КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙПОЧЕМУ ЗНАЧЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ [ИСТОЧНИКАХ ТЕКСТ / АНТОН ЧУИКИН ФОТО/ ИГОРЬ ТВЕРДУНОВДЕТЕКТИВНОЕ НАЧАЛО Тему подсказали читатели - они пытаются уточнить, сколько в самом деле лошадиных сил развивают моторы их машин: «В заводской инструкции указано одно, у вас напечатано совершенно другое, в документах на автомобиль вообще записано третье!» И такие претензии едва ли не по каждой российской модели! Что ж, заводим папку с грифом «Мощность»... Первыми под тесемочки легли копии ПТС (паспортов транспортных средств) автомобилей, проданных в прошлом году. Все-таки официальный документ с заводской печатью, где, помимо прочего, указана и мощность. Следующие руководства по эксплуатации (издания ВАЗа и ГАЗа), за ними - последний справочник НИИАТ и, наконец, распечатки технических характеристик, почерпнутые на сайтах двух автогигантов. Информация из этих первоисточников легла в таблицу 1. Для указанных в ней моделей совпадения, прямо скажем, редки, при том, что ПТС и заводская инструкция были приложены к одному и тому же автомобилю! М-да, стоит ли удивляться путанице в журналах? Читатели наверняка обнаружат еще немало расхождений ис документами на их собственные автомобили. Так, в 1998-м у «Нивы» по ПТС было на 1,9 кВт больше, в 1994-м «шестеркина» инструкция (в отличие от данных табл. 1) совпадала с книгой НИИАТ, по некоторым источникам (в их числе ЗР) двигатель «Волги» развивает 145 л. с... Что же за конокрады потрепали табуны под капотами?! НАРУШИТЕЛИ КОНВЕНЦИИ Первое, с чем следует разобраться система единиц. Согласно общепринятой международной СИ, мощность измеряют в ваттах (Вт) и кратных им величинах, например, киловаттах (кВт). Ватт прямо связан с основными единицами СИ, для расчета не нужно даже помнить коэффициенты. В то же время любимые многими наглядные «лошадиные силы» поставлены вне закона. Тому много причин - так, английские и американские «лошади» несколько больше наших... Обозначения «л. с», «hp», «PS» можно использовать для справки, гделибо в рекламе, но для точных технических данных они не существуют! Впрочем, и наш журнал вовсю употребляет устаревшие единицы - что поделаешь, сила привычки... И все же пора подтягиваться к международным стандартам, а потому дальше речь пойдет о киловаттах. Напомним лишь примерную формулу «для справки»: 1 кВт = 1,36 л. с. И ТЫ, БРУТТО! Ну, хорошо, пусть не лошади, киловатты. Но они-то куда пропали... Может, убежали домой? Отправляемся следом - в Тольятти. У конструктора есть чертеж, у испытателя - протокол, у технолога - карга. Но единым официальным документом, кстати, доступным не только заводчанам, являются технические условия. В них изготовитель описывает автомобиль, его характеристики, комплектацию. ТУ для завода - закон... установленный им самим. В идеале любой параметр, в нашем случае мощность, должен из ТУ переходить во все остальные - производные - документы, не меняясь! Но вот в чем беда: в ТУ ВАЗа мощность указана в четырех (!) стандартах. Два «наших» значения по ГОСТу в вариантах нетто и брутто, одно - по международному стандарту ISO и еще одно почему-то по немецкому DIN (видимо, наследие благополучных экспортных времен). Разница - в комплектации двигателей (см. «Нашу справку»), которые могут по-честному выдавать разные мощностные показатели, будучи поразному нагружены! Соответственно, появляется вероятность заблудиться в трех мощностях! В трех - потому что ISO и ГОСТ для комплектации нетто, по сути, одно и то же. Именно эти стандарты, а не чужой DIN или нечеткий ГОСТ брутто и следует брать за основу.«Железный конь давно сменил крестьянскую лошадку. Пора бы и киловаттам вытеснить лошадиные силы: сумели же мы отказаться от аршинов, фунтов, десятин.» Кстати, мощность, указанная в ПТС ВАЗ-21103 - 68,8 кВт - похоже, на самом деле соответствует стандарту DIN, да еще указана для машины без нейтрализатора... КРУГОВОРОТ КИЛОВАТТОВ В начале 90-х ВАЗ провел работу по адаптации карбюраторных моторов к новому «девяносто первому» бензину, сменившему АИ-93. Естественно, переход на меньшее октановое число повлек за собой, помимо изменения установочного угла опережения зажигания, некоторое снижение мощности. Из-за этого двигатель ВАЗ-21083 стал развивать меньше прежних 513 кВт, ослабела «Нива». Потребители об этом узнают через... несколько лет! Тогда же на производство встали впрысковые модификации переднеприводных машин. Различные блоки управления и комплектация машин внесли свою лепту в чехарду киловаттов. А тут еще строгое требование ВАЗа заправлять впрысковые автомобили только «девяносто пятым»... В общем, ТУ безбожно отстали от жизни, не успевая обновляться; следом ошибки попали в «Руководства», где и так хватало путаницы с брутто. К тому же переиздают их только раз в три-четыре года, а не к моменту начала производства измененной машины. В ПТС мощность переписывают из сертификационных документов, куда ее заявляет сам завод... Пройдя по цепочке «испытатели двигателей - составители инструкций - конструкторы - оформители ПТС», ваш корреспондент убедился не ^ й ! то что в возможности - в неотвратимо- -| л сти ошибок! __ | КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ТАБЛИЦА 1. ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЕЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ИСТОЧНИКАММощность двигателя ПТС, 2000 г, «Вт Модель двигателя 2103 2106 21213 Моде» автомобиля 21043, 21053, 21061,2107 2106, 21074 21213 21045 21083,21093,21099 210831,210931,210991 21102,2111 2112 | ЗМЗ-4062.10 21103,21113,2112 3110 Рушодсто по эксплуатации, ГОСТ 14846 нетто, кВт/лх. Справочник НИИАТ, 1994 г, ГОСТ 14846, брутто, (ВТ/Л. с Заводской сайт, 2001 г, •ВтНАША СПРАВКААвтомобили ВАЗ 52,5 54,8 56,1 37 49,8 57,2 52,5,57,2 68,8 96 52,5/71,4 54,8/74,5 58/78,9 38,7/52,6 51,5/70 51,5/70 58/78,9 68/92,5 Автомобили ГАЗ 110,2/150 52,6/71,5 55,5/75,5 52,3 58,834121083 211151,5/705849,8,51,5 51,5,60-56 69110,3В таблице 2 представлены точные данные из действующих и готовящихся ТУ на основные (но далеко не все!) модели и модификации ВАЗ. Отдельно мы приводим разъяснение ЗМЗ о 406-м двигателе. По мере появления новых документов постараемся информировать читателей, как именно меняются характеристики серийных машин. Давно пора навести порядок с этими характеристиками, сделав их едиными во всех документах! Ведь неощутимые при обычной эксплуатации максимальные «лошади» и киловатты превращаются во вполне весомые рубли при уплате дорожного налога. Представьте, сколько пере- (или недо-) платили мы все в казну! А если еще вспомнить, как вычисляют налоги в ГИБХШ через «незаконные» лошадиные силы. .. Впрочем, это особая тема, к котоРАЗЪЯСНЕНИЕ рой мы непременно вернемся. ЗАВОЛЖСКОГО МОТОРНОГО *** В ТУ на двигатель указана номиP.S. О том, что с указанными мощнональная мощность брутто. Первостями на заводе непорядок, приватно гоначально максимальная мощность ворили многие вазовцы. Впрочем, не ис150 л. с. была установлена для двиключено, что чехарда скоро прекратится гателя ЗМЗ-4062.10 со степенью и киловатты дружно образуют единый сжатия 9,5 единицы. Позже она быстрой, одинаковый во всех источниках: в ла снижена до 9,3, чтобы обеспеТольятти случайно услышал о заводской чить бездетонационную работу комиссии с грозным именем «Ревизиондвигателей на бензинах с октаноная», уточнявшей записанные в чертевым числом 91. Соответственно, мощность брутто составила 145 л. с. жах и ТУ величины мощности... I»! По требованию Органа по сертиТАБЛИЦА 2. М0ЩН0СТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ ПО ТУ НА АВТОМОБИЛИ фикации в «Одобрении типа (на 22.03.2001) транспортного средства» (а следовательно, и в ПТС) с 1999 года укаМодель Особенности Модель НоминальМаксимальный Частота вращения, двигателя комплектации автомобиля крутящий мо- соответствующая мощность ная зывают мощность нетто по ГОСТ мент по ГОСТ максимальному поГОСТ частота 14846. Для автомобиля ГАЗ-3110 с 14846-81, крутящему моменвращения, 14846-81 Н'И ±5% ту, об/мин нетто, «Вт ±5% об/мин двигателем ЗМЗ-4062.10 она составКарбюратор, 21043, 21053, ляет 96 кВт (130,6 л. с), как указано 104 Нет данных* 5600 52,5 электро вентилятор 2107 2103 в ПТС и последнем издании руко21043, Карбюратор, механиНет данных* 5600 51,6 103,8 водства по эксплуатации автомобический вентилятор 21053 ля. (См. также ответы специали2106 116 5600 Нет данных* 2106, 21074 Карбюратор 54,8 3000 21213 21213 5200 Карбюратор 56,1 125,3 стов ГАЗа - ЗР, 2001, № 4 - ред.).21214 2123*", 21214-10""* Центральный впрыск Распределенный впрыск 21214 2123, 21214 21045 2108, 2109, 21099, 2110, 21111,2115 2110,21111 2108, 2109, 21099, 21102, 2111, 21122 21103. 21113, 2112 56,1 58,5 5200 5000 4600 5600 5600 5400 5400 5600 5600 126,3 127,5 Нет данных" 4000 2500 3400 3400 3000 3000 3700 3700Испытания моторов регламентирует ГОСТ 14846-81. При определении мощности нетто комплектация двигателя почти точно соответствует автомобильной: установлены системы впуска и выпуска, охлаждения, регулировки отвечают ТУ. В варианте брутто многое оставляют на усмотрение предприятия-изготовителя: состав системы впуска, наличие устройств снижения токсичности отработавших газов и т.д. Настройки ТНВД на дизеле и карбюратора с зажиганием на бензиновом моторе могут быть мощностными. Это позволяет снять большую мощность (до 10 %), но по сути менее объективно - на автомобиле двигатель покажет себя несколько иным.34121083 2110тнвдКарбюратор Карбюратор Распределенный впрыск без ОС"***СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Возникали ли у вас затруднения с определением мощности двигателя при регистрации автомобиля, техосмотре или в других случаях?3749,892100,4 103,9 115,7 115,7 128,3 127,55257,2 56,4 67,5 66,72111 Распределенный впрыск с ОС**** 2112 Распределенный впрыск без ОС Распределенный впрыск с ОС****Данные для карбюраторных моторов получены при работе на бензине АИ-91, для впрысковых {за исключением «Нивы») - АИ-95 'Фактически 3400 об/мин. "ТУ на опытную партию автомобилей в 3000 штук. '"ТУготовится, показатели идентичны двигателю ВАЗ-2123. ""ТУ разрабатывается ОС - обратная связь по датчику кислорода, то есть автомобиль оборудован нейтрализатором.