154
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ДЛЯ «МОСКВИЧ А-2141»Т КТ / ВЯЧЕСЛАВ КОМАРОВ, ЕС ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА АО «МОСКВИЧ» ПО КАЧЕСТВУ ФТ / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ ООВыбирая масло для коробки передач своего «Москвича-2141», кто-то по старинке ищет ТАД-17И, а ктото полагается на совет продавца и мнение друзей. «Продвинутые» листают справочники, ориентируясь на класс вязкости и группу эксплуатационных свойств. Но покупают, опять-таки, «как у соседа». Ситуация все же меняется. Наши специалисты недавно завершили работу по анализу поставляемых заводу трансмиссионных масел. Проверялись все их основные характеристики с акцентом на противозадирные свойства. В лаборатории использовали так называемую четырехшариковую машину трения. Методика не нова: в контейнер с исследуемым маслом помещают три стальных шарика, а сверху - четвертый. Контейнер вращается, к верхнему шарику прикладывается постепенно возрастающее усилие - и определяется то, при котором шарики приварятся друг к другу (по заводской документации оно должно быть не менее 400 кгс). Получается забавная пирамида. До момента сваривания происходят «прихваты», оставляющие на шариках характерные следы. Подобное бывает с зубьями шестерен главной пары, если залито негодное масло. Правда, тут уж не до забавы. Результаты лабораторных работ проверили на дороге во время специальных ударно-скоростных испытаний и при длительных пробегах. Выводы совпали:масло с нагрузкой сваривания менее 400 кгс для «сорок первого» не годится. Попутно заводчане лишний раз убедились, что у некоторых поставщиков ворох сертификатов, протоколов испытаний, заключений, подтверждающих непревзойденное качество своей продукции, вот только для «Москвича» их масло не подходит. Поразительно, что представляют эти документы заводу, заведомо зная о его требованиях. Думают, что не проверят? Отнюдь, лаборатория «Москвича» проводит тщательный анализ всех партий масел независимо от поставщика. Масла, успешно прошедшие испытания, представлены в табл. 1. Те, что покупать не следует - в табл. 2 (измененияИзношенные главные пары? Вывод - масло должно быть правильным!в «Руководство по эксплуатации» будут внесены в ближайшее время). А в коробки конвейерных автомобилей АО «Москвич» ныне заливает только проверенные масла. Но доедет ли это масло до потребителя - 6о-о-ольшой вопрос. Не сложно ведь приотвернуть пробочку и отлить «детишкам на молочишко»... Да и просто надо иметь в виду потери масла через низкокачественные уплотнения. Впрочем, вскоре внедрят новые импортные сальники, практически исключающие утечки. С ними первая смена масла отодвинется до 100 тыс. км пробега. При этом пробки маслосливного и заливного отверстий коробки будут пломбировать, подобно приводу спидометра.ТАБЛИЦА 1. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА. РЕКОМЕНДОВАННЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ В КП АВТОМОБИЛЕЙ АО «МОСКВИЧ»Марка масла, изготовитель «Самойл 4404», Новокуйбышевский НПЗ «Велс-транс-5», «ЛУКойл ТМ-5», АО «ЛУКойл-Пермьнефтеоргсинтез» «Новойл-супер-Т», Новоуфимский НПЗ «Яр Марка Супер Э», АО «Славнефтьярославнефтеоргсинтез», Ярославль «Яр Марка Супер Т», АО «Славнефтьярославнефтеоргсинтез», Ярославль Transelt В, фирма ELF Spirax HD, фирма Shell Класс по SAE, группа по API 85W90 GL-5 85W90GL-5 80W90 GL-5 80W90 GL-5 85W90GL-5 80W90 GL-5 80W90 GL-5 Технические условия, пакет присадок 38.301-13-012-97 «Лубризол» 0253-071-00148636-95 «Англомол» 38.301-04-13-95 «Англомол» 0253-018-00219158-96 0253-018-00219158-96 Нагрузка сваривания, кгс 473m_^J3500 473 473 447 500ТАБЛИЦА 2. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА. НЕ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ В КП АВТОМОБИЛЕЙ АО «МОСКВИЧ»Марка масла, изготовитель «Велс-транс», ТОО «Нефтехимическая фирма «Этма», Пермь Трансмиссионное масло типа «Велс-транс», 0 00 «Опытное производство масел «Биарм», Пермь «Рексол Т гипоид», Рязанский НПЗ Класс по SAE, группа по API 85W90GL-5 85W90 GL-5 80W90 GL-5 Технические условия 0253-071-00148636-95 0253-071 -00148636-95 38.301-41-150-93 Нагрузка сваривания, кгс 315 335 2995/2001154