196
СВОИМИ СИЛАМИ/ М ЫДЕЛАЕМ ТАККУХОННАЯСБОРКАЗАЧАСТУЮ МОЖНО ОБОЙТИСЬ ДОМАШНИМИ СРЕДСТВАМИТЕКСТ / НИКОЛАИ ПРОКУДА.иi i ^ ]щШШ* _ ____1Л ______•___•27-о.юwu^ ^ }А.•и и•• » •Приспособление для запрессовки пальца: 1 - оправка; 2 - регулировочная гайка; 3 - поршень; 4 - поршневой палец; 5 - направляющая втулка; 6 - шатун; 7 - винт.На лист картона кладу металлическую крышпит, но от прикосновения мокрым пальцем ку от консервной банки бортиком вверх. Во «не шипит»...). время сборки это - место для поршня. Замерив В это время работает и вторая горелка: детали, выбираю подходящее приспособление вентиль открыт наполовину, рассекатель из двух имеющихся у меня. Они отличаются пламени снят. Кладу на него шатун меткой диаметрамистержня-13,9 и 14,9 мм, что позвверх так, чтобы пламя омывало отверстие воляет приспособиться к разбросу в диаметрах верхней головки. Как я определяю темпераотверстий пальцев. В отверстии задней бобыштуру шатуна? Тоже на ощупь! (Конечно, тут ки поршня (той, что без буквы П), с внутренней требуется опыт...) Если палец не терпит стороны делаю шабером небольшую «заход- мгновенного прикосновения к шатуну в его средней части, дальнейший нагрев излишен В статьях журнала за июль и декабрь 1999 ную» фаску, для облегчения сборки. года были показаны приспособления, помогаПосле расточки и хонинговки цилиндров узел можно собирать. ющие правильно запрессовать поршневой па(конечно, не на кухне!) поршни подобраны к При последующих манипуляциях на левую лец в шатун с надетым на него поршнем. Наним и помечены. Остается подготовить шатуруку надеваю рукавицу. Ставлю нагретый помню, что в двигателе «Жигулей» поршневой ны - напомню, что номер цилиндра выбит на поршень на крышку для консервирования палец запрессован в верхнюю головку шатуна, шатуне и крышке нижней головки. Шатун с буквой Пк себе. Взяв горячий шатун за нижпоршень же «плавает» относительно пальца. поршнем нужно собрать так, чтобы лыски, нюю головку, ввожу верхнюю между боЭто несколько усложняет как разборку, так и фиксирующие вкладыши в нижней головке, и бышками поршня и плотно прижимаю к блисборку. В частности, заводская технология требуква П на бобышке были с одной стороны - жайшей. Остается только энергично задвибует нагреть шатун до 240°С, надеть на него например, справа. Шатун со стороны лысок нуть палец в поршень с шатуном до упора. поршень и, совместив оси отверстий, быстро помечаю мелом. Делаю это почти мгновенно. Затем, не доживвести в них холодный поршневой палец - да Теперь настраиваю приспособление, опредаясь разогрева пальца, быстро извлекаю из так, чтобы он расположился симметрично отделив после замеров деталей величину А (см. него приспособпение. носительно шатуна. Последнее условие очень ЗР, 1999, № 7). Устанавливаю на него поршнеКогда детали остынут, проверяю легкость важно: так как поршневой палец и головка шавой палец. Винт приспособления заворачиваю перемещений поршня относительно пальца. туна при высоких оборотах двигателя испытыдо упора, затем немного отпускаю, чтобы паЕсли палец сидит слишком плотно, смачиваю вают большие динамические нагрузки, несимлец, при сборке нагревшийся от шатуна, в соединение соляркой и раскачиваю его. метричная установка может вызвать такой его приспособлении не «закусило». На этом подПроверять плотность запрессовки пальца в сдвиг, что он упрется в зеркало цилиндра. И готовительная часть работы завершена. шатуне считаю излишним. И сомневаюсь, что тогда выход мотора изстроягарантирован! Включаю горелку газовой плиты, чтобы где-нибудь в сервисе это делают. Кстати, по Устанавливать палец действительно удобно приспособлением, описанным в ЗР, 1999, № 7, и все, что говорится в журнале о разбросе размеров деталей, я могу подтвердить - запчастей «без роду, без племени» на базаре хоть отбавляй! Например, поршневых пальцев, засверленных с двух концов - так, что на «стыке» отверстия несоосны. Для этого случая приспособление, описанное в большинстве книг по ремонту «Жигулей», вообще неприменимо - стержень диаметром 14,9±0,03 мм сквозь палец не проходит! Что касается подставки для шатунов (ЗР, 1999, № 12), то я неплохо обхожусь без нее, хотя спорить не стану: в мастерской она может облегчить и ускорить работу. Опишу собственный «технологический процесс». несколько подогреть поршень и увеличить зазоры - это облегчит сборку. Нагреваю его градусов до 70-80 (признак: рука уже не терсовету мастеров СТ0А я пробовал и запрессовку «на холодную» - получилось неплохо. Так может, и не обязательно шатун нагревать? имСвыше 20 лет я ремонтирую двигатели. Этому немало способствовал и «За рулем», который выписываю с 1967 года. Сегодня хочу поделиться опытом, который может пригодиться любому «умельцу», время от времени ремонтирующему двигатель своих «Жигулей». В подобных случаях вряд ли оправдана покупка или изготовление дорогих приспособлений, ведь обойтись можно буквально домашними средствами.От редакции. С запрессовкой пальца в холодный шатун нам трудно согласиться. Даже при ударе дело обходится без поломки, нельзя гарантировать сохранение геометрии де особенно поршня, на который действует усилие запрессовки. А коли они деформированы значит, снизится срок службы двигателя. Что касается проверки усилия сдвига пальца в головке шатуна, то автор, скорее всего ком с работой тех СТОА, где специалисты дорожат своей репутацией. А заодно умеют д считать. Ведь «самораспрессовка» поршневого пальца-это не что иное, как авария двиг Остальные приемы работы, описанные в статье, представляются вполне допустимым согласитесь, для оценки температуры собственной рукой последняя должна быть не толь нированной, но и «откалиброванной». Иначе ей будет горячо не только при 240°С, но и при бой другой, достаточно высокой температуре. Несомненно, в шатун, нагретый до 40О° более докрасна, вставить поршневой палец еще проще, но правильность его посадки уже н рантируется.