155
/ИЗМЕРЕНИЯЧТО У ВАС В КОЛЕСАХ?НОРМАЛЬНЫХ МАНОМЕТРОВ НЕТ!Т КТ / СЕРГЕЙ ЖБЫРЬ, БОРИС ЧЕРЕПАНОВ, ЕС УРАЛЬСКИЙ НИИ МЕТРОЛОГИИ ГОССТАНДАРТА РФавление у всех должно быть в норме - как у хозяина, так иу автомобиля. Чтобы накачать передние и задние колеса с нужной точностью (до Владельцам же «москвичей», не имеуровня, рекомендуемого заводом-изгоющим ни чудесной четырехшариковой товителем), требуется не только коммашины, ни возможности купить гапрессор, но и манометр. Здесь-то и нарантированно хорошее масло, остается чинаются проблемы. Для достижения руководствоваться собственной интуиэтой самой точности относительная поцией и рекомендациями заводских спегрешность средства измерения не должна превышать 1% - поверьте метциалистов. Если купили новый «Москвич» - не ме­рологам. А теперь познакомимся с реально существующими в РФ шинными нять масло в коробке до пробега 60 тыс. км манометрами ручного давления - их (ох как тяжко заставить себя следовать перечень дан в таблице. этой рекомендации!). Обратите внимание: погрешность Приобретать масло только в проверенманометра каждый производитель заных магазинах. дает по-своему - кто в абсолютных едиНе покупать масла, напоминающие по ницах, а кто классом точности. Ничего названию те, что указаны в табл. 1, но с приставкой «типа ...», или иным пакесложного в этом нет: первое - это цена деления шкалы, второе - допустимая том присадок, а также иного производителя. Дотошные инженеры «Москвиошибка на верхнем пределе измереча» заметили, что название «Велс- ний, выраженная в процентах. Перестранс» - у масел трех фирм: АО «ЛУчитать одно в другое очень просто... Койл-Пермьнефтеоргсинтез», ТОО Возьмем, например, казанский мано«Нефтехимическая фирма «Этма» и метр «Момент». Умножаем величину ООО «Опытное производство масел верхнего предела (0,4 МПа) на показа«Биарм». Все три - пермские, имеют тель класса точности, то есть на 4, и деодин и тот же юридический адрес, вылим на 100 - получаем 0,016 МПа (или пускают масло по одним и тем же ТУ, но 0,16 кгс/см2): это и есть погрешность последние две применяют иные приприбора в абсолютных единицах. Кстасадки, чем «ЛУКойл». В результате их ти, если мы захотим измерить им меньмаслом потчевать главную пару «Москшее давление, например, равное вича» негоже. 2,0 кгс/см2, то относительная погрешность тут же пропорционально увелиНе поддаваться на уговоры продавцов: «Берите, у меня «мерс» на таком ходит». ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАНОМЕТРОВ Действительно, у него, может быть, и ходит. Но скажет ли «спец», какая наТип манометра Изготовитель Диапазон измерений, МПа грузка сваривания должна быть для ОАО «Автокомплект», Октябрьский, МД214 0,05-0,30 «Мерседеса»? ПВО «Точмаш», Владимир Если после смены масла через несколько 0,04-0,40 МД209 -— сотен километров пробега (500-1500 км) МД14, МД227 0,3-0,9 — или после движения на скорости, близкой МД231 к 0,2-0,7 — максимальной, главная передача стала шу2019 МД ОАО «Манотомь», Томск 0,06-0,40 меть и шум продолжает нарастать илиМанометр шинный «Момент» «Теплоконтроль», Казань 0-0,4 перешел в вой - ремонт коробки, к сожале0-0,1 Манометр шинный «Момент»* 0,1-0,3 нию, неизбежен. 0,3-0,4 Рекомендации нехитрые, но следоKFM, Польша 0,06-0,4 MA37(MSB-1) вать им необходимо. Сколько коробок и KFM, Польша 0-1,2 МА37 (MSB-2) денег можно тогда спасти! Да и репута'Диапазон разбит на поддиапазоны, а каждом из которых указан свой класс точности. ция «Москвича» станет выше. I».Впечатляет? Хорошо, когда следы «прихвата» на шариках, а не на зубьях шестерен.Дчится и составит 0,16/2х100%=8%. Ту же цифру можно получить иначе: взять исходные 4% и умножить на отношение верхнего предела шкалы к интересующей нас отметке 4%х0,4/0,2=8%. В общем, чем ближе к началу шкалы, тем хуже точность измерений... Более того, при давлениях, выходящих за границы диапазона, манометры имеют полное право показывать «погоду в Африке», а соответствующие деления шкалы могут вообще отсутствовать! А теперь вспомним про вышеупомянутый 1%... Мы пришли к неутешительным выводам: ни один из перечисленных в таблице приборов не может обеспечить требуемую точность измерений! И это без учета того, что в сопроводительной документации большинства изделий нет предупреждения о дополнительной погрешности, связанной с пространственным положением манометра... Кстати, она сопоставима с основной погрешностью. Невесело. А ведь для решения других задач в практике давно используются манометры классов точности 1и 1,5, которые позволяют измерять давление в колесах с нужной точностью. Остается помечтать о том времени, когда подобными приборами обзаведутся автосервисы, транспортные предприятия и бензоколонки - в этом случае мы с вами будем проверять давление в шинах цивилизованным путем. А из багажников исчезнут ненужные безделушки... 1»1Погрешность, МПа (цена деления) ±0,01 (0,01) ±0,015 (0,015) ±0,025 (0,025) ±0,02 (0,02) Кл. 2,5 (0,01) Кл. 4 (0,02) Кл. 4 (0,01) Кл. 2,5 (0,01) Кл. 4 (0,01) Кл. 4 (0,02) Кл. 4 (0,02)