов от Москвы, дос-ми на обочинах дорог. Богатство вермахта постепенно таяло. Заводам пришлось отказаться от сложных и дорогих конструкций, и былые конкуренты наконец-то стали тавляли по льду Ладожского озера продовольствие голодающему Ленинграду, вместе с союзническими «доджами» и «студебекерами» въезжали в поверженный Берлин. Мы победили сильного, прекрасно воо-выпускать однотипные модели. Теперь уже с кабинами, по конструкции похожими на газовские и зисовские - деревянный каркас, обшитый фанерой. руженного противника и на полях сражений, и в битве моторов, при том, что на немецкий вермахт работали именитые и мощные фирмы не только Германии, но и европейских государств...К...Вспомним же солдат, водивших машины по фронтовым дорогам, вспомним рабочих, сутками не покидавших цехов, где собирали неказистые, но крепкие полуторки и трехтонки, вспомним всех, кто сражался и трудился во имя Победы. Вспомним с благодарностью.../УС ПРАЗДНШС^^