12
13
ОЛЕГ ДЕРИПАСКА:ПОКУПАЕМ, ЧТОБЫ РАБОТАТЬОлег Дерипаска родился 2 января 1968 года в городе Дзержинске Горьковской (Нижегородской) области. Закончил с отличием среднюю школу и два ВУЗа: физический факультет МГУ им. МБ. Ломоносова и Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова. С1994 года-директор Саянского алюминиевого завода, одного из крупнейших в России. В 1997 году выступил инициатором создания первой вертикально интегрированной промышленной компании - Группы «Сибирский алюминий». С весны 2000 года - Генеральный директор вновь образованной компании «Русский алюминий», второй по производительности и уровню капитализации в мире. На долю «Русала» приходится 70% российского и 12% мирового производства алюминиевой продукции. ГАЗ в 2001 году ИПГ «Сибал» инвестировало в развитие ОАО «ГАЗ» 170 млн. долларов. За первый квартал 2001 года долги завода снижены на 300 млн. рублей, есть договор с кредиторами о реструктуризации долгов. На 2001 год руководство автозавода спланировало бездефицитный бюджет - как можно судить по результатам работы за первые месяцы, вполне реальный./ИЗ ПЕРВЫХ РУКО.Д.: Первой задачей менеджеров «Сибала» на ГАЗе было освободить завод от вексельно-бартерной кабалы. Подобные схемы расчета лишали ГАЗ оборотных средств и практически душили производство. В декабре 2000 года на заводе был создан торговый дом «РусавтоГАЗ», а в регионах - первые склады ответственного хранения. Мы установили свои принципы реализаЗР: Олег Владимирович, Ваше обращение ции к автомобильной промышленности наверавтомобилей: денежные формы расчетов с дилерами, жесткий конняка не случайно. На чем основан расчет? О.Д.: Автомобильный рынок мы натроль над ценообразованием, прибличали изучать давно - искали новые возжение нашей продукции к конечному можности использования алюминия в потребителю и перемещение центра России. И, разумеется, обратили внипродаж в регионы. К марту 2001 года в мание на то, что наши автомобилестроразличных городах России появились ители этот металл применяют, по совре20 региональных складов ответственменным меркам, мало. Мы приступили ного хранения. Таким образом, мы пок целенаправленным исследованиям. лучили экономические рычаги, котоВыводы обнадежили: к примеру, в тирые позволят проводить независимую пичной модели городского автобуса политику продаж и навести порядок. оказалось возможно увеличить долю Благодаря этому мы уже смогли выровалюминия с 136 до 250 кг, что снизило нять цены на рынке «газовских» автообщую массу автобуса, но увеличило мобилей и поставить всех дилеров в равные условия. грузоподъемность!ты - колоссальные: завод работает на полную мощность, на которую он и был спроектирован! Замечу: хотя ГАЗ находится в том же регионе, но привлек нас вовсе не географической близостью или технологической связанностью с ПАЗом. Перспективностью! Именно перспективностью, потому что, несмотря на все трудности и огромные долги, ГАЗ с его дочерними производствами представляет собой уникальный многопрофильный производственный комплекс, позволяющий развивать буквально все направления автомобилестроения. Россия нуждается в этом сегодня как никогда. Потому наша задача-максимум - сделать автомобиль, которым страна могла бы гордиться.ПАЗ в 2001 году До апреля 2000 года спад на заводе грозил катастрофой: объем производства упал на 34%, а доля бартера составляла 90%. За ПАЗом числился долг в 600 млн рублей, рабочие из-за невыплаты зарплат еле сводили концы с концами. «Сибал» сделал финансовые вливания, и 19 октября 2000 года были пущены мощности под производство автобусов среднего и большого класса, новый комплекс европейского уровня был оснащен оборудованием швейцарской фирмы «Галика». рассчитанный на ежегодный выпуск 500-700 машин. Выпуск ПАЗ-3205 увеличится до 11 000 автобусов в год.ЗР: Каковы перспективы отношений ЗР: Ваше появление в автомобильнойГАЗа с ФИАТом, другими иностранными Отвечая на вторую часть вопроса, скапартнерами? жу. да, мы стремимся вкладывать деньотрасли началось год назад с Павловского ги в развитие производства внутри Росавтобусного завода. Что дал ПАЗу год раО.Д.: Если говорить о СП «Нижегосии и, соответственно, получать приботы с менеджерами «Сибала»? родмоторс», то оно фактически не рабыль от реализации конкурентоспособО.Ц.: Мы, действительно, уже почти ботало ни дня: расходы шли только на ного товара. Для меня, как бизнесмена, год ведем активное реформирование административный аппарат, а в произважно, чтобы мои соотечественники ОАО «Павловский автобус», и первые водство не было вложено ни цента. Что могли покупать высококачественную результаты - налицо. Ликвидированы касается ФИАТа, то с этой компанией у продукцию, не уступающую мировым задолженности по налогам и платежам, нас есть протокол о намерениях, подпианалогам, но по приемлемым ценам. созданы новые технологические линии. санный обеими сторонами; созданы раКроме того, мы сменили менеджмент, бочие группы. Сегодня мы рассматриЗР: Какие шаги предприняты Вами и ваприняли реальный бизнес-план, разраваем ФИАТ в качестве стратегического шей командой для реформирования рабоботали стратегию на три года. Результапартнера ГАЗа, с которым будем строты ГАЗа? ить сотрудничество фазу по нескольким направлениям. Хочу подчеркнуть, что во время поездки менеджеров ГАЗа в Италию руководство компании ФИАТ высоко оценило перемены, произошедшие на ГАЗе. Уверяю вас: иностранПОЯВИТСЯ ЛИ ные компании не будут работать с росВ НАШЕМ ЖУРНАЛЕ сийскими партнерами, в которых они ФОТО ГЛАВЫ «СИБАЛА» не уверены - в нас же никто не сомневаРЯДОМСГАЗ-3111? ется. ЗР: Есть информация, что Вы хотите Здесь мы приводим выдержки из Вся загвоздка в высокой цене автомосоздать автомобильный холдинг. Расскавыступления генерального директора биля. За реальную сегодняшнюю цену жите о нем. О.Д.: Мы считаем, что России необОАО «ГАЗ» Виктора Беляева на пресс- ГАЗ-3111 будут продавать и выпускать ходимы 2-3 крупных автомобильных конференции 15 марта сего года и штучно, что пока и происходит. Торговать себе в убыток, назначая цену нихолдинга, которые консолидируют все наш краткий комментарий. «Проект ГАЗ-3111 ни в коем случае не предела рентабельности, руководже активы бывшего СССР. И уже на базе ство ГАЗа не хочет - и его можно поэтих активов следует строить новые остановлен и не отброшен. В 2000 году нять. Остается два пути: закрыть просборочные производства, выпуск комбыло выпущено 53 автомобиля, с начала ект плектующих. Холдинг, который мы этого года - 90 автомобилей. На сегодили искать возможности удешевпланируем создать, рассчитан для реаняшний день ГАЗ владеет мощностями ления машины. Судя по сделанным заявлениям, выбран второй путь лизации продукции на сумму более 2 для производства 10 тысяч ГАЗ-3111. Но снижать цену. От эффективности миллиардов долларов. На его становлемы производили и будем производить, исходя из потребностей рынка. Что мешаэтой работы и будет зависеть объем ние мы отвели полтора года. Какие преимущества у такой струкет больше? Пока высокая стоимость производства. туры? Прозрачные, понятные, а главэтого автомобиля. Нынешняя цена новой Как сообщает пресс-служба ОАО «ГАЗ»: «...Через два месяца после деное - взаимовыгодные связи. Напри«Волги» в 13-14 тысяч долларов делает ее тального изучения проекта ГАЗ-3111 мер, сегодня у России нет хорошего динеконкурентоспособной на отечественрабочая группа подготовит новый зеля, следовательно, наши автомобили ном рынке. При условии снижения цены бизнес-план...». Тогда что-то, возможна зарубежном рынке неконкурентоавтомобиля до 10 тысяч долларов он пойспособны. Но за полтора года в холдинг дет на реализацию. Поэтому перед но, и прояснится в судьбе новой «Волги». войдут ярославские и минские заводы, ГАЗом стоит задача снизить стоимость » * * а их производство будет модернизироГАЗ-3111, не опуская ее ниже уровня ренвано. Именно так мы надеемся значитабельности. В настоящий момент на А вот наша собственная информация. тельно увеличить долю реально экспоравтозаводе создана рабочая группа, котоКорреспонденты ЗР недавно порая более тщательно разбирается с пробывали в Нижнем Новгороде, где позтируемой продукции. накомились с новой «Волгой» в ходе Между прочим, поставщикам приектом 3111. Мы хотим более продуктивмини-теста на заводском полигоне. дется еще доказывать свое право снабно рассмотреть перспективы этого проИх рассказ о впечатлениях от ГАЗжать наш холдинг своей продукцией - екта и затем принять решение по мощ3111 вызвал 13 тыс. (!) обращений на потребуется отменное качество и реальностям на ближайшие пять лет». Итак, отказываться от планов выпунаш сайт www.zr.ru. Таков интерес к ная цена. Если что - найдем замену... 1*1 Ав итоге мы планируем создать опска новой «Волги» ГАЗ не собирается. газовской новинке. тимальный коммерческий автомобиль. Мы построим такую машину, которая сегодня на западном рынке стоит 25 тысяч долларов - а завтра у нас будет стоить 10 тысяч долларов! Мы предполагаем активно работать с третьими странами и каждый год увеличивать объем экспорта на 10-15% до тех пор, пока он не удвоится. А для расширения внутреннего рынка - подключим свою систему кредитования. В завершение скажу - ждите на подиумах автосалонов и на дорогах новых отечественных автомобилей: надежных, красивых, доступных по цене. До этого осталось не так уж и много времени.ИНТЕРВЬЮ ВЗЯЛ ВИКТОР БЕЛОВ